Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
13 ноября 2017 г.

Современный российский дизайн. Поиски национального стиля. Часть III

Окончание текстовой версии выступления дизайнеров Ивана Ходырева и Светланы Липкиной под названием «Российский дизайн: проблемы культурной идентичности». Начало — Часть I, продолжение — Часть II.

Иван Ходырев — предметный дизайнер, основатель студии iM.

Светлана Липкина — промышленный дизайнер, основатель и главный редактор портала Low-Tech Design.

Светлана: После того, как мы рассмотрели и проанализировали все вышеназванные дизайнерские марки, у нас остались ещё бренды, которые нам очень симпатичны, с которыми мы дружим…

Иван: ...и это как раз те самые бренды, которые мы изначально интуитивно отобрали со Светой как характерные примеры носителей российской идентичности.

 

Светлана: Но когда мы стали их тестировать, то поняли, что ни в одну из категорий ни по одному из критериев они не попадают.

Иван: Причём это не значит, что они плохие, они прекрасные, то есть мы не говорим, что российское «по культурному коду» лучше, чем не российское, ни в коем случае. Просто в каждом стиле заложена ориентированность на своего потребителя, свои принципы, и не стоит одно с другим сравнивать.

Светлана: Итак, в разделе «Гибридный дизайн» у нас представлены: FЁDOR TOY, МАРИНА ТУРЛАЙ, ЯРОСЛАВ МИСОНЖНИКОВ, 54 FACTORY, АЛЕКСАНДР КАНЫГИН и проект YOU RUSSIA.

Иван: Проект YOU RUSSIA очень интересный, новый, ребята делают готовые комплекты мебели геометричных форм с перфорированными поверхностями. Перфорация при этом несёт декоративную функцию, образуя воздушный, лёгкий узор.

You Russia. Столик «Полночь»

You Russia. Столик «Тайны»

Все эти объекты дизайна объединяет «гибридный» подход к стилеобразованию: за основу берётся скандинавская стилистика и в неё привносятся узнаваемые российские элементы. Или это какие-то узоры, или это материал — скажем, береста, — или это отсыл к традиционным элементам быта — как, например, детская качалка в форме музыкального инструмента — трещотки.

Ярослав Мисонжников. Качалка для детей «Трещотка»

Светлана: Недавно я прочитала такой термин в одной статье: «новый русский стиль»: «Российские дизайнеры показывают новый русский стиль». Молодые ребята экспериментируют, привозят свои предметы на международные выставки, и они там пользуются безумной популярностью, потому там это в диковинку, там это необычно и вызывает интерес.

Марина Турлай. Коллекция Birchware. Серия Christmas

Возможно, мы сами сейчас до конца не готовы к нашему русскому стилю, потому что мы его боимся... как медведя. Боимся, чтобы не получился китч. Боимся выглядеть «как-то не так». Лучше сразу отречься и даже не пытаться. Мы хотим видеть наш русский стиль таким вот европейским, одобренным, подходящим под уже готовые рамки, а это, по сути, — тупик. Потому что европейцы в своих национальных стилях всегда будут не такие, как мы. У них уже столетняя история создания этих стилей, которые изначально тоже были в состоянии формирования и тоже были такими вот «неправильными».

Александр Каныгин. Аксессуар «Борода»

Иван: Стоит заметить, что все эти стили органично вписаны в ту культуру, где они появились. Они являются следствиями этой культуры, в них чётко прослеживается преемственность. Для нас сейчас в первую очередь стоит вопрос поиска оптимального внешнего проявления нашей культуры. Да, мы можем делать очень хорошие предметы в скандинавском стиле, но найдут ли они отклик в массе простых потребителей?

Светлана: Они, может, и найдут отклик, но дело ведь даже в стиле как таковом, а в том, что мы хотим создать своё, настоящее, естественное для каждого из нас. То, чем бы мы гордились, что могло бы развиваться без нас, жить своей жизнью, без какого-либо навязывания извне. Все попытки государственных инициатив, сверху вниз, они бесполезны, никогда не будут реализованы, то есть должна быть инициатива снизу вверх, а уже потом, возможно, этим заинтересуется государство и поддержит начинание. Мы же очень креативный, очень художественно развитый, очень мыслящий народ, поэтому и в творчестве, в дизайне, у нас большие перспективы. Нам просто нужно грамотно нашей индивидуальностью распорядиться. Не пародировать, не пытаться кому-то угодить, а понять, что мы сами собой представляем, полюбить это и сделать то, что мы умеем и хотим делать. А потом уже обратить на это внимание всех остальных.

Анна Дружинина (Fёdor Toy). Подушка Pillow hill

Иван: Я бы не сказал, что это «надо», что все должны обязательно пойти только по этой дороге. Я, например, прекрасно отношусь к скандинавской эстетике, и я буду продолжать делать такие предметы, потому что мне это нравится. Но буду делать и другие. И такие, и эдакие. Мы не ведём речь о том, чтобы дать всем какое-то одно единственно правильное направление. Мы говорим о том, что пришло время актуализировать для дизайнерского сообщества и всех сопричастных проблему культурной идентичности в российском дизайне. Возможно, если начать эту проблему обсуждать, мы найдём новые пути для развития и сами не заметим, как в отечественном дизайне вдруг появится что-то абсолютно новое и невероятно интересное.

You Russia. Столик «Полночь»

На этом выступление Ивана и Светланы закончилось и началось обсуждение, в котором слушатели принимали активное участие. Надеемся, что тема и в дальнейшем будет иметь продолжение и к дискуссии подключатся все, кому небезынтересны судьбы российского дизайна. Мы, со своей стороны, будем следить за её развитием. Этой статьёй BERLOGOS открывает серию публикаций под общим названием «Современный российский дизайн», в которую войдут аналитические и обзорные материалы о предметном и интерьерном дизайне в современной России.


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта