Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
9 ноября 2015 г.

«Советская (Красная) Готика»

Как-то раз, в составе пешеходной экскурсии, мне довелось исследовать один из корпусов архитектурного комплекса «Городок художников», расположенный на севере Москвы. Дождливая погода навевала тоску, здание выглядело запущенным, скучным и мрачным. Наш гид увлеченно рассказывал что-то про конструктивизм, указывая на фасад дома, а у меня в голове крутилось: «Да это советская готика какая-то…» 

Что общего у готики и конструктивизма? И как в принципе их можно сравнивать? 

Библиотека имени В. И. Ленина в Москве, архитектор Владимир Щуко

Готика в архитектуре характеризуется как «устрашающе величественный» стиль, основанный на религиозной тематике (вера в высшие божественные силы) и являющийся культовым по своему назначению.

При взгляде на некоторые проекты советских конструктивистов я невольно задаюсь вопросом: «Устрашающий?» – Безусловно! «Величественный?» – тяжело утверждать. 

В нашей стране высшей божественной силой был не Бог, а советская власть. Ее почитали и в нее верили. Конструктивизм, пришедший в Россию после революции, избавил архитектуру «от излишеств» в виде пышного убранства, декора и всего того, что имело отношение к буржуазному образу жизни. Мы перестали встречать дома по одежке и сделали акцент на функциональности. Утилитаризм захватил умы горожан. Устав от роскоши, люди вдохновились удобным и социально-действенным искусством. На смену богато украшенным фасадам пришли лаконичные и правильные геометрические формы. Отныне в архитектуре главной стала не форма здания, а ее цель и предназначение. Советский критик, Борис Арватов, писал о том, что в отличие от других стилей конструктивизм ставит жизнь человека выше искусства. Его основная цель – сделать искусство реальным и досягаемым для общества. Поэтому, эстетику, как воплощение прекрасного, но ненужного, заменили практичность и польза. 

Некоторые замки революции возвышаются лишь на старых чертежах, канувших в небытие. От них осталось много идей, концепций советской эпохи и легкое недоумение «а как бы оно выглядело сейчас, если бы тогда реализовалось?»

Погрузившись в изучение конструктивизма, мне захотелось создать небольшую подборку зданий-призраков, которые навсегда останутся проектами. 

Наиболее яркими представителями этого направления можно смело назвать братьев Весниных, которые первыми представили миру конкурсный план Дворца Труда (1922–1923) в стиле конструктивизма. Разработка знаменитых архитекторов в конкурсе не победила, но сумела заложить первый кирпичик в развитие этого направления в Советском Союзе. Инновационность комплекса заключалась в его многофункциональности. Согласно концепции Весниных, Дворец Труда включал в себя Дворец Советов, Дворец Съездов, театр, Дом культуры, горком партии, музей и столовую. 

Одним из самых загадочных и грандиозных замыслов братьев Весниных совместно с архитекторами Владимиром Гельфрейхом и Владимиром Щуко был проект Дворца Советов в Москве, где должно было располагаться Советское правительство. Планировалось, что здание превзойдет по высоте даже американский небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг. Ради реализации этой постройки взорвали Храм Христа Спасителя и на его месте активно вели строительные работы, как вдруг неожиданно началась война. От задумки пришлось отказаться, а конструкции пустить на оборону города.

Дом наркомтяжпрома согласно проекту архитектора Ивана Леонидова должен был стоять на Красной Площади возле Храма Василия Блаженного. Работа была признана одной из лучших за монументальность и грандиозность постройки.

Бунт детей революции против пережитков прошлого породил новый стиль во всем мире, который до сих пор является визитной карточкой эпохи НЭП. Конструктивизм стал свежим глотком воздуха для пролетариата после набившей оскомину роскоши. Жесткое разграничение понятий «красивое» и «удобное» в умах людей являлось действенным методом уравнивания социальных слоев и стирания буржуазии, как класса.

Дом культуры имени Зуева в Москве 

Избавив архитектуру «от излишеств», мы, спустя десятилетия, все равно обратились к эстетике. Иначе как можно объяснить появление сталинского ампира, величественного, монументального, по-своему адаптированного под Советский Союз?

Страницы истории лишь наглядно подтверждают тот факт, что «функциональность» не превалирует в искусстве над «красотой». Удобство и простоту оценит каждый дикарь, но не каждый поймет зодчество, как творческую форму отображения происходящего вокруг. 

Большой театр оперы и балета Республики Беларусь в Минске 

«Красная готика», бесспорно, является «зеркалом истории» нашей страны, которая через призму архитектуры отражает образ советского народа. Элементы конструктивизма, пропитанные спорной философией пролетариата, кажутся устрашающими и наводят на грустные размышления.

Несмотря ни на что, этот стиль заслуживает внимания. Внутренний стержень советской «готики» заключается не в ее внешнем виде, а в идее. В идее, которая смогла подчинить себе искусство, хоть и на короткий срок. 


Текст: Яшаяева Ольга

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта