Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
14 августа 2015 г.

То тут поп-ап, то там поп-ап. Часть 2

То тут поп-ап, то там поп-ап. Часть 2
 

BERLOGOS продолжает дискуссию о временных пространствах.


Участники дискуссии:
Илья Шипиловских – куратор, Уральский филиал ГЦСИ
Ашот Карапетян – архитектор
Дмитрий Безуглов – журналист, участник промобюро «Теснота»
Александр Елсаков – промоутер, создатель промобюро «Теснота»

Модератор круглого стола: Вероника Соковнина, филолог, журналист интернет-журнала BERLOGOS

Вероника Соковнина:
– Если говорить о многофункциональных площадках, таких как ЭМА, то возникает вопрос о воплощении принципа универсальности в архитектуре. Так ли важно, каково здание снаружи и какая у него планировка? Чердак это или подвал?

Дмитрий Безуглов:
– Мне кажется, это важно в каждом конкретном случае для той дизайнерской команды, которая там работает. А для человека, который приходит на выставку, это, конечно, не важно.

Александр Елсаков:
– Точно можно сказать, что всегда используются дешевые отделочные материалы. Чем меньше ты потратил и при этом изящнее оформил пространство, тем больший ты молодец как проектировщик и дизайнер.

Илья Шипиловских:
– Функция на первом месте, и уже она диктует форму.



Александр Елсаков:
– А в случае с ЭМА мы буквально недавно с Ашотом смотрели фотографии «до и после» (на тот момент я побывал в ЭМА несколько раз). Оказывается, там всё было убито! И это дико интересно, ведь я пришел первый раз в павильон и подумал «блин, как всё легко спроектировано, как будто бы ничего не переделывали», а потом мы смотрим фотографии и понимаем, насколько это было убитое пространство, столько там мысли вложено, столько работы пришлось провести. И в этом смысле здесь стоит рассмотреть Outline – еще один проект Stereotactic. Ты приезжаешь на этот гигантский электронный фестиваль и видишь фантастически, до мельчайших деталей продуманную инфраструктуру, а потом смотришь, в каком состоянии Карачаровский завод был до того, как команда приступила к работе. И тут тебя пробирает дрожь. Может быть, даже большая, чем когда ты впервые оказываешься на территории фестиваля.

Ашот Карапетян:
– Тут, получается, есть несколько форматов поп-ап-пространств. Первый – как в случае с Карачаровским заводом. Все понимают, что в течение года он будет снесен и на его месте построят жилой комплекс, и то, что они возводят сейчас, проживет всего два дня. Совсем другой формат – это проведение, допустим, биеннале в «Доме Печати», когда никто ничего не собирается сносить, а происходит некое переосмысление пространства.

Александр Елсаков:
– Если говорить еще о планировке и дизайне, то сразу вспоминается тот же White Room. Мне не очень нравится то интерьерное решение, которое было там принято, все эти унитазы…

Дмитрий Безуглов:
– Там были унитазы?

Илья Шипиловских:
– Я вообще их не помню. Там, кажется, просто белые стены.

Александр Елсаков:
– Там были унитазы, раковины, какие-то вычурные зеркала. И вот именно это наводит на мысль, что поп-ап-пространство может быть куда более вычурным, чем постоянный интерьер, именно в силу своей временности. Оно обязано удивлять и даже эпатировать. Вот ты видишь фасад ЭМА и…

Вероника Соковнина:
– А что там с фасадом?

Дмитрий Безуглов:
– Там изоляционный материал. Выглядит реально как какая-то «вурмская штука» (имеется в виду художник Эрвин Вурм. – Прим. авт.), как будто это ожиревшее серебристое здание в складках. Очень круто выглядит.



Александр Елсаков:
– И не понятно, как бы ты относился к этому фасаду, если бы он тут находился пять лет. Его плюс в том, что он временный, потому что уже через полгода такой дизайн надоест.

Дмитрий Безуглов:
– Спасибо, что он с нами до сентября.

Александр Елсаков:
– Надоело бы даже инстаграмиться около него.

Дмитрий Безуглов:
– Ну, тут всё очень просто: надоело фотографироваться здесь – пожалуйста, вот тебе другое место.

Александр Елсаков:
– Да, в этом плане мне очень нравится это тиражирование в Instagram, потому что сразу понятно: дизайнер на этой площадке, в этом интерьере расставил такие якорьки, которые становятся узнаваемыми и около которых хочется отметиться.



Илья Шипиловских:
– Это, безусловно, должно закладываться в самом начале, еще при проектировании.

Дмитрий Безуглов:
– У вас будет такое на биеннале?

Александр Елсаков:
– В прошлый раз это был гигантский баннер с оптическими иллюзиями на здании «Уральского рабочего». Он стал самым популярным объектом. Еще счастливцы фотографировались с ковром – мемом уходящей эпохи.

Вероника Соковнина:
– Если говорить про временные арт-площадки, то это мобильность формы и содержания, что зачастую и для зрителя интереснее, чем статика классического музея. Не стоит ли тогда говорить о постепенном отходе музеев на задний план?



Дмитрий Безуглов:
– Это разные аудитории, разные потоки и разные сметы.

Илья Шипиловских:
– У музеев есть особенная прелесть – постоянная коллекция, которая и привлекает людей. И человек туда приходит, чтобы увидеть эти работы или оценить их в новом контексте параллельной выставки. Нужно публику приучать, чтобы они ходили в конкретное место, а поп-ап просто не успеет, мне кажется.

Дмитрий Безуглов:
– Я вспомнил, что был отличный концепт «Музей всего» – как раз поп-ап. На две недели приехал фургончик, который ездил по 13 городам России, разложился на ул. Горького, где сейчас ведется строительство, прямо на набережной. Фургончик разбивался на две части. В одной сидело жюри – дирекция лондонского The museum of everything, – и к ним шел постоянный поток людей, которые приносили свои работы. Их оценивали и отбирали для грандиозной выставки этого музея, которая состоялась потом в «Гараже». Во второй части фургончика размещалась экспозиция работ неизвестного современного искусства.

Илья Шипиловских:
– Набережная тогда на несколько дней превратилась в место городского экшна. Могли прийти люди, расстелить пледик, полежать, послушать музыку, познакомиться с художниками. Очень яркий проект. Вот что ещё важно: площадка должна быть совершенно не похожа на что-то обыденное.

Дмитрий Безуглов:
– Это как шапито приезжает, довольно мило.

Вероника Соковнина:
– Мы говорили о влиянии архитектурных решений на поп-ап-проекты. А дизайн интерьера играет какую-то роль в формировании концепта временного пространства?

Илья Шипиловских:
– Конечно! Это чуть ли не самая важная деталь всего мероприятия.

Ашот Карапетян:
– Через дизайн увязываешь и эстетику, и функцию, позволяешь им взаимодействовать.

Александр Елсаков:
– Это же всё временные планировки. Ты не стены городишь, а значит, здесь, прежде всего, интерьерное решение, чем архитектурное. Кстати, тут нужно отметить, что подобные пространства тяготеют к формату open-space. Это и понятно, с ним легче работать.

Дмитрий Безуглов:
– Сейчас можно просто техзадание написать для временных пространств, только бы их сделали.



Александр Елсаков:
– Вообще в условиях кризиса поп-ап должен стать очень популярным инструментом. Сегодня, проезжая по Екатеринбургу, можно увидеть такое количество растяжек «аренда», какого мы не видели никогда. Во всяком случае, наше поколение точно. Последнее, что меня шокировало, – рядом с моим домом на Декабристов-Белинского стоял двухэтажный дом, а рядом с ним висел баннер со стрелочкой, указывающей на него, и надписью: «Продается особняк».

Ашот Карапетян:
– А я недавно заезжал в Красноуфимск, и там перед городом был баннер «Продам аэропорт»! (Общий смех.)

Илья Шипиловских:
– То есть у людей удивительные активы, и они не знают, как ими распорядиться. Единственное, что приходит в голову, – сдать в аренду или продать, а ведь можно подойти к вопросу креативно.

Александр Елсаков:
– Да-да, когда с одной стороны появится адекватное профессиональное предложение, а с другой владельцы помещений и капиталов поймут, что они хотят быть ярче и устали терять деньги, закономерным образом начнется этот диалог.

Вероника Соковнина:
– Но есть же готовые предложения – Stereotactic, Simplex Noise.

Илья Шипиловских:
– Но Stereotactic – это Москва, а Simplex Noise точно могут делать временные пространства, но им нужно найти в своей команде человека, который смог бы грамотно подготовить маркетинговое предложение.

Дмитрий Безуглов:
– Да всем нашим проектам нужен такой человек, чтобы смог прийти и сказать: «Мужик, давай не будем продавать аэропорт, а сделаем там концертную площадку на два месяца, а потом откроем поп-ап-галерею». И тогда всё завертится!

Фото: Влад Лоншаков

Начало материала читайте здесь .

Редакция BERLOGOS благодарит кофейню Papa Carlo Coffee за предоставленную площадку.


Текст: Соковнина Вероника

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта