Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
7 сентября 2016 г.

Смоленицкий замок — редкий пример позднего романтизма в архитектуре

Говоря об архитектуре романтизма, мы встаём на зыбкую почву, так как это направление может включать самые разные стили: в ХХ веке это, прежде всего, модерн; однако, вопреки ожиданиям, в ряде государств сохраняет свои позиции историзм, а с ним и поздняя эклектика (например, в варианте «стиля» Heimatschutz в Германии, где большое внимание уделялось народным традициям и национальной культуре). Таким образом, линия в искусстве романтизма, которая восходит к переоценке архитектуры средних веков и признанию технических и художественных достижений готики, продолжается и в ХХ веке. 

Романтизм, убегая от скучной обыденности посредством эффектных декораций, подарил миру современное сказочно-идиллическое представление о средних веках, рыцарях и замках. Весь XIX век был охвачен так называемым «замковым романтизмом». Это явление в архитектуре зародилось в Англии ещё в XVIII в., когда эти величественные сооружения вновь начинали возводиться спустя несколько веков забвения, уже как крепости «метафизические», где можно погрузиться в мечтания о благородном прошлом, когда люди жили в гармонии с природой. На континенте новое веяние теплее всего было принято в немецких землях, где обретя национальный подтекст, воспринималось с большим воодушевлением: после изгнания наполеоновских армий интерес к национальному культурному наследию возрос, а Германия постепенно стала одним из ведущих центров искусства. Так к концу XIX века, когда «новые замки», сочетающие в себе строгость средневекового декора с последними техническими новинками, уже не были чем-то слишком экзотическим, мода на «замковый романтизм» охватила и Восточную Европу. Одним из позднейших примеров этого явления стал Смоленицкий замок, находящийся на территории современной Словакии. 

Замок расположен на высоком холме, возвышающемся над деревней Смоленице на границе Трнавской равнины и гористой части у юго-восточных склонов Малых Карпат в 60 км северо-восточнее Братиславы, на высоте около 300 м над уровнем моря прямо под наивысшей горой Малых Карпат «Зарубы» (768 м). Само поселение известно с древнейших времен (как минимум, начиная с эпохи неолита). Первое письменное упоминание об укреплении в этом месте относится к 1263 г. Одним из наиболее ранних крупных оборонительных сооружений, построенных над деревней, был замок известный как «Добра Вода». Он являлся частью цепи укреплений Венгерского королевства и защищал проход через Малые Карпаты у горного перевала Яблоница-Трстин. Изначальный замок строился исключительно в военных целях и практически не преследовал целью покорить кого-то эстетикой, но в последующие века сооружение постепенно теряло своё оборонительное назначение и, подобно большинству замков, сделалось выражением роскоши и богатства своих владельцев. В XV веке на месте сторожевой готической крепости XIV века был построен большой замок, который в 1583 году был заново перестроен в ренессансной стилистике. В век Просвещения аристократия на время остыла к своему историческому наследию, и до конца ХVIII века замок пустовал. В 1762 году он сгорел, но позднее был частично отстроен заново и использовался как тюрьма. 

В 1777 году замок перешёл во владение богатого аристократического рода Палфи (Pálffy), при котором в Смоленице была возведена новая часовня в стиле барокко. Замок сильно пострадал во время наполеоновских войн, сгорел его донжон и башни. Последний пожар окончательно превратил замок в развалины. В конце XIX века граф Йозеф Палфи задумал реставрировать руины замка. 

Руины замка в Смоленице в конце XIX века

Руины замка в Смоленице в конце XIX века

Создание капеллы в южном бастионе

Первые работы по реконструкции сооружения начались уже в 1887 году. Бастионы от старого замка были сохранены, однако их  высота была увеличена за счёт надстройки стен и создания новой кровли. Граф привлёк к реконструкции архитектора Йозефа Хуберта, который уже работал для семейства Палфи при капитальной перестройке Бойницкого замка (в 1888–1909 годы). Представители рода Пальфи лично участвовали в процессе строительства на всех его этапах. Такой подход связан «аристократической линией» «замкостроительства», заложенной в XIX веке замком Хоэншвангау в Баварии. Как и Смоленицкий замок, до реставрации 1832 года Хоэншвангау представлял собой руины. Королю Максимилиану II понравилось живописное место и романтические легенды, окружавшие его, он выкупил землю и на месте развалин приказал возвести новый замок в стиле неоготики с декоративными оборонительными башнями и зубчатыми стенами. В подобной полусказочной стилистике, не слишком обращая внимание на изначальный исторический вид, были «восстановлены» многие европейские замки. 

Замок ок. 1917 г.

Таким образом, в Смоленице началось возведение, фактически,  совершенно нового здания в романтическом ретроспективном стиле. От оригинальной постройки сохранился лишь крепостной вал с бастионами и часовня. Хотя возрождение замка, как родового поместья, не столь оригинальная мысль – в ХХ веке это был случай уже не заурядный. 

Планам по возведению новой семейной резиденции на месте старого замка помешала Первая мировая война. К счастью, большая часть наружных работ была завершена. Как и в случае с Бойницким замком, внешний вид новой постройки напоминал замки центральной Франции, однако в Смоленице, в силу ряда причин, архитектура становится более сухой и лаконичной, что сближает архитектуру замка с модным в тот период стилем ар-деко. Фасад украшают высокие въездные ворота с арочным пролётом – дань средневековью, старые бастионы и почти полностью лишённая декора монументальная башня «донжона», которую можно видеть издалека. 

Отделка замка не была полностью завершена вплоть до начала Второй мировой войны, когда строительство было вновь приостановлено. Некоторые комнаты были переоборудованы для сохранения архива семьи Палфи. С 1945 года имущество аристократических родов было объявлено государственной собственностью. Таким образом, замок был закончен и меблирован лишь в середине ХХ века. 

В нём сохранились частично завершённые при Палфи интерьеры, напоминающие о временах средневековья и ренессанса, — несколько залов с нервюрными потолками и стрельчатыми сводами, центральная лестница и общая планировка. Романтичную атмосферу постройки поддерживают и расположенный вокруг замка парк с обширными лугами и лесами, протянувшийся до самых Малых Карпат. 

С 1953 года Смоленицкий замок является собственностью Словацкой академии наук (SAS), которая выбрала его в качестве своей летней резиденции. Теперь замок стал местом встречи учёных со всего мира: в нём действует центр конгрессов академии, и проходят многочисленные конференции и семинары. 

Читайте также: 

Монастырь-крепость Тврдош – урок для архитекторов

Крепость для короля от русского архитектора

214
Текст: Латош Владислав

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
28 декабря 2016 г.
28 декабря 2016 г.
13 декабря 2016 г.
8 декабря 2016 г.
22 ноября 2016 г.
16 ноября 2016 г.
8 ноября 2016 г.
18 октября 2016 г.
11 октября 2016 г.
26 сентября 2016 г.
8 сентября 2016 г.
1 сентября 2016 г.
22 августа 2016 г.
19 августа 2016 г.
16 августа 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта