Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
27 июля 2016 г.

Вальтер Гропиус. Мысли вслух об архитектуре

Основатель «Баухауза», один из ведущих архитекторов XX века, апологет функционализма и машинной эстетики – Вальтер Гропиус (1883–1969) оставил о себе богатую память в разных странах мирах. Вырос и состоялся в Германии, начинал вместе с Ле Корбюзье и Мисом ван дер Роэ в мастерской Петера Беренса; затем воевал на Западном фронте во время Первой мировой войны, едва не погиб, получил два Железных креста. После войны он поднялся вместе с «Баухаузом», а в 1930-х годах – эмигрировал из Германии, где зарождался фашизм, и переехал в Соединенные Штаты транзитом через Великобританию. В США Гропиус построил ряд знаковых объектов модернизма (в частности, собственный дом в Линкольне и небоскрёб Pan Am в Нью-Йорке) и преподавал в Гарварде. После себя основатель «Баухауза» оставил немало афоризмов и избранных высказываний об архитектуре. 

Гропиус в Линкольне у своего дома, 1967

Небоскрёб Pan Am (тогда и сейчас) 

ЛЮБИМЫЙ ЦВЕТ 

Меня в детстве как-то спросили: «Какой твой любимый цвет?». Я ответил: «Все цвета радуги». Я люблю пёстрые, смешанные цвета. 

Офис Вальтера Гропиуса в Баухаусе, Дессау

Интерьер загородного дома, США 

ОБРАЗОВАНИЕ

Обучить кого-либо искусству как таковому нельзя, но мастерству – можно. Архитекторы, художники, скульпторы – все мастера в первоначальном смысле этого слова. Таким образом, это является фундаментальным требованием всего художественного творчества, что каждый студент должен пройти тщательное обучение в мастерских всех ремесел. 

СТАНДАРТИЗАЦИЯ 

Путь к количеству и стилю – это такая организация труда, которая будет применять промышленные технологии в строительной сфере. Массовая продукция будет приносить успех, если объединит в себе высокое качество сырья, труда и низкие цены. Путь в будущее лежит через стандартизацию и префабрикацию. (1910) 

Ошибочно предполагать, что архитектура ухудшится из-за индустриализации конструкций жилого дома. Напротив, стандартизация элементов здания окажет благотворное влияние на создание единого характера новых жилищ и предприятий. (1955) 

Дом Гропиуса в Линкольне, Массачусетс 

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ 

Атмосфера накануне Первой мировой войны была пропитана лживостью и снобизмом. Было очевидно следующее: чтобы архитекторы изобретали гениальную, соответствующую духу времени архитектуру, необходимы революционные перемены в «визуальном» образовании молодого поколения и в то же время – интенсивное обучение в сфере массового жилищного строительства. <…> Накануне Первой мировой я и некоторые другие архитекторы видели возрастающую и пугающую тенденцию: представители нашей профессии всё сильнее и сильнее натягивали на себя смирительную рубашку. 

На войне мы осознали ужасающую пропасть между реальностью и идеализмом. Именно там я понял, какую важную роль может сыграть архитектор для нашего поколения. 

Первая мировая – это не просто проигранная война. Мир подошёл к концу. Мы должны были начать поиски радикальных решений наших проблем. 

БАУХАУЗ 

Баухауз положил начало борьбы с привычными до того академическими методами воспитания маленьких Рафаэлей и обучения архитектурному проектированию; мы стремились вернуть общенародной художественной деятельности творческие таланты, покинувшие её в ущерб как своим личным, так и общенародным интересам. (1922)

Эскиз комплекса Баухауз в Дессау 

Атмосфера Баухауза была просто превосходной. Я тратил 90 процентов своего времени на борьбу с правыми радикалами, оставшиеся 10 – на дизайн. 

Кресло F51 

Конечной целью всей визуальной художественной деятельности является строительство! Архитекторы, художники и скульпторы должны вновь научиться знать и понимать многогранную форму строительства в полном объёме, а также по частям. Только тогда они сами по себе будут наполнять свои работы архитектоническим духом, который они потеряли в салонном искусстве. <…> Художник – возвышенный ремесленник. <…> Давайте создадим новую гильдию мастеров без классовых различий – они разрушат стену высокомерия между ремесленниками и художниками. Давайте вместе желать, разрабатывать и создавать здание будущего, которое будет заключать в одной форме всё: архитектуру, скульптуру и живопись, – и возвысится над миром в виде кристаллического символа новой, всевозрастающей веры. (1919) 

Дом Соскина, Тель-Авив, Израиль 

Баухауз существовал ради строительства. 

Баухауз стремился продемонстрировать, каким образом можно достичь единства в многообразии, используя для этого материалы, технику и представления о форме, отвечающие своему времени. Этот метод был революционным, и я не знаю до сих пор ни одной другой системы воспитания, которая могла бы скомпрометировать или заменить направление баухаузовской идеи. Сейчас, когда происходит смешение весьма сомнительных вещей, лишь имитирующих различные способы обучения без какого-либо их самостоятельного творческого развития, внимание к Баухаузу усиливается вновь. (1961) 

Баухаус в Дессау 

ГАРВАРД 

Я не намереваюсь воспроизводить,таксказать, трафаретный «Современный стиль» из Европы. Я собираюсь привнести такой метод работы, который позволит студентам решать проблемы в соответствии с их индивидуальными условиями. Я хочу, чтобы молодой архитектор мог найти собственный путь в каких бы то ни было обстоятельствах... чтобы он мог создавать правдивые, неподдельные формы в тех экономических, социальных и технических условиях, в которые он поставлен, вместо продвижения заученных формул, которые, возможно, приведут к совершенно иным результатам… Решение проблем нашего общества должно быть беспристрастным, оригинальным и гибким. (1937; вступительная речь в Гарварде) 

НАШЕ ВРЕМЯ

Возможности новых технических средств значили для людей моего поколения даже ещё больше, чем для нынешнего, но в начале нашего движения стояла идея, а не одержимость новыми формами и приёмами. Наш испытующий взгляд был направлен прежде на сами жизненные процессы. Как следует жить: трудиться, передвигаться, отдыхать, как создать жизнетворную среду для нашего изменчивого общества, – вот что пленяло наши мысли. (1955) 

Движение – решающий мотив нашего времени. Техническая и художественная форма снова срастаются в органическое единство. Так новая развитая форма получает свою исходную точку в произведениях индустрии и техники. (1914) 

Технические новшества, первоначально расцветавшие как чудесные средства для достижения цели, превратились в самоцель; индивидуальные методы проектирования омертвели во враждебных друг другу догмах; новое сознание наших растущих связей с прошлым извратилось в духе эклектизма; наше материальное изобилие ложно используется в стихии социальной безответственности во имя идеологии «искусства для искусства»; наша молодежь, сбитая с толку открывшимися и предоставленными в её распоряжение богатыми возможностями, прячется в узкие рамки строго лимитированных заданий и ищет самовыражения в бессмысленных новшествах и сенсациях. Короче говоря, мы, архитекторы, должны признать, что утеряли истинное направление, все свои задачи, своё достоинство и доверились воле случая. (1961) 

СТИЛЬ 

Попытки классифицировать и уже тем самым замораживать развивающееся искусство и архитектуру, когда они ещё находятся в стадии становления, превращая их в «стиль» или в какой-нибудь «изм», могут скорее подавить, чем стимулировать творческую активность. 

Баухауз никогда не интересовался формулированием какой-либо догмы или стиля, адресованного времени, так же как для него никогда не были самоцелью технические методы. (1961) 

Музей искусств в Тель-Авиве, Израиль 

АФОРИЗМЫ 

Единство – в многообразии. 

Творческая искра берёт свое начало в индивидуальности. 

Красота – естественный компонент жизни, который не может быть изолирован, как привилегия для эстетически достойных; это фундаментальная потребность любого человека. 

Вальтер Гропиус и Иза в Линкольне, США 

Современная, гармоничная и живая архитектураявляется видимым признаком подлинной демократии. 

Ум, как зонтик. Он функционирует лучше всего, когда открыт. 

Архитектура начинается там, где заканчивается инженерия. 

Читайте также: 

Ле Корбюзье: «господин Воронов» вчера и сегодня

Мис архитектуры. Творческое кредо ван дер Роэ

553
Текст: Кузнецов Павел

Комментарии (2)

  • 18.04.2017 | 23:38

    Help ban account Google AdSense. Send an abuse to Google Adsense on the following sites: http://gdenauka.com/ http://hapume.com/ http://indelous.com/ http://usature.com/ http://monforexe.com/ We block this account Google AdSense together.

    Комментировать

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта