Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
27 апреля 2017 г.

Спасо-Преображенский собор: прошлое и будущее

Пермская художественная галерея, расположенная в здании Спасо-Преображенского собора, для жителей Перми является символом города, предметом гордости. Это сокровищница, хранящая тайны многовековой истории. Часть из них мы постараемся раскрыть. 

Отыщи всему начало, и ты многое поймешь

Наверное, каждый житель города знает, что здание галереи первоначально принадлежало епархии Русской православной церкви, но мало кто ответит на вопрос, откуда это архитектурное сооружение берёт начало. А между тем его корни уходят в село Пыскор Соликамского района, где некогда существовал один из древнейших и богатейших монастырей на Урале. В 1781 году монастырь был переведён в Пермь из Пыскора, оттуда же был привезён барочный иконостас. 

Основание и строительство

Строительство Спасо-Преображенского собора осуществлялось за счёт продажи имущества Пыскорского монастыря – колоколов, иконостасов, церковной утвари. Церкви  монастыря были разобраны, их кирпич сплавляли на барках по Каме, чтобы заложить стены для нового собора.

Весь период строительства и реконструкции Спасо-Преображенского кафедрального собора охватывает период с конца XVIII до начала XX века.

Период постройки собора пришёлся на расцвет классицизма, что и продиктовало архитектурный стиль здания. Также в его облике нашли отражение специфические черты уральской архитектуры: мощные стены из кирпича, толщина которых доходит до 2 метров, металлические решётки в окнах, чугунные двери, чугунные полы. На протяжении всего времени строительства храма от жителей Пермской губернии поступали деньги, предоставлялись дерево и прочие материалы. 

ФФ.13п.Оп.13п.Д.280. Здание Пермской государственной художественной галереи, 1986, Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края 

Из истории иконостаса и колокольни

Иконостас, который и по сей день является достоянием Пермской художественной галереи, изготовлен в 1780-х – начале 1790-х годов на Горнощитском заводе Екатеринбурга. Поскольку потолки зимнего придела храма были относительно невысокими, пришлось убрать верхний, четвёртый ярус иконостаса.

Строительство 67-метровой колокольни – неотъемлемой части культурного комплекса Пермского Спасо-Преображенского кафедрального собора – получило начало в 1818 году и продолжалось в течение 14 лет. Всего на колокольне было установлено 11 колоколов. 

Реконструкция и перестройка

Жизнь здания, как и жизнь человека, протекает этапами и подвержена переменам. В XIX веке собор впервые подлежал реконструкции. Колокольня, собор и архиерейский дом (ныне краеведческий музей) стали единым комплексом, у алтаря летней части собора были устроены два придела.

Кафедральный собор – это сердце города, готовое впустить всех верующих. Когда число жителей города существенно увеличилось, храму пришлось расширяться. Во второй половине XIX века между собором и колокольней были построены два придела. В них были установлены двухъярусные иконостасы. Благодаря проведённой реконструкции кафедральный собор стал пятипрестольным. 

ФФ.Оп.24п.Д.073.Л.1. Панорама города в районе Спасо-Преображенского кафедрального собора. Начало XX века. Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края 

Облик собора отражает деятельность и потребности трудящихся в нём людей. По мере своего развития собор рос (увеличилось левое крыло его колокольни), претерпевал перемены (по фасаду дома снесли два крыльца, а вход перенесли в угловую часть), обретал новые элементы (в крытом переходе между колокольней и архиерейским домом устроили ворота).

Судьба собора протекала не автономно, а в единстве целостного архитектурного ансамбля, куда входили также монастырский сад и кладбище (на месте которого в настоящее время находится зоопарк). 

Переломный момент

В 1931 году произошло событие, разделившее судьбу собора на «до» и «после»: Пермский Спасо-Преображенский кафедральный собор был закрыт, а его здание передано Пермской художественной галерее. Это повлекло за собой изменения в интерьере здания с целью приспособления его для нужд музея. Зимний храм Стефана Пермского разделили перекрытием на два этажа. 

ФФ.Оп.61п.Д.05480.Пермская художественная галерея, Пермь,1960г. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края 

Впустив в свои стены галерею, Спасо-Преображенский собор отчасти терял черты своей прежней возвышенности. Так, например, в годы Великой Отечественной войны на шпиле колокольни росли берёзы. А позже, в 1946 году, здание галереи пострадало от праздничного салюта в честь Дня Победы – шпиль колокольни сгорел от попадания в него осветительной ракеты. Вскоре шпиль восстановили, но уменьшили в размерах.

Галерея диктовала зданию условия для своего гармоничного существования: музейная коллекция требовала большей площади – интерьер здания разделили на три этажа. Было проведено центральное отопление, устроена электрическая подстанция, появилась внутренняя телефонная сеть. Фасад здания получил традиционную для классицизма окраску. 

Возвращение к истокам

В 1996 г. администрация Пермской области приняла решение о передаче кафедрального собора Пермской епархии. Это дало начало новому этапу в жизни собора – возвращению к облику святыни. На колокольне Спасо-Преображенского собора установили шпиль с крестом, восстановленный по сохранившимся документам, и началась работа над реконструкцией центрального купола и установке основного креста. 

ФФ.Оп.24п.Д.018.Л.1. Часть Комсомольского проспекта. Здание художественной галереи. 1960. Пермь. Фото предоставлено Государственным архивом Пермского края 

В связи с переездом в новое здание галерея передаёт епархии иконостас из Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря, который многие десятилетия являлся частью экспозиции деревянной скульптуры. Однако вопрос переезда Пермской государственной художественной галереи, который поднимается уже не одно десятилетие, на данный момент остаётся открытым. Одним из последних вариантов нового дома для галереи выступило здание ВКИУ (Военного института ракетных войск), но данное архитектурное сооружение не удовлетворяет требованиям галереи: в нём не учтены климат-контроль (для сохранности живописи влажность помещения имеет очень большое значение) и электрические параметры (кондиционирование, вентиляция). Кроме того, параметры данного здания не позволяют располагать картины таким образом, чтобы посетитель мог воспринять каждую из них как произведение искусства (картины нельзя размещать вертикально, одну над другой, каждая из них требует отдельного пространства). По словам искусствоведа Пермской государственной художественной галереи Александры Пестовой, в настоящее время администрацией галереи рассматривается вариант постройки нового здания на месте ДК «Телта». Площадь данного здания не позволяет вместить все экспонаты галереи, и помещение нуждается в существенном ремонте. На строительство нового здания вновь объявлен конкурс. 

Ниже представлены проекты нового здания для галереи архитектора И.В. Лугового 

1993 год

2005 год

Мнение экспертов 

Своим видением проблемы переезда Пермской государственной художественной галереи с редакцией BERLOGOS поделился архитектор Игорь Луговой:

- Сегодня, в 2017 году, вопрос о новом здании Пермской государственной художественной галереи настолько же актуален, как и в 1993 году, когда я принимал участие в первом, всесоюзном конкурсе на Галерею в квартале 33 (где находится Соборная мечеть). И также актуален, как в 2008 году, когда был проведён международный конкурс Perm MUSEUM XXI в квартале 19, где располагается ДК «Телта». Как и в 2012 году, когда решили строить на склоне между железной дорогой и улицей Окулова (такое «оригинальное» решение предложил мэтр Петер Цумтор). Как в 2013 году, когда решили реконструировать под галерею Речной вокзал, который расположен в зоне катастрофического затопления, а строительство в этой зоне запрещают и федеральные нормы, и генплан Перми, – я сразу выступил против этого варианта. Как и в 2014, когда решили реконструировать под галерею бывшую казарму ВКИУ, – я объяснял, что казарма тоже не место для галереи. Наконец, в 2017 году признают опять ошибочность решения о казарме. Но самое удивительное, что тут же, без всякого открытого профессионального обсуждения вариантов размещения, принимается решение о строительстве нового здания галереи опять в квартале 19 со сносом ДК «Телта». И это несмотря на то, что в 2008 году уже признано: это место не подходит по многим критериям для галереи. Несмотря на то, что в 2014 году рабочая группа при губернаторе, рассмотрев 28 вариантов размещения галереи, опять забраковала место ДК «Телта» и выбрала в качестве основного варианта размещения галереи городскую эспланаду! Итак, поздравляю Пермь с тем, что пермские деревянные боги никогда не переедут в казарму! Считаю, что моя миссия в судьбе Пермской галереи уже выполнена: я обосновал, что её нельзя переносить в Речной вокзал. Сегодня это поняли все! Правда, после решения нового губернатора Пермского края в 2017 году Пермь вернулась ровно на 10 лет назад, к моменту, когда для галереи было выбрано место ДК «Телта». Тогда был проведён международный конкурс Perm MUSEUM XXI и после этого, в 2008 году, губернатор Пермского края заявил, что место выбрано неудачное, а концепция недоработана.  

До тех пор, пока не будет решена проблема отсутствия чёткого открытого профессионального механизма принятия решения по важнейшим градостроительным объектам Перми и Пермского края, Пермь обречена перебирать варианты вслепую на основании дилетантских кулуарных решений и закрытых лоббистских предпочтений, тратя бесценное время и бюджетные средства в надежде на «авось получится». Нет, не получится, и это в лучшем случае. А в худшем случае получится построить такое, что будет обидно и за саму галерею, и за её коллекции, и за бессмысленно, необоснованно, бездарно потраченные бюджетные средства. 

Пермский краевед Владимир Фёдорович Гладышев признаёт решение администрации города и края о возвращении здания кафедрального собора православной епархии правильным, но при этом подчёркивает: «Разумеется, основную часть экспозиции следует переместить, но деревянные боги должны остаться. На мой взгляд, епархии стоит не только оставить скульптуры святых в стенах собора, но и расширить их коллекцию. Что касается варианта нового здания для галереи, я нахожусь в растерянности. Прошлым летом мы с сотрудниками галереи проводили экскурсию по потенциальным местам для переезда, уже тогда все понимали, что здание ВКИУ – не лучший вариант, но его рассматривали, поскольку он был доступным материально. Из всех предложенных за всё время решения вопроса о переезде галереи вариантов мне казался наиболее рациональным проект пермского архитектора Менделя Футлика о строительстве нового здания для галереи на эспланаде за зданием Пермского академического «Театра-Театра».

Кафедральный собор представляет собой ценность не только как памятник архитектуры, хранящий настенные росписи и уникальный иконостас, но и как воплощённая история интерьерного искусства XVIII – начала XX века. Несмотря на множество реконструкций и трансформаций, здание кафедрального собора и по сей день остаётся одним из самых величественных и красивых архитектурных сооружений Перми, а потому с переездом художественной галереи в новое здание город не утратит свой символ. 

Автор: Евгения Медведева

142


Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта