Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
13 ноября 2017 г.

Современный российский дизайн. Поиски национального стиля. Часть III

Окончание текстовой версии выступления дизайнеров Ивана Ходырева и Светланы Липкиной под названием «Российский дизайн: проблемы культурной идентичности». Начало — Часть I, продолжение — Часть II.

Иван Ходырев — предметный дизайнер, основатель студии iM.

Светлана Липкина — промышленный дизайнер, основатель и главный редактор портала Low-Tech Design.

Светлана: После того, как мы рассмотрели и проанализировали все вышеназванные дизайнерские марки, у нас остались ещё бренды, которые нам очень симпатичны, с которыми мы дружим…

Иван: ...и это как раз те самые бренды, которые мы изначально интуитивно отобрали со Светой как характерные примеры носителей российской идентичности.

 

Светлана: Но когда мы стали их тестировать, то поняли, что ни в одну из категорий ни по одному из критериев они не попадают.

Иван: Причём это не значит, что они плохие, они прекрасные, то есть мы не говорим, что российское «по культурному коду» лучше, чем не российское, ни в коем случае. Просто в каждом стиле заложена ориентированность на своего потребителя, свои принципы, и не стоит одно с другим сравнивать.

Светлана: Итак, в разделе «Гибридный дизайн» у нас представлены: FЁDOR TOY, МАРИНА ТУРЛАЙ, ЯРОСЛАВ МИСОНЖНИКОВ, 54 FACTORY, АЛЕКСАНДР КАНЫГИН и проект YOU RUSSIA.

Иван: Проект YOU RUSSIA очень интересный, новый, ребята делают готовые комплекты мебели геометричных форм с перфорированными поверхностями. Перфорация при этом несёт декоративную функцию, образуя воздушный, лёгкий узор.

You Russia. Столик «Полночь»

You Russia. Столик «Тайны»

Все эти объекты дизайна объединяет «гибридный» подход к стилеобразованию: за основу берётся скандинавская стилистика и в неё привносятся узнаваемые российские элементы. Или это какие-то узоры, или это материал — скажем, береста, — или это отсыл к традиционным элементам быта — как, например, детская качалка в форме музыкального инструмента — трещотки.

Ярослав Мисонжников. Качалка для детей «Трещотка»

Светлана: Недавно я прочитала такой термин в одной статье: «новый русский стиль»: «Российские дизайнеры показывают новый русский стиль». Молодые ребята экспериментируют, привозят свои предметы на международные выставки, и они там пользуются безумной популярностью, потому там это в диковинку, там это необычно и вызывает интерес.

Марина Турлай. Коллекция Birchware. Серия Christmas

Возможно, мы сами сейчас до конца не готовы к нашему русскому стилю, потому что мы его боимся... как медведя. Боимся, чтобы не получился китч. Боимся выглядеть «как-то не так». Лучше сразу отречься и даже не пытаться. Мы хотим видеть наш русский стиль таким вот европейским, одобренным, подходящим под уже готовые рамки, а это, по сути, — тупик. Потому что европейцы в своих национальных стилях всегда будут не такие, как мы. У них уже столетняя история создания этих стилей, которые изначально тоже были в состоянии формирования и тоже были такими вот «неправильными».

Александр Каныгин. Аксессуар «Борода»

Иван: Стоит заметить, что все эти стили органично вписаны в ту культуру, где они появились. Они являются следствиями этой культуры, в них чётко прослеживается преемственность. Для нас сейчас в первую очередь стоит вопрос поиска оптимального внешнего проявления нашей культуры. Да, мы можем делать очень хорошие предметы в скандинавском стиле, но найдут ли они отклик в массе простых потребителей?

Светлана: Они, может, и найдут отклик, но дело ведь даже в стиле как таковом, а в том, что мы хотим создать своё, настоящее, естественное для каждого из нас. То, чем бы мы гордились, что могло бы развиваться без нас, жить своей жизнью, без какого-либо навязывания извне. Все попытки государственных инициатив, сверху вниз, они бесполезны, никогда не будут реализованы, то есть должна быть инициатива снизу вверх, а уже потом, возможно, этим заинтересуется государство и поддержит начинание. Мы же очень креативный, очень художественно развитый, очень мыслящий народ, поэтому и в творчестве, в дизайне, у нас большие перспективы. Нам просто нужно грамотно нашей индивидуальностью распорядиться. Не пародировать, не пытаться кому-то угодить, а понять, что мы сами собой представляем, полюбить это и сделать то, что мы умеем и хотим делать. А потом уже обратить на это внимание всех остальных.

Анна Дружинина (Fёdor Toy). Подушка Pillow hill

Иван: Я бы не сказал, что это «надо», что все должны обязательно пойти только по этой дороге. Я, например, прекрасно отношусь к скандинавской эстетике, и я буду продолжать делать такие предметы, потому что мне это нравится. Но буду делать и другие. И такие, и эдакие. Мы не ведём речь о том, чтобы дать всем какое-то одно единственно правильное направление. Мы говорим о том, что пришло время актуализировать для дизайнерского сообщества и всех сопричастных проблему культурной идентичности в российском дизайне. Возможно, если начать эту проблему обсуждать, мы найдём новые пути для развития и сами не заметим, как в отечественном дизайне вдруг появится что-то абсолютно новое и невероятно интересное.

You Russia. Столик «Полночь»

На этом выступление Ивана и Светланы закончилось и началось обсуждение, в котором слушатели принимали активное участие. Надеемся, что тема и в дальнейшем будет иметь продолжение и к дискуссии подключатся все, кому небезынтересны судьбы российского дизайна. Мы, со своей стороны, будем следить за её развитием. Этой статьёй BERLOGOS открывает серию публикаций под общим названием «Современный российский дизайн», в которую войдут аналитические и обзорные материалы о предметном и интерьерном дизайне в современной России.


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта