Живые крыши: от мала до велика
Современный российский дизайн. Поиски национального стиля. Часть II
Продолжаем публиковать текстовую версию выступления дизайнеров Ивана Ходырева и Светланы Липкиной под названием «Российский дизайн: проблемы культурной идентичности». Начало читайте здесь.
Иван Ходырев — предметный дизайнер, основатель студии iM
Светлана Липкина — промышленный дизайнер, основатель и главный редактор портала Low-Tech Design
Светлана: Теперь я бы хотела перейти к конкретным участникам нашего исследования, к современным отечественным брендам, которые мы отобрали в соответствии с теорией о культурном коде.
Отбор происходил следующим образом. Мы брали каждый предмет и проверяли, насколько он соответствует категориям нашего национального менталитета, какой наглядный образ может с ним ассоциироваться, какие характерные визуальные приёмы можно в нём проследить, какой традиционный стиль с ним соотносится.
Здесь очень важно отметить, что мы не пытаемся отыскать прямые цитаты и подражания: когда заимствуют какой-то устоявшийся внешний образ, орнамент — например, хохломскую роспись — и делают из неё принт для одежды. На мой взгляд, это не решение, это как раз антирешение, потому что приводит к китчу. Чтобы создать «живой» русский стиль, нам нужно не брать готовое, а понять суть — постичь эмоциональную составляющую, осмыслить конструктив вещей и образов — и выстроить новый визуал.
Иван: Ну, не то чтобы выстроить... Стиль невозможно создать специально, такие попытки уже были неоднократно, и в России в том числе. Опыт показывает, что это возможно только в результате огромных консолидированных усилий, и не в последнюю очередь государственных.
Светлана: Но это не отменяет критической оценки сообщества. Наша презентация — как раз о том, что нужно найти правильный вектор. Даже, точнее будет сказать, не правильный, а перспективный, в русле которого стоило бы начать работать более глубоко, создавая в промышленном дизайне востребованный локальный визуал. Потому что тип мышления, культурный код — он уже с нами, его обрести нельзя, мы все в нём родились и в нём умрём. Мы по-другому мыслить не сможем, не научимся. Вот почему стоит его проанализировать и исходить из него, как неизменной данности.
Иван: Итак, вернёмся к рассказу о конкретных предметах. Бренд SOHA CONCEPT, автор Денис Милованов. В нашей классификации это Богатырь. Тут всё довольно очевидно, можно даже не комментировать по пунктам. Да, ещё один момент. Мы подбирали предметы безотносительно личных предпочтений — нравятся они нам или нет, кажутся ли они нам хорошим продуктом или удобным предметом мебели. Мы исходили только из критериев соответствия культурному коду: проходит предмет по матрице или не проходит.
SOHA Concept. Буфет №1
SOHA Concept. Лавка №1
SOHA Concept. Ширма №1
Следующая марка — IVANKA HOME, дизайнер Дарья Серженко. В её акварельных принтах для мебельных тканей мы довольно однозначно обнаруживаем характерные черты образа Алёнушки.
Ivanka Home. Кресло Drinking Milk
Ivanka Home. Пуф «Волшебный»
Ivanka Home. Подушка «Северная» с оленем
Бренд MADE IN AUGUST, дизайнер Виталий Жуйков. Здесь мы рассматриваем не всю марку, некоторые предметы. Вообще, надо сказать, дизайнеры не ограничиваются одним стилем, они могут делать вещи и в скандинавском оформлении, и в более русском. У Виталия есть авторские штуки, в которых присутствует образ Богатыря, при этом с элементом некой игры, — то есть мы классифицируем марку MADE IN AUGUST как трикстера, который как бы забавляется, но при этом сохраняет суровую идентичность — и в итоге получаются такие вот нестандартные предметы для интерьера.
Виталий Жуйков. Зеркало Portal
LLLOOCH, ещё один трикстер, марка очень разнообразная, у них множество интересных проектов, каждый из которых по-своему индивидуален. У каждого — своё лицо, своя какая-то сущность. Как буквальное выражение этой игры с «личностью» вещей — комплект «персонифицированных» предметов кухонной мебели с лицами — тоже явно трикстерские мотивы.
llluch. Мини-кухня LoLo
FLY MASSIVE: зеркало, табуреты, консоль. Видно, что они очень сильно ориентируются на конструктивизм…
Светлана: ...хотя сами и не признают.
Иван: Да, они говорят об этом с осторожностью. Но тем не менее мы классифицировали их как последователей конструктивизма. В их предметах сохраняется некая стилистика данного направления, но... это тоже трикстер.
Fly Massive. Табуреты Construction №1, №2, №3
Fly Massive. Консоль 1934
Светлана: У них присутствует некая игривость, некая случайность в выборе конструкции: какая-то случайная перемычка, палочка-балочка, которая вроде функционально не обусловлена, но встроена в предмет как проявление творческой импульсивности: а сделаю-ка я здесь что-нибудь эдакое...
Иван: Следующий автор — АНАСТАСИЯ КОЩЕЕВА. Тут вообще всё так близко и понятно: берёза как характерное проявление русскости, при этом не в китчевом формате, а в формате нормальной, живой работы с материалом. Образ — Алёнушка.
Анастасия Кощеева. Светильник Svetoch
Анастасия Кощеева. Коллекция Tuesa
Про iM мне сложно говорить, потому что это моя марка, передаю слово Свете.
Светлана: В марке iM сочетаются две совершенно разные визуальные составляющие: брутальность, которая присуща интерьерным предметам из кирпичей и пней, и миловидность, которая проявляется в светильниках, сплетённых из нитей. Ну, это понятно, почему. Потому что светильники делает Маргарита, супруга Ивана, а пни делает он. И таких марок, кстати, много, когда основатели мастерской — мужчина и женщина, и они проектируют параллельно предметы, очень разные по характеру. Один столик выходит в таком стиле, а светильник — совсем в другом. На мой взгляд, когда мы имеем дело с таким многоплановым брендом, который ещё находится в творческом поиске, то мы сталкиваемся опять-таки с трикстером, с его изменчивостью, затейливостью и непосредственностью.
iM. Коллекция Highlights
iM. Напольный светильник Yggdrasil
Иван: Бренд TAYGA DESIGN, светильники. Расскажу вам забавный случай. В Москву как-то приехал известный английский дизайнер Марк Хамфри. На одной из встреч мы показали ему модель Acus — вот этот силиконовый светильник с пупырышками — и он поверг его в какой-то дикий, эйфорический восторг. Марк схватил его и стал спрашивать: «Они что, вручную вот эти все пупыри сюда натыкали?!» Мы говорим: «Да, они вручную натыкали сюда все эти пупыри», — и он тогда вообще был просто дико впечатлён. Вот это как раз и есть пример нашей самобытной затейливости и иррационального использования подручных материалов — что в итоге даёт очень интересный результат. Тоже пример трикстера.
Tayga Design. Подвесной светильник Acus
Tayga Design. Подвесной светильник Saturn
ДЫМОВ КЕРАМИКА, посуда. Они производят много разных линеек и сознательно обращаются к народным традициям: в частности, в сериях «Чернолощёная керамика» и «Весна».
Светлана: Здесь нас, кстати, привлёк не столько орнамент, сколько функциональность предметов. Например, вот супница — очень наш, российский, предмет посуды. Ведь любая вещь, которой люди пользуются в быту, — это явление национальной культуры, характеризующее особенности жизни. Допустим, если сравнивать с Японией, там огромное количество изделий посвящено тофу и работе с тофу. Никогда это к нам не дойдёт. Мы никогда тофу столько есть не будем и производить тем более. Или, например, специфические предметы скандинавского дизайна — всякие приспособления для готовки: держатели, кнопочки, штучки, ложечки — у нас такого обилия в массовом применении тоже никогда не будет, потому что у нас более простой быт.
Дымов Керамика. Серия «Весна». Супница
Дымов Керамика. Серия «Весна». Тарелка
Дымов Керамика. Серия «Чернолощёная керамика». Чайники
Интересный бренд KSCERAMICS, делает дизайнерскую керамическую посуду. Вообще, в России существует достаточное количество компаний и частных мастеров, которые изготавливают эксклюзивную посуду ручной работы. Есть производства, которые нацелены только на массовый стандарт. И очень мало производителей пограничных, в продукции которых был бы какой-то индивидуальный авторский стиль, но её при этом можно было бы тиражировать. Один из прецедентов — это компания KSCeramics. В первую очередь меня привлекли вот эти чашки с пуговицами разного размера, покрывающими поверхность, — в них как раз проявляется присущая нам энтропия. Образ — Алёнушка.
KSCeramics. Чашки с пуговицами
KSCeramics. Полосатые бокалы
Иван: ELENA LAZAREVA, Елена Лазарева. Она живёт в Лондоне и занимается текстилем — делает женские платки. У нас представлена её коллекция с животными — лебедями, лисицами, глухарями. Это её авторские рисунки, но выглядят они очень традиционно.
Светлана: Если посмотреть на них мельком и не вглядываться, может показаться, что эти рисунки уже были нам знакомы по каким-то известным ранее промыслам. Сейчас делают много подобного в стиле хохломы, городецкой росписи: берут цветочки, розочки, из них что-то собирают, используют готовые символы: характерные ягоды, клубнику, рябину... Но здесь, если присмотреться, становится ясным, что орнаменты Елены не имеют прямого прототипа, они новые, они не привязаны ни к какому известному, классическому, сформированному стилю. При этом получается, что визуально они вписаны в нашу систему смыслов и успешно их транслируют. Ассоциативный образ — Царевна Лебедь.
Елена Лазарева. Платок «Королевские лебеди»
Елена Лазарева. Платок «Лисицы и глухари»
Елена Лазарева. Платок «Лисицы»
Ещё один бренд, занимающийся текстилем, — ELNIK. Среди множества разных принтов у них есть коллекция, которая называется «Вечерний дождь». Она представлена в синем и в оранжевом вариантах. Во-первых, здесь, конечно, легко узнать берёзку; во-вторых, удачно решена цветовая гамма: она более естественная, пастельная, что хорошо отражает современные тренды в дизайне. Elnik мы отнесли к образу Алёнушки.
Elnik. Cкатерть «Вечерний дождь»
Ещё один интересный пример, тоже очень спорный — LISA SMIRNOVA, Лиза Смирнова. Мне этот пример нравится тем, что он не имеет образной определённости и однозначности — нет организованного орнамента, нет чёткой формы, есть лишь приём. Барышня занимается ручной вышивкой, делает портреты — очень подробные, проработанные, но меня привлекла её первая коллекция — в частности, вот эти два принта. Тем, что они визуализируют те принципы, о которых мы сказали раньше, — не больше и не меньше. Вот просто визуализируют и всё.
Коллекция одежды Artist At Home. Дизайн: Ольга Глаголева. Вышивка: Лиза Смирнова
Продолжение читайте здесь.
Комментарии