Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
22 января 2016 г.

Сюрреализм в дизайне. Гармония парадокса

Сюрреализм возник в 1910-х годах в литературе, но вскоре стал масштабным направлением, охватившим практически все виды искусства, в том числе архитектуру и дизайн. Основу составляет идея совмещения сна и реальности, обращение к глубинам подсознания. Сюрреалисты достигали нужного эффекта, создавая противоречивые сочетания образов, форм, тем. Однако даже самые абсурдные произведения являются результатом тщательной продуманности. Зачастую, чтобы добраться до подсознания, художники работали под воздействием гипноза, алкоголя, голода, психотропных веществ. 

Первым сюрреалистом-дизайнером стал великий Сальвадор Дали. Идеи интерьера его собственного жилья раскрываются в деталях, создающих соответствующую атмосферу. Но главным его шедевром в этой области является одна из его шуточных работ –  «Комната Мэй Уэст». На картине лицо актрисы является пространственной иллюзией, составленной из предметов интерьера. Шторы превращаются в роскошные волосы, глаза воплощены в картинах, нос – причудливый камин, на котором стоят часы, линия подбородка – округлые ступени и, наконец, самый чувственный объект этой композиции – диван в виде губ. Под руководством самого Дали интерьер был сконструирован в объеме в 1974 году. С этого момента начинается новая эпоха в сфере дизайна. 

Тенденции сюрреализма начала ХХ века перерабатываются и приспосабливаются к современным условиям. Авторы отбрасывают на задний план любимую сюрреалистами теорию Фрейда, отходят от глубин подсознания, оставляя для себя лишь идеи парадоксальности, иллюзорности, абсурдности. Сочетание несочетаемого – главная концепция современных дизайнеров. Это может выражаться в таких принципах как: противоестественное сочетание чуждых друг другу предметов, их обмен свойствами (тяжелое становится невесомым, легкость приобретает массивность; то, что должно быть мягким, затвердевает, а твердое принимает растекающуюся форму). Предмет вызывает ассоциации сразу нескольких образов (диван-губы, стол-конь), соединение приемов (старое и новое, естественное и искусственное, динамичное и статичное, повседневное и экзотическое), масштабирование предметов (чаще всего используется увеличение мелких предметов). В итоге дизайн интерьера в сюрреалистическом стиле можно разделить на несколько типов. 

Первый представляет собой случай, когда все пространство помещения составляет единый образ, и стиль представлен во всех элементах, будь то покрытие пола, мебель, освещение и т. д. Однако такой интерьер наиболее уязвим от чрезмерной перегруженности, и человеку будет трудно в нем находиться. Логичным решением в такой ситуации является игра с цветом, фактурой и материалом предметов, спокойные плавные не сильно деформированные формы и образы. 

Второй тип является самым простым в общем решении интерьера, поскольку в таком случае несочетаемость может проявляться в использовании предметов искусства (картин, фотографий, панно, скульптуры), отвечающих идеям сюрреализма, размещенных в пространстве, кардинально противоположном по стилю. Скажем, картины Сальвадора Дали в барочном интерьере выглядели бы весьма интересно. 

Третий вариант применения сюрреализма в дизайне интерьера наиболее распространен среди современных авторов. Стиль проявляется уже частично в каких-либо соответствующих концепции сюрреализма объектах, которые гармонично вписаны в остальное пространство. Эффект в таком случае создается за счет контраста традиционной отделки помещения с причудливо выполненными предметами обстановки. 

Ярким представителем сюрреалистического стиля в дизайне можно смело назвать французского архитектора и дизайнера Филиппа Старка. Его работы минималистичны, лаконичны, но в то же время полны иронии. Игра с формой и материалами преобладает над цветовым решением. Старк считает, что люди должны окружать себя интересными и красивыми вещами, поэтому часто он использует пластик как универсальный, технологичный материл, чтобы предметы были максимально доступны. Предметы интерьера поражают «гармонией парадокса» и вызывают у зрителя много вопросов. Порой их внешняя простота заставляет задуматься о сущности бытия. 

Филипп Старк 

Наряду со Старком ведущими дизайнерами, придерживающимися принципов сюрреалистического стиля, являются Рон Арад и Том Диксон. Для Арада во главе всего стоит неординарность, борьба со штампами. После экспериментов с различными материалами (бетон, пластик, акрил, силикон) дизайнер остановил свой выбор на металле. Он создает предметы интерьера затейливой, гипертрофированной, абстрактной формы, которые только по внешнему виду можно считать арт-объектом, однако в удобстве использования они нисколько не уступают своему эстетическому превосходству. 

Рон Арад. Мусорное ведро

Плавные линии, неестественные формы также встречаются в работах Тома Диксона. Но стальные конструкции, в отличие от Арада, здесь заменяются более «теплыми» и привычными материалами. Это случай, когда сюрреализм раскрывается через ассоциацию: светильник, напоминающий молекулу, стулья – птицу, изгиб листьев, и даже опору линии электропередач. 

Такие предметы впишутся как в полностью сюрреалистический интерьер, так и станут ярким акцентом в пространстве другого стиля. Продолжать список неординарных дизайнеров можно бесконечно, так как сюрреализм является неисчерпаемым океаном идей. 

Том Диксон 

В дизайне этот стиль претерпел много изменений. Авторы уже не столько озабочены идеями подсознания и автоматизма, сколько желают удивить зрителя необычностью своих творений. Несмотря на это, принципы, сохранившиеся от традиционного сюрреалистического дизайна, гармонично вписываются в современную среду. Основная идея сочетания несочетаемого никогда не будет исчерпана, поэтому можно смело сказать, что дизайн в стиле сюрреализма имеет огромное будущее.

986
Текст: Крузман Юлия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта