Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
12 мая 2016 г.

Триумф дешевизны или оставь надежду всяк в «Арбат» входящий

Авторская статья Владимира Гладышева, журналиста, краеведа, автора книг и многочисленных публикаций об истории Пермского края. 

Этой весной пермяки с удивлением, а иные и с содроганием обнаружили, что вход с Комсомольского проспекта в пермский «Арбат» (пешеходную часть улицы Пермской) почти загородила своим мрачным тёмным массивом  многоэтажная новостройка, внешне похожая на квадратный шкаф. 

Угол на этом перекрёстке долгие годы пустовал, уж очень выгодное место, выигрышное для любого зодчего. Еще несколько лет назад здесь красовался баннер с  картинкой дома,  спроектированного в стиле «провинциальной готики» (как было обозначено, над проектом работала мастерская С.А.Шамарина).  В принципе, особого отторжения та картинка у гуляющей по «Арбату» публики не вызывала. Можно было придумать и лучше, конечно, но будущий  объект мог бы неплохо смотреться в «архитектурной коллекции» заповедной улочки, рядом с теремком Токаревой, маленьким шедевром  новорусского стиля. 

Стройку «разморозили» прошлой осенью, а зримые очертания объект  приобрел этой весной. Неизвестно, каким образом произошла подмена, куда смотрели надзирающие органы, разные центры и инспекции, но и  общественность проморгала. Эффект оказался потрясающий… примерно такой, как в фильме «12 стульев», когда «художник»  Остап Бендер показал заказчику свою «картину маслом». Зрители ахнули, собаки завыли «от тоскливого необъяснимого ужаса». Ведь что мы  получили, как говорится, на выходе? Триумф дешевизны в погоне за чистоганом. 

Многоэтажная  безобразная махина, воздвигнутая на самом выигрышном месте, причём из самого дешёвого современного материала (все та же тёмная плитка, погонные метры с зеркальным отражением), и полное отсутствие архитектурной мысли. 

Да, на выходе город получил низкопробную «дешёвку», от скудной идеи до воплощённого ужаса. Застройщики сэкономили на всём, в том числе и на зодчем (ведь трудно назвать зодчими халтурщиков, работающих по принципу: «чего угодно-с?»). Не случайно сейчас архитекторы, приложившие руку к этому уродцу, старательно открещиваются от содеянного, на том основании, что «заказчиком допущены отступления от проекта».  Но, в конце концов, гонорары  получены, так что все запоздалые  архитекторские ужимки смешны и несолидны. 

Презрели и разумные рекомендации специалистов избегать при строительстве чёрных и тёмных цветов, учитывая малое количество солнечных дней в жизни уральцев. И что теперь  увидят гости Перми, гуляющие по Компросу или выходящие из отелей, расположенных напротив? Справа от входа  на пешеходную улочку стоит унылая «хрущоба», жалкое наследие борьбы с архитектурными излишествами и собственно с архитектурой. А слева – эта уродливая, неэстетичная, чёрная «гробина», тоже своего рода символ времени, борьбы за наращивание объёмов любыми средствами. И это в самом центре пешеходных маршрутов. В общем, «оставь надежду всяк в Арбат входящий». 

Чего  хочется пожелать ещё не сданной, не обжитой новостройке? Только одного: той же печальной судьбы, что и для пресловутого «Бегемота», здания, построенного на Сибирской, 19. Кстати, у этих объектов очень много схожего. Сноса злачной бегемотской «норы»,  такой же чёрной «зеркальной дешёвки», возведённой, в нарушение законодательства,  тоже в охранной зоне объекта культурного наследия, – градозащитникам Перми удалось добиться только через судебное преследование. 

Владимир Гладышев, журналист, краевед, автор книг и многочисленных публикаций об истории Пермского края.


Текст: Владимир Гладышев

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта