Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
26 октября 2017 г.

Современный российский дизайн. Поиски национального стиля. Часть II

Продолжаем публиковать текстовую версию выступления дизайнеров Ивана Ходырева и Светланы Липкиной под названием «Российский дизайн: проблемы культурной идентичности». Начало читайте здесь.

Иван Ходырев — предметный дизайнер, основатель студии iM

Светлана Липкина — промышленный дизайнер, основатель и главный редактор портала Low-Tech Design

Светлана: Теперь я бы хотела перейти к конкретным участникам нашего исследования, к современным отечественным брендам, которые мы отобрали в соответствии с теорией о культурном коде.

Отбор происходил следующим образом. Мы брали каждый предмет и проверяли, насколько он соответствует категориям нашего национального менталитета, какой наглядный образ может с ним ассоциироваться, какие характерные визуальные приёмы можно в нём проследить, какой традиционный стиль с ним соотносится.

Здесь очень важно отметить, что мы не пытаемся отыскать прямые цитаты и подражания: когда заимствуют какой-то устоявшийся внешний образ, орнамент — например, хохломскую роспись — и делают из неё принт для одежды. На мой взгляд, это не решение, это как раз антирешение, потому что приводит к китчу. Чтобы создать «живой» русский стиль, нам нужно не брать готовое, а понять суть — постичь эмоциональную составляющую, осмыслить конструктив вещей и образов — и выстроить новый визуал.

Иван: Ну, не то чтобы выстроить... Стиль невозможно создать специально, такие попытки уже были неоднократно, и в России в том числе. Опыт показывает, что это возможно только в результате огромных консолидированных усилий, и не в последнюю очередь государственных.

Светлана: Но это не отменяет критической оценки сообщества. Наша презентация — как раз о том, что нужно найти правильный вектор. Даже, точнее будет сказать, не правильный, а перспективный, в русле которого стоило бы начать работать более глубоко, создавая в промышленном дизайне востребованный локальный визуал. Потому что тип мышления, культурный код — он уже с нами, его обрести нельзя, мы все в нём родились и в нём умрём. Мы по-другому мыслить не сможем, не научимся. Вот почему стоит его проанализировать и исходить из него, как неизменной данности.

Иван: Итак, вернёмся к рассказу о конкретных предметах. Бренд SOHA CONCEPT, автор Денис Милованов. В нашей классификации это Богатырь. Тут всё довольно очевидно, можно даже не комментировать по пунктам. Да, ещё один момент. Мы подбирали предметы безотносительно личных предпочтений — нравятся они нам или нет, кажутся ли они нам хорошим продуктом или удобным предметом мебели. Мы исходили только из критериев соответствия культурному коду: проходит предмет по матрице или не проходит.

SOHA Concept. Буфет №1

SOHA Concept. Лавка №1

SOHA Concept. Ширма №1

Следующая марка — IVANKA HOME, дизайнер Дарья Серженко. В её акварельных принтах для мебельных тканей мы довольно однозначно обнаруживаем характерные черты образа Алёнушки.

Ivanka Home. Кресло Drinking Milk

Ivanka Home. Пуф «Волшебный»

Ivanka Home. Подушка «Северная» с оленем

Бренд MADE IN AUGUST, дизайнер Виталий Жуйков. Здесь мы рассматриваем не всю марку, некоторые предметы. Вообще, надо сказать, дизайнеры не ограничиваются одним стилем, они могут делать вещи и в скандинавском оформлении, и в более русском. У Виталия есть авторские штуки, в которых присутствует образ Богатыря, при этом с элементом некой игры, — то есть мы классифицируем марку MADE IN AUGUST как трикстера, который как бы забавляется, но при этом сохраняет суровую идентичность — и в итоге получаются такие вот нестандартные предметы для интерьера.

Виталий Жуйков. Зеркало Portal

LLLOOCH, ещё один трикстер, марка очень разнообразная, у них множество интересных проектов, каждый из которых по-своему индивидуален. У каждого — своё лицо, своя какая-то сущность. Как буквальное выражение этой игры с «личностью» вещей — комплект «персонифицированных» предметов кухонной мебели с лицами — тоже явно трикстерские мотивы.

llluch. Мини-кухня LoLo

FLY MASSIVE: зеркало, табуреты, консоль. Видно, что они очень сильно ориентируются на конструктивизм…

Светлана: ...хотя сами и не признают.

Иван: Да, они говорят об этом с осторожностью. Но тем не менее мы классифицировали их как последователей конструктивизма. В их предметах сохраняется некая стилистика данного направления, но... это тоже трикстер.

Fly Massive. Табуреты Construction №1, №2, №3

Fly Massive. Консоль 1934

Светлана: У них присутствует некая игривость, некая случайность в выборе конструкции: какая-то случайная перемычка, палочка-балочка, которая вроде функционально не обусловлена, но встроена в предмет как проявление творческой импульсивности: а сделаю-ка я здесь что-нибудь эдакое...

Иван: Следующий автор — АНАСТАСИЯ КОЩЕЕВА. Тут вообще всё так близко и понятно: берёза как характерное проявление русскости, при этом не в китчевом формате, а в формате нормальной, живой работы с материалом. Образ — Алёнушка.

Анастасия Кощеева. Светильник Svetoch

Анастасия Кощеева. Коллекция Tuesa

Про iM мне сложно говорить, потому что это моя марка, передаю слово Свете.

Светлана: В марке iM сочетаются две совершенно разные визуальные составляющие: брутальность, которая присуща интерьерным предметам из кирпичей и пней, и миловидность, которая проявляется в светильниках, сплетённых из нитей. Ну, это понятно, почему. Потому что светильники делает Маргарита, супруга Ивана, а пни делает он. И таких марок, кстати, много, когда основатели мастерской — мужчина и женщина, и они проектируют параллельно предметы, очень разные по характеру. Один столик выходит в таком стиле, а светильник — совсем в другом. На мой взгляд, когда мы имеем дело с таким многоплановым брендом, который ещё находится в творческом поиске, то мы сталкиваемся опять-таки с трикстером, с его изменчивостью, затейливостью и непосредственностью.

iM. Коллекция Highlights

iM. Напольный светильник Yggdrasil

Иван: Бренд TAYGA DESIGN, светильники. Расскажу вам забавный случай. В Москву как-то приехал известный английский дизайнер Марк Хамфри. На одной из встреч мы показали ему модель Acus — вот этот силиконовый светильник с пупырышками — и он поверг его в какой-то дикий, эйфорический восторг. Марк схватил его и стал спрашивать: «Они что, вручную вот эти все пупыри сюда натыкали?!» Мы говорим: «Да, они вручную натыкали сюда все эти пупыри», — и он тогда вообще был просто дико впечатлён. Вот это как раз и есть пример нашей самобытной затейливости и иррационального использования подручных материалов — что в итоге даёт очень интересный результат. Тоже пример трикстера.

Tayga Design. Подвесной светильник Acus

Tayga Design. Подвесной светильник Saturn

ДЫМОВ КЕРАМИКА, посуда. Они производят много разных линеек и сознательно обращаются к народным традициям: в частности, в сериях «Чернолощёная керамика» и «Весна».

Светлана: Здесь нас, кстати, привлёк не столько орнамент, сколько функциональность предметов. Например, вот супница — очень наш, российский, предмет посуды. Ведь любая вещь, которой люди пользуются в быту, — это явление национальной культуры, характеризующее особенности жизни. Допустим, если сравнивать с Японией, там огромное количество изделий посвящено тофу и работе с тофу. Никогда это к нам не дойдёт. Мы никогда тофу столько есть не будем и производить тем более. Или, например, специфические предметы скандинавского дизайна — всякие приспособления для готовки: держатели, кнопочки, штучки, ложечки — у нас такого обилия в массовом применении тоже никогда не будет, потому что у нас более простой быт.

Дымов Керамика. Серия «Весна». Супница

Дымов Керамика. Серия «Весна». Тарелка

Дымов Керамика. Серия «Чернолощёная керамика». Чайники

Интересный бренд KSCERAMICS, делает дизайнерскую керамическую посуду. Вообще, в России существует достаточное количество компаний и частных мастеров, которые изготавливают эксклюзивную посуду ручной работы. Есть производства, которые нацелены только на массовый стандарт. И очень мало производителей пограничных, в продукции которых был бы какой-то индивидуальный авторский стиль, но её при этом можно было бы тиражировать. Один из прецедентов — это компания KSCeramics. В первую очередь меня привлекли вот эти чашки с пуговицами разного размера, покрывающими поверхность, — в них как раз проявляется присущая нам энтропия. Образ — Алёнушка.

KSCeramics. Чашки с пуговицами

KSCeramics. Полосатые бокалы

Иван: ELENA LAZAREVA, Елена Лазарева. Она живёт в Лондоне и занимается текстилем — делает женские платки. У нас представлена её коллекция с животными — лебедями, лисицами, глухарями. Это её авторские рисунки, но выглядят они очень традиционно.

Светлана: Если посмотреть на них мельком и не вглядываться, может показаться, что эти рисунки уже были нам знакомы по каким-то известным ранее промыслам. Сейчас делают много подобного в стиле хохломы, городецкой росписи: берут цветочки, розочки, из них что-то собирают, используют готовые символы: характерные ягоды, клубнику, рябину... Но здесь, если присмотреться, становится ясным, что орнаменты Елены не имеют прямого прототипа, они новые, они не привязаны ни к какому известному, классическому, сформированному стилю. При этом получается, что визуально они вписаны в нашу систему смыслов и успешно их транслируют. Ассоциативный образ — Царевна Лебедь.

Елена Лазарева. Платок «Королевские лебеди»

Елена Лазарева. Платок «Лисицы и глухари»

Елена Лазарева. Платок «Лисицы»

Ещё один бренд, занимающийся текстилем, — ELNIK. Среди множества разных принтов у них есть коллекция, которая называется «Вечерний дождь». Она представлена в синем и в оранжевом вариантах. Во-первых, здесь, конечно, легко узнать берёзку; во-вторых, удачно решена цветовая гамма: она более естественная, пастельная, что хорошо отражает современные тренды в дизайне. Elnik мы отнесли к образу Алёнушки.

Elnik. Cкатерть «Вечерний дождь»

Ещё один интересный пример, тоже очень спорный — LISA SMIRNOVA, Лиза Смирнова. Мне этот пример нравится тем, что он не имеет образной определённости и однозначности — нет организованного орнамента, нет чёткой формы, есть лишь приём. Барышня занимается ручной вышивкой, делает портреты — очень подробные, проработанные, но меня привлекла её первая коллекция — в частности, вот эти два принта. Тем, что они визуализируют те принципы, о которых мы сказали раньше, — не больше и не меньше. Вот просто визуализируют и всё.

Коллекция одежды Artist At Home. Дизайн: Ольга Глаголева. Вышивка: Лиза Смирнова

Продолжение читайте здесь


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта