Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
30 октября 2015 г.

Текстильная архитектура: ткань бытия

«Что некрасиво на ветру, то — уродливо», – сказано об одежде, но разве архитектура, в каком-то смысле, не одежда пустоты? И, если обычные постройки «из плоти и крови», то есть из камня или бетона, возводят стены на пути вихрей мироздания и прочего хаоса, то текстильная архитектура с этим хаосом умеет гармонично сосуществовать. Ее трудовой стаж в три тысячи лет упраздняет усыпляющую стабильность. Бедуинские палатки, цыганские шатры, монгольские юрты, купола бродячих цирков... Архитектура-кочевник, шаман, прорицатель и звездочет. Жить за тонкой мембраной, будь то войлок, шелк или домотканый ковер, означало не прятаться от мира, но быть ему равным. Чем ближе к земле, тем ближе к небу. Чрезмерный комфорт, который удерживает человека на одном месте, невозможен в подобных постройках. Сняться с места в любой момент и следовать за своим племенем, стадом или судьбой. Понимание человеческой жизни как мгновения, от того и возможность жить вечно. Это про текстильную архитектуру, которая всегда заодно с Природой и всей Вселенной.

Современность, все эти цифровые бури и информационные потоки растрепали искусство строительства из ткани, как флажок на вершине Эвереста. Текстильная архитектура осталась в пустынях и степях, а в городах поселилась ее сверх-утилитарная тень. Унылые, покрытые пятнами сырости, торговые палатки или скороспелые выставочные павильоны и шатры для вечеринок. Сиюминутность, архитектурный фаст-фуд без всякой философии. Так же, как цивилизованный мир превратил коренные народы в навязчивых и нетрезвых продавцов сувениров, так же и архитектуру из текстиля удостоили лишь роли ярмарочного зазывалы. При свете фонариков кажется принцем, а на утро обвисает помятой, бесформенной тряпкой.

Последние пару десятилетий новые технологии, а главное — новые умы, заново открывают поколению шопинг-моллов переосмысленную текстильную архитектуру. Ее обращают в новую религию конструктивной эфемерности, жестко заданной зыбкости и волевой мягкости. 

Теперь ей, кажется, доступно все. Быть стенами дома, как в известном Curtain Wall House в Токио от выдумщика Сигэру Бан (Shigeru Ban). Это была смелая игра в ассоциации на тему сёдзи, бумажных перегородок в традиционных японских домах. И дом поразил, словно президент японской корпорации, явившийся на работу в плаще Бэтмена.

Переписать поведенческий сценарий занавесей и превратить их в оболочку всего здания взялись в австрийском архитектурном бюро Hertl architekten. Зашторенной фасад их Аichinger House выглядит интригующе интимно.

Текстильная архитектура может произвести на свет мембраны-перепонки, в качестве основы здания циклопических размеров. Как знаменитые сложносочиненные стены из сетчатой ткани на алюминиевом каркасе бакинского спортивно-концертного комплекса Baku Crystal Hall.

Или протянуть воздушный навес-тоннель между домами, такой, как придумал Николай Кугель (Nikolai Kugel) для торгового пассажа в швейцарском городе Букс.

Или, подобный посланнику из другого измерения, прозрачному Cubic Prism от дизайнера Akane Moriyama, полностью изменить геометрию места.

Архитектура из текстиля может быть совершенно приземленной, но оставаться при этом предметом высокого искусства. Как нахальная инсталляция Textile Field, «смягчившая» чопорный нрав музея Виктории и Алберта. Огромный стеганый футон в стиле лаунж, вольготно растянувшийся на тридцать метров в длину в рафаэлевском зале, доказывает, что посещение музеев — не тяжелый труд, а удовольствие.

Вообще, в концепции текстильной архитектуры часто срабатывает принцип перевертышей. Чистой воды инсталляция в этом стиле выглядит абсолютно функционально, и наоборот, нечто безусловно утилитарное обретает все признаки арт-объекта. Допустим, павильон в Мельбурне, от австралийского бюро John Wardle Architects. Собранный из более чем тысячи сложенных лепестков на каркасе из дерева и стали покровительствует перформансам, воркшопам, концертам и прохлаждающейся публике. А на деле выглядит как яркая интерактивная скульптура. 

Или же, текстильный «грот» в одном из миланских магазинов, для которого архитекторы из нью-йоркского бюро Snarkitecture разрезали на ленты сто тысяч метров натканного синтетического материала. Инсталляция, создавшая фантастическое место, в существовании которого нисколько не сомневаешься. 

Возможно, когда реальность окончательно сольется с киберпространством, начнут появляться и небоскребы из текстиля, какие придумали в своем проекте Nested Skyscraper американские архитекторы Ryohei Koike и Jarod Poenisch. Невесомое, прозрачное и адаптивное здание с двойными стенами из материала на основе сополимеров этилена с тетрафторэтиленом, пригодилось бы для комикса. Но, по своим характеристикам, оно идеально для мира, в котором границы между приватным и общественным, динамическим и статичным будут окончательно упразднены.

В таком мире вероятного будущего, как, впрочем, и в настоящем, гармонично бы вписались удивительные гроздья капсул, дающих возможность «отключить» себя от городской среды, из проекта Tree Hopper молодых лондонских архитекторов OTCO. Кластер из мембранных коконов для отдыха и медитаций, словно бы растущий прямо на дереве, дает надежду, что между городом и человеком будет все-таки подписан пакт о ненападении.

Текстильная архитектура остается верна своим корням. Если, конечно, уместно говорить о корнях того, что ускользает от постоянства, движется навстречу изменениям и доверяет всем ветрам. И даже в новом мире, где, возможно, все шатры и тенты будут объявлены вне закона, в дворах-колодцах начнет зарождаться движение сопротивления. И такие текстильные архитектурные «существа», как инсталляция Will от финского университета D’Aalto, будут рассказывать легенды о людях, которые были свободны, равны, говорили с небом и впускали мир в свои дома из ткани. 

1074
Текст: Исаева Вероника

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта