Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
24 октября 2017 г.

Современный российский дизайн. Поиски национального стиля. Часть I

Трудно оценивать, систематизировать и уж тем более прогнозировать современный российский дизайн, который находится в стадии активного становления. Однако нашлись люди, которые попытались это сделать. Получилось довольно интересно и перспективно. Мы говорим о проекте «Альманах "К°ЛЛЕКЦИЯ"» и его основателях: Иване Ходыреве и Светлане Липкиной. На протяжении всего 2017 года Иван и Светлана выступали на различных деловых площадках с презентацией своего Альманаха и лекциями о современном состоянии отечественного предметного дизайна и перспективах его формирования в жизнеспособный и конкурентоспособный национальный стиль. Мы побывали на одном из их выступлений под названием «Российский дизайн: проблемы культурной идентичности», проходившем на АРХ Москве 2017, и хотим поделиться с вами услышанным и увиденным.

Иван Ходырев — предметный дизайнер, основатель студии iM

Светлана Липкина — промышленный дизайнер, основатель и главный редактор портала Low-Tech Design

Альманах «К°ЛЛЕКЦИЯ» — печатное и электронное издание, ежегодный сборник предметов российских производителей мебели, светильников, декора, аксессуаров и готовых интерьерных решений. Предметы скомпонованы в виде коллажей, каждый из которых показывает тематическое пространство: прихожую, гостиную, кабинет, спальню, детскую. После каждого коллажа следует экспликация всех использованных в нём предметов с указанием производителей, габаритов и цен. Визуальная часть дополнена статьями, обзорами и интервью с экспертами рынка. Первый подобный проект в России. Вышел в свет в декабре 2016 года.

Иван: Здравствуйте, меня зовут Иван Ходырев, а это Светлана Липкина, моя коллега. В конце прошлого года мы реализовали проект под названием «Альманах "Коллекция"», в котором собрали под одной обложкой предметы, созданные  российскими дизайнерами за последние пять лет. В процессе подготовки нам пришлось отсмотреть очень большое количество предметов, в результате чего стали появляться всякие идеи, соображения и выводы, которыми мы хотели бы сегодня с вами поделиться. Главные вопросы, на которые мы искали (и продолжаем искать) ответы: существует ли реальная возможность появления в современной России своего уникального, локального стиля? что для этого нужно сделать? и каков он вообще, национальный российский стиль? Мы провели собственное небольшое исследование, но не претендуем на абсолютную истину. Нам хотелось лишь обозначить предмет дискуссии, чтобы каждый желающий мог поучаствовать и высказать свои соображения по теме.

Светлана: Мы хотим подчеркнуть, что это не наш манифест, не окончательные тезисы, а, скорее, рассуждение, размышление, первое представление о том, с чем мы столкнулись. В Альманах вошло порядка 50-ти брендов, но только 6-7 из них можно назвать обладающими именно российской спецификой...

Иван: ...носителями некой идентичности, не присущей другим.

Светлана: Остальные бренды больше ориентированы на скандинавский стиль, на лофт.

Иван: На какие-то уже существующие импортированные эстетические клише.

Светлана: На этом общем слайде представлены несколько брендов, о которых мы далее будем рассказывать подробнее, объясняя, почему по нашему субъективному представлению они могут называться русскими.

Иван: На первый взгляд не очевидный и странный набор, отличающийся от того визуального «стандарта», к которому все привыкли. Сейчас мы более подробно расскажем, почему и как мы к нему пришли.

Откуда вообще берётся жизнеспособный локальный стиль? Яркие примеры — скандинавский, итальянский стили. Как они складываются, почему безошибочно узнаются, почему продолжают жить и развиваться? Мы выделили три основных момента, из которых складывается стиль: узнаваемые визуальные приёмы, мировые тренды, которые позволяют им жить и развиваться, и так называемый «культурный код» — локальная специфика на уровне смыслов и символов, присущая только данной конкретной культуре, данному конкретному региону. Ну и, конечно, очень важным для существования стиля является внешний фактор — благоприятная экономическая ситуация или господдержка.

Светлана: Или и то, и другое сразу.

Иван: Если с мировыми трендами и визуальными приёмами всё более-менее понятно, то что такое «культурный код» в своём эстетическом проявлении? Откуда он берётся, как складывается, каким образом отражается в предметах? Задаваясь этими вопросами, мы поняли, что нам не хватает экспертного мнения, и обратились за помощью к специалистам-культурологам. Они очень нам помогли, особенно доцент РГГУ Юлий Арамович Асоян, он с большим желанием включился в эту работу, наставил нас, так сказать, «на путь истинный», «порезал» наши некоторые совсем уж вольные измышления.

Справка: Асоян Юлий Арамович — кандидат философских наук, доцент кафедры истории и теории культуры факультета истории искусства РГГУ.

У культурного кода каждого народа есть некие константы, которые влияют на него всегда: территория и климат, социальная жизнь и общественное сознание, тип национального мышления и поведения. И есть переменные — это факторы, которые тоже важны, тоже оказывают существенное влияние, но они подвержены изменениям в течение времени: философия, литература, эстетика, искусство и так далее.

Светлана: Для начала, чтобы понять, как формируются известные нам прецеденты успешного национального стиля, мы отобрали три самых характерных современных стиля: итальянский, японский и скандинавский (здесь имеем в виду Финляндию). Все они были проанализированы по вышеобозначенным критериям, в контексте применения опыта для русского стиля. Особое внимание мы обращали на территориальный признак, куда входит климат, определённая «визуальная» природа — то, как она выглядит, — и местоположение государства, о котором идёт речь. Можно проследить, например, что Италия — это открытая для взаимодействия с другими народами страна, которая много лет являлась центром мировой культуры. Япония — напротив, восточное островное государство, для которого характерна культурная изоляция. Региональный, провинциальный статус Финляндии также оказал влияние на тот визуал, который мы в итоге имеем.

У каждого этноса есть уникальные характеристики, особенности поведения в повседневной жизни и в истории. Мы все обычно интуитивно их считываем. Скажем, итальянцы: они эпатажны, чувственны, эмоциональны. Таким является и их дизайн, их предметы. Более сдержанные японцы склонны к наблюдению и размышлению, к простоте — такова и их мебель, минималистичная и модульная. Стойкий, выносливый характер финнов создаёт лаконичные формы финского дизайна. На слайде вы можете видеть характерные предметы, которые визуально выражают, на наш взгляд, национальный характер каждой страны: классический и современный варианты итальянского стиля, техно-минимализм Японии и легендарный стул Алвара Аалто — как своеобразный «флаг» скандинавского дизайна.

А что же у нас? Не будем подробно останавливаться на климате и природных особенностях России: мы все в ней живём и прекрасно знаем, какая нас окружает природа и каков наш климат. Важнее понять, каковы наши уникальный характер, мышление, восприятие жизни, как мы ведём себя в тех или иных ситуациях. То есть, что собой представляет национальная психология или традиционная российская ментальность.

Мы выделили пять основных характеристик, которые представлены в верхнем ряду таблицы: СПОНТАННОСТЬ, СОПЕРЕЖИВАНИЕ, МАКСИМАЛИЗМ, БЕСПЕЧНОСТЬ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ — эти черты показались нам максимально влияющими на наш выбор в разных сферах жизни, на то, как мы себя ощущаем и что мы создаём в результате творчества.

Дальше идут подкатегории — то есть частные проявления общих категорий. Спонтанность выражается в таких чертах, как импульсивность, экспрессивность и непосредственность. Сопереживание — в таких свойствах, как открытость, эмпатия, отождествление. Максимализм порождает чрезмерность, бескомпромиссность, идеализацию. Беспечность — игнорирование правил, безмятежность, невозмутимость. И, наконец, изобретательность проявляется в находчивости, самобытности, энтузиазме.

После того как мы определились с основными аспектами национальной психологии (повторимся, что пока это наша рабочая версия, требующая дальнейших исследований), мы стали тестировать в соответствии с ними варианты современной российской дизайнерской мебели и предметов для интерьера. У нас в базе порядка 250-ти марок — наиболее интересные из них прошли тестирование. В результате мы выделили 4 условных образа, которые помогли внешне выразить те категории и подкатегории, которые мы обозначили выше и которые характеризуют русского, российского человека. Задача была — найти наглядный образ, близкий этому человеку и соотносимый с конкретным материальным предметом.

Иван: Каждый образ содержит в себе комплекс значений: человек как некий персонаж, животное, растение, цвет, характерные качества — то есть это своего рода интегральные типы. Первым идёт МЕДВЕДЬ — ему соответствует богатырь, в растительном мире — дуб, красный цвет, жизненная сила и широта. К слову, сила и широта — вообще очень важные понятия в русском фольклоре.

Светлана: Они, в первую очередь, являются следствием как раз особенностей природы, ландшафта…

Иван: ...ну, это дискуссионный вопрос. Мы, на самом деле, со Светой тоже далеко не во всём согласны друг с другом, мы спорим и будем спорить, и это замечательно. И вас приглашаем к диалогу, дискуссии и спорам.

Итак, первый — медведь, богатырь, сила. Второй персонаж — ЛЕБЕДЬ, это женский образ, ему соответствует Царевна Лебедь, река, синий цвет, мудрость и структурность. Здесь мы ещё хотели включить зиму, но потом не стали.

Светлана: Да, попытались привязать к образам времена года, но решили, что это не всегда очевидно и слишком уж деланно.

Иван: Лебедь — это доминантная женщина, мудрая, с функцией управления. Следующий персонаж — ЗАЯЦ, герой-трикстер, он же Иван-дурак, растение — рябина/колокольчик, зелёный цвет, характеристики — изменчивость и затейливость.

Справка: Трикстер (от англ. trickster — обманщик, ловкач) — в мифологии и фольклоре «плут, озорник».

Светлана: Буквально на финише у нас появился персонаж Алёнушка, который представляет иной женский образ, в отличие от Царевны Лебеди. Помимо структурности, мудрости и могущества женского начала в нашей культуре есть более...

Иван: ...более зависимый, но при этом более чувственный, способный к сопереживанию женский персонаж. Алёнушке соответствует ГОЛУБКА, берёза, белый и золотой цвета, чистота и чувственность.

Светлана: Забегая вперёд, скажем, что этот образ чаще всего встречается в продуктах отечественных дизайнерских брендов.

А теперь вернёмся к понятию российского культурного кода и перейдём от абстрактных понятий (спонтанность, сопереживание, максимализм, беспечность, изобретательность) непосредственно к их визуальным проявлениям в отечественном искусстве.

Первая группа приёмов соотносится со спонтанностью: ЭНТРОПИЯ — то есть хаотичность; МНОГОЯРУСНОСТЬ — башенки, пристройки и переходы, ЗАТЕЙЛИВОСТЬ — причудливая, замысловатая резьба. Эти внешние черты берут начало в нашей характерной импульсивности и спонтанности. В качестве иллюстрации мы взяли архитектуру Русского Севера — в ней как раз присутствует некий элемент случайности, намеренной недоделанности. Не путать с халатностью или плохим качеством! Это разные вещи. На мой взгляд, данная категория — самая перспективная для нашего национального стиля. Поскольку нам свойственна некоторая небрежность в поведении и в визуале, нам надо просто сделать это нашим плюсом. То есть целенаправленно создавать такие вещи, которые бы подчёркивали спонтанность.

Вторая группа условно соотносится с сопереживанием: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРАЗОВ — растений, животных, символов, героев; СТИЛИЗАЦИЯ этих образов, ПРИМИТИВИЗМ вплоть до наива и детскости. Третья группа визуальных приёмов вырастает из максимализма, который проявляется в виде МОНУМЕНТАЛЬНОСТИ, КОНТРАСТНОСТИ и ГИПЕРТРОФИРОВАННОСТИ. Четвёртая категория — это ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ и НАДЁЖНОСТЬ. И последний комплекс внешних проявлений, который сопоставим с изобретательностью, — это ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ, а также ПРЯМОЛИНЕЙНОСТЬ И КАРКАСНОСТЬ. Мы часто делаем вещи конструктивно простые и понятные, скорее «оголяем» нутро, нежели его скрываем. Одним из примеров технической доступности, прямолинейности и каркасности может быть наш классический сруб. Или конструктивизм XX века. Мы любим показывать конструкцию и создавать предпосылки для модификаций: наши потребители могут доработать предмет по своему усмотрению, и им этот процесс нравится.

Теперь попробуем систематизировать визуальные приёмы, рассмотрев их в составе конкретных исторических стилей и направлений, таких так: РУССКИЙ СЕВЕР, РУССКИЙ ИМПРЕССИОНИЗМ, РУССКИЙ МОДЕРН, КОНСТРУКТИВИЗМ, СТАЛИНСКИЙ АМПИР, СОВЕТСКИЙ ДИЗАЙН 1960-Х ГОДОВ.

Особо удачными локальными направлениями мы бы назвали Русский Север и период 1960-х годов — это деятельность ВПКТИМ (Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели) и ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). Тогда наши научные исследования в области разработки мебели, в области промышленного дизайна были очень успешны, но, к сожалению, большинство из них осталось на бумаге. Вы наверняка слышали о тех выставках, которые проходили недавно в Европе — они были организованы Московским музеем дизайна и посвящены опыту ВНИИТЭ. В настоящее время предпринимаются попытки реанимировать этот уникальный проект, сделать новый ВНИИТЭ, который бы снова занимался теорией и методологией дизайна.

Продолжение и окончание лекции о проблемах культурной идентичности в российском дизайне читайте в Части II  и Части III.

Заглавное фото: коллекция Svetoch, автор: Анастасия Кощеева


Текст: Филиппова Дарья

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта