Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
5 мая 2016 г.

«Спонтанная мозаика»: вне времени, но в контексте пространства

Мозаика – один из самых древних видов облицовки и декоративной отделки архитектуры, интерьера. Сегодня она, как и другие виды изобразительного искусства и не только, активно развивается, находя и выявляя всё новые формы, материалы и технологии.

Благодаря интернету мы можем получить срез общемировой практики, познакомиться с разными техниками, порой на первый взгляд кажущимися чем-то качественно новым. К таким можно причислить, например, мозаики израильской художницы Иланы Шафир. Она не получила никакого специального образования, но с детства была твёрдо уверена, что будет заниматься мозаикой. Их она создаёт из камней, стекла, осколков керамики, ракушек и кораллов.

Такое разнообразие материалов формирует удивительные визуальные эффекты и заставляет медитативно и внимательно всматриваться в каждую деталь. Шафир не делает никаких предварительных эскизов и потому считается автором направления «спонтанной мозаики». Для того чтобы начать процесс, ей достаточно лишь взглянуть на один необычный кусочек камня или керамический осколок, и картина рождается сама собой, ведь, по мнению художницы, у мозаики свои собственные правила и своя логика. 

Ощущение новизны придаёт необычные сочетания материалов и их объёма, яркая цветовая палитра, но, в целом, общая технология ничем не отличается от традиционной. Кроме того, стоит учесть и региональный аспект: выбор средиземноморской цветовой гаммы продиктован географическим положением Израиля – с морем, песками, солнцем. Если перенести эту же мозаику, например, в Екатеринбург, то, вполне возможно, мы не получим такого же психоэмоционального эффекта – она затеряется в уральской серости, да и ракушки будут тут неуместны. 

Вторым ярким примером современной мозаики являются работы немецкого художника Дитмара Вурволда (Dietmar Voorwold). Красивые пляжи и впечатляющие своей красотой и мощью пейзажи Шотландии вдохновили его на создание мозаичных произведений из листьев и камней. Композиции варьируются от самых простых до причудливых геометрических структур на грани оптических иллюзий. По своей внутренней организации и ритму они напоминают буддийские мандалы. Так как мозаики автор выкладывает без каких либо эскизов, подобно Шафир, можно предположить, что для него они и вправду обладают медитативным свойством. 

И снова здесь можно говорить о локальности – местные материалы, естественное освещение и встроенность в ландшафт играют не последнюю роль в целостном восприятии работ Вурволда. А что касается техники, то можно вспомнить мозаики из камней-голышей в открытых двориках домов, которые древние греки делали ещё в V веке до н. э.

Канадские художники Наоми Зеттл (Naomi Zettl) и Андреас Кунерт (Andreas Kunert) занялись ландшафтным дизайном в 90-е годы. Андреас всегда тяготел к камню как к материалу и искал новые возможности его использования и придания камню сочленённой формы. Всё началось с дизайна дорожек, а закончилось облицовкой фасадов и оформлением интерьеров сложными орнаментальными композициями. Характерные для художников волны выглядят настолько объёмными и реалистичными, что их визуальный эффект закручивания по силе сопоставим со «Звёздной ночью» (или «Турбулентностью») Ван Гога.  

Несмотря на то, что в наше время развиваются технологии и, безусловно, они не обходят стороной и мозаику – изменяются грунты, меняются материалы и техники, – но сама концепция этого вида искусства остаётся неизменной. Мозаика являет собой прекрасный пример гармоничного сочетания традиционного и инновационного, природного и рукотворного. И Илана Шафир права – мозаика имеет свою логику, свои собственные законы. Она зарождается изнутри, вне времени, но в контексте определённого, органичного ей, пространства. 


Текст: Косьянковская Кристина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта