Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
5 декабря 2016 г.

Superstudio: философия радикальной архитектуры

«Суперархитектура – это архитектура супер-производства и супер-потребления, супермаркета, супермэна и супер-бензина».

Манифест Archizoom и Superstudio, 1966 год

В 1963 году на факультете архитектуры университета Флоренции состоялась акция протеста, направленная против устаревшей академической системы, больше не способной формировать архитекторов будущего. Протестующие, «обманутые дети» рационализмасчитали своими учителями Ле Корбюзье, Луиса Кана и Мис ван дер Роэ, но в то же время ощущали потребность разорвать академические шаблоны, для которых не было места в современном обществе.

В этой атмосфере перемен второй половины 60-х годов и родилось новое архитектурное движение, позднее названное «радикальная архитектура». Официальной датой её рождения можно считать декабрь 1966 года, когда в галерее Jolly 2 в городе Пистойя состоялась выставка под названием «SUPERARCHITETTURA» – совместный проект двух архитектурных бюро:  Superstudio (Адольфо Наталини и Кристиано Торальдоди Франча)  и Archizoom (Андреа Бранци, Жильберто Кореттии Массимо Мороцци).

История Superstudio– это не классическая история архитектурного бюро с описанием внешнего облика зданий. Это визуальная хроника проектов с 1966 по 1973 год, которые никогда не были предназначены для возведения. Целью участников это группы было исследование значения архитектуры в эпоху «общества спектакля».

Первые проекты Superstudio связаны с переосмыслением роли дизайна. Они оспаривают логику функционализма, который задаёт структуру объектов, легко воспроизводимых на конвейере в системе культуры потребления. Первые продукты супердизайнасостоят из элементов, инородных системе: это объекты с максимумом сенсорных свойств (цветовых, тактильных и т.п.), наполненные образным содержанием, привлекающие внимание и призывающие к активному взаимодействию.

В 1968-69 годах Superstudio постепенно переходит от дизайна к архитектуре, которая теряет свои отличительные признаки и превращается в абстрактное проектирование объектов, нейтральных и доступных. Так появляется проект «Гистограммы архитектуры» (Istogrammid’architettura)– трёхмерные диаграммы, напоминающие решётку, чёткие и нейтральные, которые исключают пространственные связи, тем самым открывая бесконечную свободу композиционного построения.

Особое внимание архитекторы уделяют городу и процессам урбанизации. Архитекторы Superstudio утверждают, что больше не имеет смысла противопоставлять архитектуру и природное пространство, центр и периферию. Город –это всё вокруг; это состояние и ментальная привычка без определённого направления и иерархии. Для того чтобы продемонстрировать эту идею, в 1970 году Superstudio создают  серию фотомонтажей «Monumentocontinuo» (Непрерывный монумент). На одном из изображений утопичный монумент выделяется на фоне построек как пространный небоскрёб, пересекает Манхэттен, оставляя места «раскопок», из которых вырастает пучок зданий вокруг Empire State Building. Таким образом, проект демонстрирует современный город как единое протяжённое пространство, гомогенное благодаря технике, науке и культуре, но одновременно содержащее в себе противоречия.

Исследования урбанистической утопии продолжаются в проекте «12 идеальных городов» (Le dodici citta ideali) (1970-1971). Это двенадцать критических изображений, которые обостряют до предела аспекты современного городского планирования (зонирование, однородность, минимализм, прозрачность, индустриализация, климатизация) и демонстрируют их несостоятельность перед лицом проблем, связанных со сложностью структуры постоянно меняющихся городов.

С 1971 по 1973 год Superstudio работает над исследованием основополагающих актов, связанных с отношениями между архитектурой как сознательной формализацией планеты и жизнью человека. Пять фильмов – «Жизнь», «Образование», «Церемония», «Любовь» и «Смерть»–пропагандируют идеи архитектуры в их нестандартном понимании. «Архитектура никогда не касалась великих тем, основных тем нашей жизни, – говорит Кристиано Торальдо ди Франча, – архитектура остаётся на заднем плане и вмешивается только в определённый момент процесса отношений, когда наше поведение уже кодифицировано, давая ответы на чётко поставленные вопросы. Даже если эти ответы абсурдные или провокационные, архитектура не предлагает альтернативное поведение, потому что использует инструменты, отрегулированные системой, чтобы избежать каких-либо существенных отклонений».

Фундаментальные акты, «Жизнь» 

Наибольшего успеха группа достигает в 1972 году, когда они принимают участие в выставке Italy New Domestic Landscape  в МоМа, Нью-Йорк. В 1973 году АлессандроМендини, новый главный редактор журнала «Casabella», публикует серию статей, в которых впервые появляется определение «радикальная архитектура», предложенное Джермано Челантом. Таким образом, это движение превращается в историю, а Superstudio решает прекратить свою деятельность.

Город порядка 

Читайте также: 

Идеальность – не предел 

245
Текст: Саймова Валерия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
28 декабря 2016 г.
28 декабря 2016 г.
13 декабря 2016 г.
8 декабря 2016 г.
22 ноября 2016 г.
16 ноября 2016 г.
8 ноября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта