Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
21 апреля 2017 г.

Советское art déco – Библиотека им. Ленина

Величие правителя не определяется архитектурой, созданной в период его власти, однако именно по ней люди последующих эпох вспоминают это историческое лицо. В обиход уже давно вошло словосочетание «сталинский ампир». Воздержимся от категорических замечаний относительно корректности этого «термина», но заметим, что это неуклюжее понятие порой укладывает почти противоположные вещи. Так и неоклассицизм (который продолжили в своих работах такие мастера старой школы, как И. В. Жолтовский), и интернациональный art déco не являлись ни «сталинским», ни «ампиром».

Уже  в 1920-е годы многие советские архитекторы начали уходить от минимализма в пользу парадной репрезентативности. В наружном декоре зданий всё чаще стали применять барельефы и горельефы, дентикулы и карнизы, а также облицовку натуральным камнем. Изменялась и трактовка интерьеров: вновь стали появляться торжественные залы с кессонироваными потолками, широкие вестибюли с рядами колонн и огромные мраморные лестницы. Архитектура становилась всё более масштабной. Небольшие «клубы» уступали место «дворцам».

«Поднимали голову» вечная ордерная классика и эклектика. Всё более сильные позиции в советском искусстве занимал современный универсальный стиль art déco, характерный для крупных государств ХХ века.

Следом за Центральным Телеграфом в Москве началось строительство грандиозного здания Библиотеки им. Ленина, созданной в 1924 году на базе Румянцевского музея. Сооружать здание предполагалось на железобетонном каркасе с заполнением стен кирпичом на месте снесённого здания Архива Министерства иностранных дел.

Вид улицы Воздвиженки в начале XX в. Слева – ограда здания Московского главного архива Министерства иностранных дел. За ним – бывший дом Талызина. Улицу замыкает храм Бориса и Глеба

В 1927—1929 годах в три этапа прошёл конкурс на лучший проект. Первая премия досталась конструктивистскому проекту под девизом «Книга», в котором многоэтажный корпус библиотеки напоминал раскрытую книгу. Авторами были московский архитектор Д. С. Марков (1877—1943), одесский конструктивист Д. Ф. Фридман (1887 — 1950) и В. И. Фидман. «Высокое жюри» сдержанно оценило решение поставленной задачи как «удовлетворительное».

Дмитрий Марков, Даниил Фридман, Владимир Фидман. Конкурсный проект (девиз «Книга», 1928). Первая премия в открытом туре

Одновременно с «открытым конкурсом» проводился и «закрытый», в рамках которого оплачиваемые проекты были заказаны ленинградскому архитектору В. А. Щуко (1878—1939) и ведущим московским зодчим А. В. Щусеву (1873—1949), братьям А.А. (1883—1959) В.А и Л.А. (1880—1933) Весниным, а также И. И. Рербергу (1869—1932).

Создатель знаменитого Телеграфа был верен себе, но в этот раз предложил проект ещё более консервативный. Стараясь наиболее удачно вписать здание в окружающую застройку, Рерберг в своей неоклассической стилизации даже применил угловую ротонду, в которой использовал мотивы находящегося поблизости Дома Пашкова. При этом проект сохранял лаконичность, присущую всем работам архитектора.

Иван Рерберг. Заказной проект (1928)

Нельзя сказать, что проект Рерберга был слабым, но также невозможно назвать его «советским». Зданию, носившему имя Ленина, необходимо было соответствующее «лицо»: новый и торжественный фасад. Именно этого требовала комиссия. Наиболее высоко она оценила проект А. В. Щусева, который сумел найти удачное функциональное решение, в дальнейшем развитое в духе «супрематического конструктивизма».

Алексей Щусев. Заказной проект (1928–1929)

В проекте братьев Весниных функционально вычлененные объёмы корпусов были соединены между собой коридорами и переходами, однако не учитывалась близость читальных залов к шумной улице.

Леонид, Виктор и Александр Веснины. Заказной проект (1928)  

В. А. Щуко, в отличие от своих конкурентов с их скупым декором, предложил «богатое и нарядное решение угла» со стороны перекрёстка крупнейших улиц. Хотя эта идея понравилась, и в этом проекте также нашли свои недостатки.

Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Заказной проект, второй вариант. Эскизный проект (1928-1929). Фрагмент

Как и в случае с Телеграфом, предпочтение комиссия отдала проекту, представленному вне конкурса, но на этот раз выбор организаторов под председательством А. В. Луначарского пал на академика архитектуры В. А. Щуко. Был назначен второй тур закрытого конкурса, в котором авторам отмеченных комиссией проектов предлагалось их «исправить» в соответствии с критикой, однако в итоге именно В. А. Щуко была поручена дальнейшая работа по созданию Библиотеки.

Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Заказной проект, второй вариант. Эскизный проект (1928-1929)

К доработке проекта В. А. Щуко привлёк своего соавтора во многих предыдущих проектах – Владимира Георгиевича Гельфрейха (Helffreich; 1885 —1967). Гельфрейх родился в семье государственного служащего и происходил из старинного эстляндского дворянского рода. Уже в годы обучения Императорской Академии художеств, он начал работать в мастерской Щуко, который оказал заметное влияние на его дальнейший творческий путь. Этот видный мастер петербургской неоклассики 1910-х гг. считался тогда одним из главных представителей ретроспективизма. С 1918 года Гельфрейх был бессменным соавтором Щуко. Начав с «классики», мастера успели попробовать себя и в конструктивизме.

Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Библиотека имени В. И. Ленина в Москве. (1928-1939). План

Нужно сказать, что изначально проект Библиотеки имел больше общего именно с конструктивистской стилистикой, однако, постепенно изменяясь в соответствии с требованиями «заказчика», в итоге вырос в нечто конструктивизму почти противоположное. Доработки вносились до самого начала строительства.

В работе над Библиотекой Щуко и Гельфрейх постарались совместить общее решение в духе конструктивизма с приёмами исторической архитектуры во внешнем оформлении. Умело сочетая современные идеи и классические формы, авторы продемонстрировали весьма тонкое понимание «тенденций» в советском искусстве. В целом они продолжили намеченную И. И. Рербергом линию строгой, монументальной и при этом репрезентативной архитектуры. Именно эта линия в дальнейшем стала главенствующей.

Закономерность и смелые геометрические формы Библиотеки сочетались уже не просто с геометрическими узорами, но со скульптурой и дорогой отделкой. Щедро украшенное здание имело и свою «программу» в традициях дореволюционных мастеров: между пилонами фасада были расположены бронзовые бюсты учёных, философов и писателей в tondo, а на крышах установлены 22 скульптуры на тему «Социалистический труд и знание».

Медальоны с портретами Архимеда, Коперника, Галилея, Ньютона, Ломоносова, Дарвина, Менделеева, Тимирязева, Павлова выполнила Н. В. Крандиевская. Ей же принадлежит и аналогичный медальон Руставели, вошедший в группу портретов литераторов народов СССР, которая украшает простенки корпуса по Моховой. Остальные «литературные» портреты – Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского, Герцена, Шевченко, Некрасова, Чернышевского, Добролюбова, Салтыкова-Щедрина, Тургенева, Толстого, Маяковского, Горького – создал ленинградский скульптор С. Е. Евсеев, автор памятника Ленину у Финляндского вокзала.

Девять фигур были исполнены по эскизам Г. М. Манизера (скульптура «Шахтёр» была осуществлена им самим, работы «Ученик», «Скульптор», «Архитектор», «Инженер» и «Комсомолец» принадлежат В. В. Лишеву; а три женские фигуры – Е. А. Янсон-Манизер). Статую «Рабочий-прокатчик» ваяла В. И. Мухина, а «Колхозницу» и «Красноармейца» – И. В. Крандиевская. Скульптурный фриз здания был выполнен С. С. Алёшиным с бригадой скульпторов — верхний ряд по эскизу В. А. Щуко, нижний — В. Г. Гельфрейха. В архитектурной работе зодчим также помогали их бывшие ученики: конференц-зал был спроектирован А. Ф. Хряковым; главная лестница и аванзал перед главным читальным залом — А. П. Великановым и Н. Степановым; зал гуманитарных наук И. Рожиным и В. Масловым; зал физико-математических наук – Ю. В. Щуко (сыном архитектора) и Д. Елькиным; зал техники – Е. Раевской; зал геолого-географических наук – А. Афанасьевым; конференц-зал – Ю. Щуко и Г. Жирмунской.

Для облицовки фасадов был применён известняк и торжественный чёрный гранит, для интерьеров — мрамор, бронза и панели из ценных пород дерева. Пресса того времени с гордостью отмечала, что «одних бронзовых изделий было заказано на 2 миллиона рублей».

Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Библиотека имени В. И. Ленина в Москве. Фото 1940 г. На первом плане – временный наземный вестибюль станции метро «Улица Коминтерна»

Строительство Библиотеки не только было одним из самых дорогих советских проектов того времени, но и одним из самых долгих: здание было сдано в эксплуатацию В. Г. Гельфрейхом лишь в июне 1941 года, уже после смерти В. А. Щуко. Полностью строительство комплекса библиотеки было закончено только в 1960 году.

Читайте также:

Центральный телеграф — пробный камень советского ар-деко

287
Текст: Латош Владислав

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

11 декабря 2017 г.
22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта