Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
21 мая 2018 г.

Станет ли географический центр Европы – Белоруссия центром архитектурным?

Стиль белорусской архитектуры стабилен и неизменен десятилетиями. Строгие прямоугольные линии районов, преобладание построек советских времен ведёт к тому, что здания становятся безликими и однообразными, один город похож на другой. Только недавно архитекторы задумались над решением этой проблемы, поэтому сейчас проводится большое количество конкурсов для молодых талантов по благоустройству и модернизации архитектуры в Белоруссии. Вдохновляясь современными зарубежными проектами, они предлагают много интересных и необычных идей, однако, не всё допускается в итоге к реализации. 

Одним из масштабных проектов стала конкурсная работа молодого архитектора Дмитрия Сушкова, представившего идею постройки Центра боевых искусств в Бресте. Как говорит сам автор: «Основной замысел проекта состоит в идее единства основных трёх Начал: Неба, которое окружает землю, Земли, на которой стоит человек, и Человека, который всё это объединяет, поскольку только он обладает способностью наделять смыслом всю окружающую действительность». 

Триединство также лежит в основе плана здания: треугольная форма, три суперопоры, триангулярная сетка колонн. Также идёт деление на три уровня по этажам, каждый из которых функционирует как отдельная тематическая зона: коммерческая (business space), зона событий (events space) и зона сообщества (community space). Вдохновлён Сушков был изогнутой формой традиционного самурайского меча – катаны, а также рисунком от многочисленных слов стали на режущей части клинка. В итоге волнообразные и изогнутые линии легли в основу декоративной составляющей фасадов. Автор также позаботился об экологичности проекта: ленточное остекление позволит сократить расходы на энергопотребление за счёт естественного освещения. 

Участники других конкурсов демонстрируют желание преобразовать архитектуру страны многофункциональными постройками. Например, в одном из проектов предлагается оставить один фасад как нежилую часть со сплошным остеклением. На ночь он будет наглухо закрываться, что позволит проецировать фильмы и создавать автокино. 

Идеи некоторых архитекторов бывают более необычными, как, например, жильё над землёй в домах-капсулах. Большинство других проектов показывает стремление авторов приблизить архитектуру Беларуси к европейской с преобладанием небоскрёбов из стекла, металла и бетона. з стекла. других идей показывает стремление авторов приблизить арихетектуру Белоруси к европейской с преобладанием небоскребов 

В 2009 году был проведён международный архитектурный конкурс на проектирование «Минск-сити» – делового центра подобного московскому. Лидирующие позиции занимали пять проектов. Китайским архитектурным бюро Aedas была предложена композиция из башен-близнецов, которые представляли собой союз природы и технологии. Отражено это сочетание в извивающейся форме башен, соединяющихся на сороковом этаже, а также в чёткой геометрии и материалах – стекла и стали. 

Экологичный проект предложили американские архитекторы из NBBJ. В основе идеи лежит уподобление белорусской столицы Нью-Йорку с членением центра на сетку жилых кварталов, высотками-башнями и большим парком. 

Одним из тех, кто предложил использовать национальные мотивы в проекте, стало британское бюро RMJM. Они же являются авторами небоскрёбов Охта-Центра в Санкт-Петербурге. Центр предложено было построить в виде герба, а открытую площадь разделить на ромбы – распространённый национальный мотив. 

Более масштабный план собирались воплотить французские архитекторы Valode & Pistre, собрав сверкающие небоскрёбы из стекла и металла в форме диадемы, окружающей центральную площадь. Такая постройка послужила бы украшением не только для Беларуси, но и для всей Европы. «Место активности, бизнес-встреч и развлечений с масштабным холлом станции метро, международным конференц-центром, магазинами и ресторанами, водным бассейном, превращающимся зимой в восхитительный каток — это образ Рокфеллер-центра на Манхеттене», — отмечено в презентации бюро. 

Голландский архитектор Эрик ван Эгераат предложил построить «Минск-сити» как группу башен со скошенным верхом. Акцент предполагалось сделать на чёрном цвете, который для размещения в центре города явно смотрелся бы мрачно. Концепция заключалась в напоминании об аэропорте «Минск-1», на месте которого и планируется возвести новый деловой центр, с помощью водно-парковой зоны, повторяющей направление взлётно-посадочной полосы. 

Однако победу одержало российское архитектурное «Бюро Лозинского» с небоскрёбом-аистом – главным символом Республики Беларусь. Масштабный проект, охватывающий большую площадь территории с застройкой зданиями разного размера и формы. Внешне это всё тот же хай-тэк, предлагаемый другими архитекторами, но именно в этом проекте воедино собрались необходимые составляющие: современный дизайн, технологии и материалы, отсылка к национальному символу, многофункциональность центра, наличие «зелёной» зоны. 

На данный момент только одно здание является известной всему миру достопримечательностью и выглядит до сих пор современно, несмотря на то, что было построено ещё в 1970х годах – Национальная библиотека в Минске. Постройка выполнена в виде огромного гранёного алмаза, отделана стеклом и тысячами светодиодов, постоянно меняющих рисунок на фасаде. Такое здание вполне можно назвать советским хай-тэком. 

В 2010 году был представлен проект Minsk-tower, который претендовал на то, чтобы затмить собой Национальную библиотеку. Композиция из башен (166,162 и 57 метров) превратила бы её в неприметный павильон. Притом, что сами небоскрёбы не отличались ни инновационными идеями, ни необычной подачей. В итоге проект не был реализован. 

Иностранные архитекторы также предлагают свои проекты для постройки в Белоруссии. Чаще всего это современные концепции, отвечающие последним тенденциям, как например, здание, планируемое к постройке на месте бывшего рынка. Британское бюро Urban Synthesis использовало популярную тему экологической архитектуры с использованием натуральных материалов, таких как камень, дерево, а также газонное покрытие на крыше. Однако и этот проект был отклонён. 

Как видно, белорусская архитектура усиленно пытается усовершенствовать идеи, отойти от застройки в духе советского периода, превратить столицу в подобие крупных европейских центров. Но этот процесс претерпевает ряд трудностей. «Пожалуй, я бы хотел видеть архитектуру нашей страны в достаточно степени аутентичной, чтобы через 10-20-100 лет можно было с уверенностью сказать, что вот это здание однозначно белорусское, несмотря на то, что оно опубликовано в каком-то всемирно известном источнике архитектурном, и мы не знаем автора и местонахождения», – считает Сергей Погорелов, архитектор. «Мы, белорусские архитекторы, должны выдержать и выстоять эту конкурентную борьбу за право проектировать в своей стране и за её пределами. Чтобы не получилось как в Москве и Киеве, когда все самые интересные и значимые здания проектируют иностранные архитекторы. А для этого нужно ежедневно повышать свой профессиональный уровень, совершенствоваться и видеть мир, разнообразие архитектурных стилей и направлений, новые тенденции и технологии», – утверждает заслуженный архитектор Беларуси Олег Воробьёв. Если эти слова со временем станут реальностью, то скоро архитектура Белоруссии будет отвечать последним модным тенденциям, воплощая при этом национальные черты.                             

Можно почитать:

Национальные мотивы как ассоциации в современной архитектуре Азербайджана 


Текст: Крузман Юлия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта