Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
20 ноября 2017 г.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Мехико: борьба неоклассицизма с внутренним ренессансом

До 1821 года Мексика, тогда – одна из частей Новой Испании, вице-королевства, провозглашённого небезызвестным завоевателем Эрнаном Кортесом, – испытывала влияние огромного количества стилей в архитектуре, одним из которых являлся чурригиреско, пришедший на другой континент из центра испанской метрополии – Мадрида. Именно там, в конце XVII – начале XVIII веков работала семья легендарных архитекторов Чурригеров, главным из которых был Хосе де Чурригер, знаменитый своими изысканными ретабло (испанский вариант запрестольного образа), которыми он украшал мадридские церкви.

Главный алтарь церкви Санта-Приска-де-Таско в Мексике – типичный образец чурригиреско

Одним из ярчайших образцов мексиканского барокко, или ультрабарокко, как прозвали чурригиреско у себя на родине, является знаковое здание Мехико – Собор Успения Пресвятой Богородицы. Его постройка началась ещё в 1521 году, когда новоизбранный Эрнан Кортес решил возвести на месте разрушенного ацтекского храма христианскую церковь, дабы «насадить религию на эти дикие, полные бездуховных индейцев земли». Это один из самых спорных фактов из истории собора, который таким образом оказался построен на обломках чужой веры, однако сейчас представить себе Мехико без своего главного храма так же невозможно, как невозможно представить себе Москву без Храма Василия Блаженного.

В архитектуре храма особенно примечательно то, что время, на протяжении которого (почти 250 лет!) возводилось строение, не могло не отразиться в проявлении различных архитектурных стилей – экстерьер храма выполнен под стать классическому европейскому барокко: изысканная отделка башен, витиеватые узоры и богато расписанный главный портал базилики.

Сказалось и влияние неоклассицизма, пришедшего в поздние времена, – при всей своей искусности, храм построен из простого серого камня и гранита, в нём нет вычурности классического барокко, он строг, монументален в своей задумке и по-своему мрачен.

Этому способствует и ощущение того, что фундамент собора несколько «просел» – в результате тектонических смещений башни собора опустились в землю на целых три метра, и в итоге храм кажется слегка «косым». К счастью, после восстановительных работ в конце 90-х годов XX века ему ничто не угрожает, и этот изъян в архитектуре делает его ещё более величественным – как будто шрам на лице человека, потрёпанного жизнью.

Однако внутри от внешней строгости собора не остаётся и следа – интерьер выполнен в духе ренессанса, переливаясь на пламени свечей всеми оттенками слоновой кости и перламутра, а золотые витражи придают этому зрелищу особенный блеск. Изысканные капеллы, коих в храме шестнадцать, посвящены святым, каждая своему, а внутри находятся изысканные алтари в окружении картин и скульптур. Богатство отделки словно превращает храм в воздушный грот, этому способствует заливающий всё внутреннее пространство золотистый свет. И, как финальный аккорд, в помещение храма «врезаются» два органа из дерева тёмно-вишнёвого цвета.

Внутренняя пышность и внешняя строгость, существующие в гармоничном ансамбле из стилей разных эпох, делают Собор Успения Пресвятой Богородицы уникальным храмом, единственным в своём роде как у себя на родине, в Мексике, так и во всём мире.

Что можно почитать:

Новый брутализм в храмовой архитектуре зарубежья. Нужен ли в России отход от традиций?

Программа «200 храмов»: как реализуется массовое строительство церквей в Москве


Текст: Афанасьев Иван

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта