Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
1 марта 2017 г.

Ультра-модерн за пределами Тегерана

После того как в предыдущих статьях на BERLOGOS мы изучили столичную архитектуру Тегерана и рассмотрели стилистические особенности новых коммерческих построек в Иране, теперь отправимся в провинцию этой восточной страны в поисках современной архитектуры. Тут найдётся место и подражанию деконструктивизму, и ультрасовременному стилю, и разрезанному пополам жилому дому, и экспрессионистскому проекту в горах Алброз. Обо всём по порядку.

Начинаем свой заключительный обзор архитектуры Ирана за пределами Тегерана с города Исфахан. У каждого здания – своя отличительная особенность. Например, жилой дом Bagh Jannat площадью 305 кв. м обладает окнами-трансформерами, которые неожиданно открываются, как в часах с кукушкой, а также подземным этажом (заказчик хотел просторный дом, а в квартале действует высотный лимит на строительство новых жилых объектов – не более 7 метров). Проект архитектурной студии Bracket Design Studio был реализован в 2015 году. К слову, схожий приём динамичных створок применён в офисном здании Saadat Abad Commercial Office Building в Тегеране.

Фото:  Farshid Nasrabadi 

Часто встречающийся в Иране мотив портала можно найти в облике жилого дома House NO:2 в Исфахане (арх. SarSayeh Architectural Office, 2015). В здании общей площадью 1130 кв. м есть 4 просторные квартиры, паркинг, внутренний двор. Светлый камень и дерево добавляют объекту элегантного спокойствия и тихой роскоши. Удивительно, но архитекторы не стали прятать пространство комнат от палящего солнца, например, с помощью деревянных жалюзи или решётчатых экранов (такие приёмы часто можно встретить в Тегеране), а сделали огромные окна, которые обеспечивают максимум света и свежего воздуха. Такова была просьба одного из заказчиков, который, как рассказали архитекторы, «раньше жил в тёмном и сыром здании».

Фото:  Farshid Nasrabadi 

Следующий объект в Исфахане – симпатичный офис Kamran Kopaei (арх. Amordad design developer, 2008). Авторы применили «современные синонимы традиционных иранских материалов и форм», таких как: кирпичи ручной работы и разных цветов, витражи, украшения из дерева, вода, зеркала. Кроме того, для распределения пространства используется иранская форма с центральной шахтой – бадгиром (традиционный ветроуловитель в пустынных районах Ирана). А вписанный в квадрат фасад напоминает портал и является реминисценцией традиционного приёма персидской архитектуры.

В 30 км от Исфахана, в городе Неджефабад можно найти наследие «белого» модернизма, ближневосточная вариация которого произросла в «Белом городе» в XX веке (см. Баухауз в Тель-Авиве). В проекте жилого дома Bahar House (2015) от архитектурной фирмы Ayeneh Office плавные линии перемежаются с прямыми углами не только во внешнем виде и заборе, но и в интерьере. К игре с «формами из цемента» пришлось прибегнуть во многом из-за «лимитированного бюджета», как рассказали авторы проекта.

Фото:  Farshid Nasrabadi 

2-этажное здание на небольшом участке земли рассчитано на семью из четырёх человек. Объект разделён на две части осознанно, согласно функциональному назначению: общественные пространства, такие как кухня, гостиная и гостевая комната, находятся «на востоке», тогда как «на западе» – личное пространство (спальни и туалеты). Вход в здание осуществляется как раз в месте его «разрыва» – посередине, немного в глубине. Лестница, как статуя, по словам проектировщиков, тоже выступает в качестве разделителя личного и общественного.

Фото:  Farshid Nasrabadi 

Мотив разделённого на две части фасада и утопленного посередине входа встречается в другом жилом доме – Afsharian's House, построенном в городе Керманшах по проекту ReNa Design в 2013-2014 годах. Этот дом, как и упомянутый выше Bahar House, рассчитан на четырёх человек: семейную пару и двух детей. «Мы пришли к выводу, что здание должно развиваться от дома к апартаментам. Эта задача потребовала от нас создания гибкого плана и фасада», – заявили авторы. В итоге получился «квадрат с трещиной, который превратил здание в скульптуру», выполненную из древесины и кирпича.

А вот другой пример игры с внешним обликом здания. Два «разнонаправленных» фасада имеет жилой дом Khish-Khaneh Residential Building (2015) в центре исторического города Керман. Облик уличного создают характерные вертикали «хаотично» расставленных пилястр, тогда как задний фасад очерчен горизонтальными линиями. На первом этаже располагаются паркинг, двор и лобби, а на оставшихся – восемь 2-комнатных квартир, плюс одна «трёшка» на последнем этаже.

По словам авторов проекта Behzad Yaghmaei + Azadeh Mahmoudi, «главной идеей было создание взаимоотношений между отличительными характеристиками традиционных зданий и современных конструкций». Характерные цвета района – красный и жёлтый, поэтому «тяги, рамы и жалюзи отвечают за красный, а жёлтый кирпич является основным материалом фасада».

Фото:  Farshid Nasrabadi 

Вы думаете, что эти белые «коробки» находятся где-нибудь в Альпах или на Лазурном берегу Франции? Отнюдь нет. Идеи постмодернизма и деконструктивизма дали свои ростки в Иране. Загородный дом Mosha House (2016) от архитекторов New Wave Architecture имеет ультрасовременный облик в подражание современным тенденциям и находится на склоне в горнолыжном посёлке Моша, что в провинции Тегеран. Вольно сложенные друг на друга три «консольные коробки» высвобождают дополнительное пространство для двух террас, а окна исполняют роль «прозрачных занавесок между интерьерами и природой», заявляют авторы. Дерево является ключевым естественным материалом в отделке помещений и лестницы.

Фото: Parham Taghioff 

Или другой пример метафоры. Огромная «яхта» пришвартовалась в городе Решт, что в часе езды от побережья Каспийского моря. Частный госпиталь Pars Hospital (арх. New Wave Architecture, 2016) общей площадью 30 тыс. кв. м рассчитан на 160 пациентов. Благодаря лёгким формам и светлым краскам здание гармонично вписалось в городской контекст и стало новой доминантой: свежей, яркой, красивой. По словам авторов, их проект является новым словом в архитектуре госпиталей, поскольку раньше подобные объекты в Иране строили шаблонно, по блочному принципу, с длинными и мрачными коридорами, что явно не способствовало выздоровлению. Проект же Pars Hospital настолько хорошо скроен, что в нём хочется задержаться, как бы это ни было парадоксально по отношению к больнице.

Фото: Parham Taghioff 

И напоследок, раз уж забрались в горы, упомянем 10-этажный отель Barin Ski Resort (2011) на горнолыжном курорте Шемшак (Shemshak), втором по величине в Иране. Проект архитектурной фирмы RYRA Studio, где гладкие кривые сливаются с заснеженными горами Алброз, – это нечто вроде органической архитектуры, каталонского модерна (модернизмо) Антонио Гауди и экспрессионизма Мендельсона (см. его башню Эйнштейна). Отель напоминает вырезанный из снега зимний дворец, где номера являются пещерами с круглыми отверстиями для естественного света. Всего здесь есть 67 номеров, начиная от 45-метровых студий и заканчивая пентхаусом площадью 270 кв. м.

Фото: Parham Taghioff 

Читайте также:

Персидские воины бизнеса. Современные коммерческие здания Ирана

По ту сторону Каспия. Современные жилые комплексы Тегерана  


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта