Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
25 декабря 2017 г.

Современный российский дизайн. Предметы. Часть I

2017 год, бесспорно, войдёт в историю отечественного дизайна. Потому что наконец-то — началось! В течение года по всей стране (а не только в Москве и Петербурге — что тоже весьма показательно) прокатилась волна выставок и мероприятий, посвящённых российскому предметному дизайну. Честно говоря, мы даже не представляли, что у нас уже такое огромное количество молодых талантливых дизайнеров, способных не только проектировать, но и создавать в материале, и производить в достаточных количествах современные вещи для современных интерьеров. И если раньше авторы были теми самыми «пророками в своём Отечестве» и выставляли свои работы в основном на европейских выставках (кстати, весьма успешно) и лишь эпизодически у нас, то теперь, видимо, настал качественно новый этап в развитии российского дизайна.

Дизайн-студия Elnik. Светильник «Лемех», впервые представлен на выставке «Культура быта. Север» в сентябре 2017 года

Дизайнер Глафира Михайловна. Светильник «Кижи», впервые представлен на выставке «Культура быта. Север» в сентябре 2017 года

Этой осенью в Кронштадте прошла интереснейшая выставка «Культура быта. Север», посвящённая современному переосмыслению народных традиций. В сентябре-октябре в Тобольске в составе экспозиции «История российского дизайна 1917-2017» были представлены лучшие образцы периода 1990-2017 годов. Познакомиться с новыми разработками отечественных дизайнеров можно было на выставке «Материализация», открытой во Владивостоке в течение пяти месяцев. В июле в Парке ремёсел на ВДНХ состоялся Фестиваль российского промышленного дизайна. Ну и, конечно, важную веху обозначил большой проект в рамках XXII Международной выставки архитектуры и дизайна АРХ Москва 2017, прошедшей в мае, — «Интерьеры и предметы. Современный российский дизайн».

Впервые на событии такого масштаба в отдельном зале были собраны работы отечественных авторов за последние 5 лет. В подавляющем большинстве это реальные предметы из дерева, стекла, пластика и других материалов, часть экспозиции занимали стенды с проектами студентов Школы дизайна «Детали».

Общей тенденцией мы бы назвали применение натуральных материалов и аскетизм форм представленных образцов, что соответствует мировым тенденциям и востребовано среди заказчиков. Каждый из предметов решает не только эстетическую задачу, но и предлагает новое технологическое решение: в применении материала, функционировании в интерьере, оптимизации в изготовлении.

Стулья и кресла

Кресло-плед COLE в розовом и сером — это дипломный проект Ксении Алфёровой, выпускницы Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. Кресло было разработано для мобильных кафе и фестивалей, проходящих на открытом воздухе. В обычном состоянии «уши» пледа висят с обеих сторон, в эксплуатируемом — загибаются внутрь и служат одеялом для сидящего в кресле. Ткань «встроенного» в конструкцию покрывала непромокаемая, непродуваемая и легко моется. Естественно, функциональность предмета выходит за рамки целей проекта и позволяет использовать Cole не только в общественных местах, но и на частной территории: в саду, на веранде, на балконе и где там ещё вы обычно наблюдаете за закатом и отдыхаете в кругу друзей.

Ксения Алфёрова. Кресло-плед Cole

SAGANO — серия вещей из бамбукового шпона, придуманная дизайнером Алисой Минкиной. На выставке можно было увидеть (и изучить с пристрастием) стул, журнальный стол и подвесной светильник. Технология изготовления состоит из нескольких этапов: получение шпона, сворачивание его в бобину, формирование из бобины нужного объёма. Поэтому все предметы в основе имеют круг или полукруг. Сиденье выставочного стула заключено в «раму» из мягкого материала с наполнителем, в других версиях стул может быть полностью бамбуковым, включая спинку.

Алиса Минкина. Стул Sagano

Ещё один деревянный проект с явным уклоном в экологичность — кресло BIZON. Тут, пожалуй, очевидна связь с органическим направлением в дизайне и глубже — со стилем модерн эпохи Шехтеля и Гауди. Помимо смелости форм, кресло привлекает качеством материалов — витиеватый каркас сделан из прочного массива дуба, а сиденье — из кожи. Авторы — студенты кафедры «Дизайн мебели» Художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова — Быковская Татьяна и Бацман Анна, потрудившиеся на славу под руководством своих преподавателей Золотухина Л.М. и Чебурашкина К.Н.

Быковская Татьяна, Бацман Анна. Кресло Bizon

На стенде с проектом кресла AVOCADO написано: «only for kids», и это значит не то, что больше никому нельзя, а то, что оно соответствует именно детскому мировосприятию. В нём можно сидеть, лежать, играть, читать, прятаться, поворачивая нужной стороной, перекатывая с боку на бок, как мягкую гладкую капсулу. В основе формообразования — биоморфный подход, стилизация половинки авокадо без косточки. Наблюдательная студентка Школы дизайна «Детали» Мария Белова сохранила даже природный цвет ягоды, что добавило реалистичности и усилило игру с масштабом.

Мария Белова. Кресло Avocado

Табуретки и барные стулья, несмотря на свою конструктивную простоту (а может, как раз и благодаря ей), давно стали благодатным полем для дизайнерских манёвров.

Табурет с говорящим названием LISICHKA действительно очень похож на одноимённый гриб, причём во всех трёх цветовых вариантах: оранжевом и прозрачном из пластика и коричневом из массива бука. Его придумала дизайнер Лидия Гриц из МГХПА им. С.Г. Строганова — основываясь не только на эстетических ассоциациях, но и на технологической эффективности (пластиковые табуреты имеют литьевую конструкцию), а также утилитарности изделия: табурет лёгкий, компактный и удобный для транспортировки.

Лидия Гриц. Табурет Lisichka

Завершают наш «хит-парад» мебели для сидения барные стулья STELS, изготовленные из фанеры ФСФ толщиной 18 мм. Фанера состоит из 13 слоёв берёзового шпона, переклеенных крест-накрест, что даёт предметам прочность и долговечность, сопоставимую с изделиями из металла. Авторы Дмитрий Лагутин и Марьяна Вечер предлагают восемь разных вариантов отделки, среди которых шпонирование поверхности дубом с последующим нанесением масла либо покраска эмалью разных цветов.

Дмитрий Лагутин, Марьяна Вечер. Барный стул Stels

Мебель для хранения

Известный своим суровым северным характером бренд SOHA Concept — один из удачных вариантов интерпретации традиционного русского стиля. Предмет с лаконичным названием ШКАФ #1 спроектирован художником Денисом Миловановым, сделан вручную из массива дуба и выварен в льняном масле. Несмотря на экстравагантный внешний вид, он не превращается в сугубо декоративный предмет, а имеет полноценную функцию мебели для хранения.

Денис Милованов. Шкаф #1

Комод BIG WOO с зигзагом на фасаде — результат творческой деятельности дизайнера Kola Ootro. Корпус комода изготовлен из МДФ, «головоломку» на фронтальной части составили из натурального дубового шпона с яркими контрастными торцами. Пять ящиков разного калибра, выкрашенные внутри в красный цвет, — оптимальное соотношение удобства и эмоциональности, необходимые для такого предмета.

Kola Ootro. Комод Big Woo

Ещё один комод с украшенным фасадом под названием XO придуман в известной дизайнерской студии Archpole. Резной орнамент одновременно и прост, и сложен: авторам удалось найти ту оптимальную меру украшения для современного предмета мебели, которая не утомляет информативностью, но даёт необходимое разнообразие.

Дизайн-студия Archpole. Комод Xo

Этажерка из серии «ПРОФИЛЬ» (куда входит также стол руководителя, о котором мы расскажем чуть позже) сделана из фанеры и отделана углепластиком — сверхпрочным и сверхлёгким карбоном, что существенно повышает эксплуатационные свойства мебели. Автором целенаправленно сделан упор на чистоту формы, очевидность архитектоники конструкции и отсутствие внешнего декоративного доминирования.

Владимир Кузьмин. Этажерка «Профиль»

Продолжение обзора читайте во второй части статьи.

Предлагаем ознакомиться с обзором:

Современный российский дизайн. Поиск национального стиля. Часть I

Современный российский дизайн. Поиск национального стиля. Часть II

Современный российский дизайн. Поиск национального стиля. Часть III


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта