Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
8 апреля 2016 г.

Стимпанк в интерьере: когда техника становится искусством. Часть I

Дарья Филиппова, журналист BERLOGOS, PR-специалист, автор статей о дизайне интерьера

Я уже больше месяца изучаю стимпанк, но до сих пор не написала ни строчки. Я не знаю, как к нему подступиться, к этому стимпанку. Он оказался настолько необычным явлением современной художественной культуры, что мне даже как-то страшно про него рассказывать: как бы ни упустить основное и не скатиться в стандартный набор «характерных приемов». У меня уже сотни фотографий интерьеров, вещей, картин и девайсов, но структурировать их не представляется возможным: для этого следовало бы вначале структурировать всю информацию о стимпанке. Причем информацию лишь о стимпанке в интерьере. Правда, при любом раскладе не получится обойтись без рассказа о стимпанкерах — людях, которые делают все эти предметы с увлечением сумасшедших изобретателей и подходом настоящих художников.

Паб «Submarine». The 6th-Sense Interiors

Кинетический стимпанк-бар «Enigma». The 6th-Sense Interiors. Фото: Gabriel Rosca

Стимпанк — явление сколь обширное, столь и разнообразное. Он присутствует в современной литературе, музыке, живописи, скульптуре, фотографии, кинематографе, дизайне одежды и украшений, предметном и интерьерном дизайне. Стимпанк составляет (однако!) целое направление субкультуры со своими фестивалями, клубами и идеологией. Это поразительно, ведь практически вся одежда, мебель, декоративные штуки и бытовая техника — это хэндмэйд, ручная работа, сделано и оформлено мастерами-энтузиастами в единственном экземпляре. Стимпанк не изучают в курсе истории искусств или истории техники, ему не обучают как ремеслу в специальных училищах. Тем не менее, стиль живет и процветает, а в России — как оказалось — особенно бурно. 

Настольные лампы. Артель «Варка подарка»

Настенный светильник. Артель «Варка подарка»

Колонки-долгопелки. Стим-мастер McSim

В нашем детстве была одна удивительная книжка, называлась «Городок в табакерке». Помните? Хотелось без конца рассматривать её иллюстрации, самые что ни на есть сюрреалистические — с печальными колокольчиками, хитрой пружиной и молотками на ножках. Когда эта книга впервые попала мне в руки, я просто потеряла ощущение реальности. Это было открытие, откровение, взрыв, погружение в параллельный мир, живой и удивительный — в Мир Механики.

Илл. к сказке «Городок в табакерке». Художник Александр Кошкин

Илл. к сказке «Городок в табакерке». Художник Александр Кошкин

Илл. к сказке «Городок в табакерке». Художник Александр Кошкин

Когда я начала интересоваться стимпанком, мне всё казалось, что где-то я уже это видела... В итоге главная идея стиля оказалась прочно связана в моём сознании именно с «Городком в табакерке». Мне кажется, примерно то же самое чувствуют мастера-стимпанкеры и их покупатели — приобщение к параллельной реальности, в которой движение и механизмы занимают центральное место. Механика правит в этом мире, во всех областях жизни — от высокого искусства до повседневного быта. Шестерёнки в зацеп, паровые двигатели, шарниры, манометры, вентили, рычаги — даже если они висят на стене в качестве декоративного панно и не работают, всё равно в них заложена эстетика движения, инженерная мысль. Это и есть главное в стимпанке — показать красоту механизмов. Всё остальное рождается из этой идеи либо примыкает к ней.

Бар «Joben Bistro». The 6th-Sense Interiors

Бар «Joben Bistro». The 6th-Sense Interiors

Паб «Submarine». The 6th-Sense Interiors

Показательно, что негласным символом стиля считается шестерёнка. В качестве отдельной фигуры, сама по себе, она вообще существовать не предназначена. Без связи с другими элементами она неустойчива в пространстве. Она создана для динамики, для того чтобы поднимать цепи и двигать стрелки, крутиться и цеплять, передавать импульс. Глубоко философская вещь, если посмотреть на неё с позиций искусства.

Кинетический стимпанк-бар «Enigma». The 6th-Sense Interiors. Фото: Gabriel Rosca

Сакральное отношение к движению — мощный мотив обратиться к первоистоку, к тому золотому веку, когда техника только-только появилась, и с её помощью мир преобразился до неузнаваемости. Тогда-то всё как раз начиналось, и потому было особенно прекрасным, незамутнённым, дарящим надежду — как всё, что впервые открыто и бурно развивается. Конечно, речь идёт о промышленной революции XIX столетия, которая привела к всеобщей индустриализации.

Вот почему историзм в стимпанке так важен — это результат идеализированного отношения к технике и всему, что связано с промышленностью. Поэтому только латунь и медь, потёртая кожа и состаренное дерево, заклёпки и ржавчина, дирижабли и подводные лодки, электричество в «первозданном» виде — лампа накаливания и трансформатор Теслы, печатная машинка и старинный барометр... и, конечно, Его Величество Пар. Не просто явление природы, а движущая сила — тот самый Пар, который привёл к прорыву, который научил человека двигать пароходы, автомобили, станки на заводах и фабриках. К паровым машинам наблюдается особо трепетное отношение, что отражено в самом названии: «steampunk» переводится с англ. как «паропанк», «steam» — «пар».

Светильник. Художник, стим-мастер Cory Barkman

«Ретро-футуристическая модель пишущей машинки с функцией телетайпа». Стим-мастер 4444

Кофемашина «Heronus». Стим-мастер Дмитрий Тихоненко

А «punk»? Общее значение не очень позитивное — «отходы, отбросы, что-то ненужное». Применительно к обозначению стиля мнения разделились. Кто-то говорит, что речь идет о низах общества, неотъемлемой части европейской культуры второй половины XIX века — как говорится, хотите воспевать бум промышленности, не забудьте про глобальную урбанизацию, жизнь рабочего класса, расслоение общества и обитателей трущоб — из песни слова не выкинешь. Кто-то считает, что всё проще: речь идет о материалах, из которых делают стимпанковские вещи — отходах механизмов, металлических запчастях, ранее бывших в употреблении.

Скульптура «Ворона». Стим-мастер Harriet Mead

Картина «Паровые киты». Художник Sebastien Hue

И то и другое имеет место быть. Промышленные отходы для новых работ мастера действительно берут из самых разных мест, вплоть до заброшенных заводов и городских свалок. Художественное восприятие города с его достоинствами и недостатками также прочно вошло в эстетику стимпанка. Конечно, ведь только в городе технический прогресс реализуется во всей полноте. Посмотрите на картины — ни на одной вы не увидите зелёных лужаек, белых овечек, рыбака с удочкой и прочих провинциальных радостей. Только хардкор: высоченные небоскребы, целые муравейники из домов, поставленных одни на другие, копоть и дым, металлоконструкции, видавшие виды железо, камень и стекло, суровые люди в потёртых кожаных куртках, шлемах и очках-гогглах. Чтобы проникнуться атмосферой настоящего стимпанковского урбанизма, пересмотрите еще раз мультфильм «Господин Иллюминатор» («Mr. Hablot»): он иллюстрирует эти художественные особенности очень наглядно и прямо-таки по канону.

Картина «La Tour». Художник Didier Graffet

Картина. Художник Didier Graffet

Картина «The city of Alkon». Художник Jan Ditlev Christensen

Кадр из мультфильма «Господин Иллюминатор»

Есть и третья версия происхождения термина, наиболее возвышенная: «панк» — это протест против обыденности, против сомнительных достижений современного мира, лишающих человека индивидуальности и искренности. Тут мы вступаем в самую сокровенную и таинственную область стимпанка, его святая святых. Истинные стимпанкеры — это не просто любители железяк и прошлого. Это люди, для которых понятия чести и достоинства представляют ценность, неисправимые романтики, верящие в добро и справедливость. Что не мешает им быть сильными и крепкими мужчинами, способными работать с металлом на станках и вручную. Есть среди них и женская часть, но она малочисленна и в основном занимается дизайном одежды и так называемым «клокпанком» — художественной переработкой часов (их внутренней начинки) в произведения искусства. Кстати, это единственное направление стимпанка, реализуемое и на промышленном уровне, в производстве часов-скелетонов, у которых сквозь прозрачный корпус виден работающий механизм.

Декоративное панно в стиле клокпанк. Стим-мастер Susan Beatrice

Скульптура в стиле клокпанк. Стим-мастер Susan Beatrice

Скульптура в стиле клокпанк. Стим-мастер Susan Beatrice

Стимпанк весь соткан из парадоксов. С одной стороны, он имеет ретро-направленность, но с другой — он не копирует мир XIX века, а создает свой. Помните, мы говорили о параллельной реальности? На языке современного искусства это называется ретрофутуризм — представления о будущем, как его видели люди прошлого, или прогресс глазами продвинутого европейца начала XX столетия. Стимпанк берёт старинную эстетику, идеи и материалы, но создаёт абсолютно новую реальность, в которой будто никогда так и не был придуман двигатель внутреннего сгорания, а в дальнейшем — электронные устройства, и промышленное развитие пошло по пути развития паровой техники, а не высоких технологий. Окружая себя предметами вроде «Парового Компа», светильника с манометром и железной собаки, стимпанкеры и их заказчики словно погружаются в параллельный мир, более гармоничный и прекрасный. Фантазия здесь не знает границ, ведь сама фантастика как жанр не имеет никаких ограничений.

«Паровой КомпЪ». Стим-мастер Doberman

Светильник. Художник, стим-мастер Cory Barkman

Скульптура «Собака». Художник Stephane Halleux

А вот ещё одна 3D-картина в соответствующем стиле. Мрачный фон и дым на заднем плане — про это мы уже знаем, про бабочку из металла с заклепками на лапках тоже понимаем. Но почему у неё на крыльях средневековые витражи?.. На это тоже есть своя причина. Промышленная революция (как вы помните, главный источник вдохновения для стимпанка) наиболее активно происходила в Англии, в искусстве которой на протяжении почти всего XIX и начала XX века властвовал «викторианский стиль». Под ним понимают несколько весьма разнородных направлений, одно из них — неоготика. Отсюда в стимпанке витражи, вытянутые силуэты, стрельчатые арки, драматизм и темные тона. Вообще же викторианство очень эклектично и вобрало в себя многие элементы исторических стилей, а также передовые для своего времени формы и материалы. В литературе по истории интерьера поздний викторианский период назвали «коричневыми десятилетиями», а специфическая атмосфера «как в квартире Шерлока Холмса» стала ассоциироваться с английским стилем вообще.

Картина «The Gothic Butterfly». Художник David Aguirre Hoffmann

Картина «Цеппелины Её Величества». Художник Глеб Александров (Spelle)

Картина. Художник Лина Карпова

Вторую часть статьи читайте здесь


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта