Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 декабря 2015 г.

Сочное оформление серого города

Когда речь заходит о граффити, то как-то само собой тема у нас ассоциируется с хип-хоп культурой. Но сейчас этот вид художественного направления развивается в различных жанрах. И мы поговорим именно о творчестве поп художника, который своими рисунками украсил городские ландшафты в разных уголках мира. Эдуардо Кобра (Eduardo Kobra) занимается не только граффити, но и стрит-артом, а также 3D графикой!

Знакомство с этим видом искусства, а точнее, росписью «тегов» или как их еще называют, автографов, случилось еще в подростковом возрасте. Мальчик вырос в родном городе Сан-Паулу в Бразилии, который прославился своими нищими районами, криминальными хрониками и низким уровнем жизни. Именно здесь зародилась новая эпоха, где мальчишки, сбегая с уроков, стремились запечатлеть свои имена на скучных стенах жилых домов, в парках и общественно-культурных местах. Одним из таких ребят был и Кобра. Нередко за работой с баллончиком ему твердили прохожие, что он бездельник и хулиган. Но увлечению и страсти к творчеству мальчику было не занимать. Несколько раз его даже поймали с поличным органы порядка. Но однажды случилось чудо, и судья, вместо того, чтобы его приговорить к исправительным работам, смог разглядеть в нем настоящий талант. Он не просто отпустил юное дарование, но и позволил украсить здание полицейского участка авторской муралью. Так началась карьера молодого стрит-арт художника!

У Эдуардо Кобра есть большая серия, созданная в разных городах и мастерски вписанная в архитектуру мегаполисов, которая принесла ему громкую славу. Райтер начал работу над ней с 2007 года, и проект продолжает развиваться до сегодняшнего дня. Изначально он создавался для родного города художника, а затем по кусочкам был «размножен» по другим уголкам мира. Его название говорит само за себя – «Стена памяти» (Muro das Memórias).

Суть этой серии связать прошлое и настоящее. Автору приходится тщательно не только прорабатывать свои идеи для будущего рисунка, но он также организовывает место для него. Приходится долго договариваться с местными властями, чтобы добиться разрешения на выполнение проекта. Очень часто от местности и архитектурного значения здания зависит то решение, которое примет художник для выполнения своего замысла. Эдуардо изучает историю страны, для которой рисует, интересуется историческими событиями города, а также архитектурными достопримечательностями и их особенностями. Исходя уже из этого, он приступает к рисунку. Работает Кобра с такими материалами и инструментами, как: кисти, аэрограф, спреи, мел и краска. А холстом ему служат городские стены.

Так что же изображает художник в этой серии? Это знаменитости двадцатого века, а также воссоздание атмосферы и стиля тридцатых годов Сан-Паулу в память об этой эпохе. Архитектура бразильского города очень преобразилась благодаря Эдуардо. Городскому ландшафту придали яркости и красочности интересные рисунки, а местным жителям и туристам привнесли новую историю и положительные эмоции. Серые и монохромные улицы урбанистического Сан-Паулу превратились в праздничные иллюстрации, словно открытки или вырезки плакатов из глянцевых журналов.

 Цвета, которые выбирает райтер, сначала ассоциируются с цирковыми представлениями, салютом. Но это только первое впечатление. Если к ним присмотреться, то становится заметно, что сквозь краску проявляются черно-белые черты, с помощью которых открывается более глубокий смысл его работ. Под ярким верхним слоем хранится живой образ личности или целой эпохи, а также прошлый опыт, воспоминания и традиции. Словно это изображение — отретушированная черно-белая фотография, в которую добавили цвета и краски, и это создало атмосферу праздника на городских улицах.

 Оскар Нимейер – один из последних выдающихся архитекторов Бразилии. Его портрет, благодаря Кобра, теперь возвышается на здании Сан-Паулу. Этот стрит-арт один из масштабнейших проектов во всем мире среди работ уличных художников: он занимает 52 кв. м в длину и 16 кв. м в ширину. Вы только посмотрите, как портрет знаменитого бразильского архитектора торжественно возвышается среди бетонных высоток, медных антенн и серой дороги! В городе почти нет зелени и садов, поэтому такое яркое и эксцентричное пятно оживляет экстерьер улицы в целом. Но больше всего поражает, как Эдуардо решительно, несмотря на то, что его не поддержали местные власти, на собственные деньги (а это ни много ни мало 10 000 реалов!) создал рисунок вместе со своей командой!  

 «Мы хотели зафиксировать его значимость, и пять художников рисовали просто так. Краску оплатили владельцы здания, галерея помогла с оборудованием, администрация гостиницы и ресторана в соседнем доме нас принимала и обеспечивала едой. Речь идет о всеобщей культурной поддержке. Все вложились в этот проект с любовью к Нимейеру. Мы уверены, он заслужил фасад на Паулиста-авеню», — делится своими воспоминаниями художник в одном из интервью.

Конечно, не всем людям нравится современное видение художников. Так, например, официально разрешенная местным органами управления работа на Большой Дмитровке произвела явно неоднозначное впечатление на жителей Москвы. Многие сочли мураль художника вульгарной, клоунской и совсем не грациозной. А кто-то даже вовсе не признал на ней великую российскую балерину! Но представьте себе, что Эдуардо прежде, чем приступать к этой работе, посетил архивы и библиотеки столицы, тщательно изучил историю культуры России, нашел оригинальную фотографию Майи Плисецкой, с нее сделал эскиз, а людям не понравилось! Но автор не обращает большого внимания на такого рода замечания, ведь любителей его творчества он встречает намного больше.

«Москва — очень традиционный, классический город в плане зданий. Работа, которую мы делаем, сопряжена именно с этим, «историческим» характером архитектуры. В этом смысле Москва — бездонный колодец! Здесь столько всевозможных сооружений и, следовательно, постоянный приток вдохновения…Думаю, через нашу мураль возможен диалог между разными культурами и их представителями», — сообщает Кобра.

Кстати, история этого здания (Большая Дмитровская, 16) оказалась весьма интересной. Среди домов, построенных на рубеже XVIII–XIX веков, оно является новоделом. В 2004 году постройку снесли, и на ее фундаменте возвели новую в том же стиле. А ведь именно в старом доме жили известные инженер В. М. Чаплин и архитектор Константин Мельников. Он так и назывался по проекту архитектора В. Г. Залесского «В. Залесский и В. Чаплин», так как здание первоначально было спроектировано специально под офисы и жилые помещения, где размещались их семейства. Сейчас же это достаточно современный офисный центр, который приятно вписывается в архитектурный ансамбль центра города. Теперь и с экзотическим рисунком, который, как глоток свежего воздуха, добавляет историческим улочкам окно в современность.

Количество проделанных работ художника можно перечислять до бесконечности – настолько уже их много! Это ретрографическая настенная живопись, где бразильские трамвайчики убегают в загадочную перспективу городской улицы вместе с ретромашинами и современным стилем огромного и шумного города.

sochnoe_oformlenie_serogo_goroda_berlogos_12 

Это также 3D рисунки из серии «Посмотри на 2010 год под другим углом», на которых Эдуардо отдает дань бразильскому футболу и знаменитому Пеле, а также известному пловцу Ц. Сьело. «Правосудие» — работа в стиле модерн, изображающая воинов Бруно Жиоржи. Это изображение находится под небольшой Статуей Свободы, которая также была выполнена мастером, как бразильский вариант богини правосудия Фемиды. Еще Кобра рисует на стенах города морально-этические картины, призывающие людей задуматься о вопросах экологии, человеческого сострадания или просто о глобальных проблемах, которые пробуждают в горожанах чувство ответственности за окружающую среду.

Меняют ли граффити и стрит-арт культуры архитектуру города? Однозначно – да!

Нуждаемся ли в них? Скорее да, чем нет. И порой так хочется, чтобы посмотрев на такой колоритный пример, мы не забывали о том, что не город делает людей, а все-таки это происходит совсем наоборот!


Текст: Эймонтас Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта