Живые крыши: от мала до велика
Скажите «А»!
Дома А-образной формы теперь в списке модников, вместе с бородой, клетчатыми рубашками лесоруба и оленьими рогами.
Изменить свой дачный характер и кемпинговую наружность дому-шалашу оказалось не так-то просто. Словно пионервожатая, ставшая кинозвездой, такой дом вынужден постоянно доказывать всем, что он способен быть не только задорным и простым, но и утонченным, стильным и очень красивым.
А началось все в 30-х годах прошлого века, когда австрийский архитектор Рудольф Шиндлер (Rudolph Schindler), притворившись, что никогда не видел индейских вигвамов, объявил о своем революционном проекте – доме с крышей, которая одновременно является и стенами. Этот причудливый для тех времен коттедж со свободной планировкой, выставленными напоказ стропилами и застекленными фронтонами замечательно прижился в курортном местечке в Калифорнии.
Спустя пятнадцать лет подобные дома стали появляться и в других частях Америки. Но по-настоящему знаменитыми А-дома стали лишь в 50-е годы. И все благодаря дизайнеру из Сан-Франциско Джону Кардену Кэмпбеллу (John Carden Campbell), чей модернистский дом-шалаш Leisure House из гладкой фанеры, с безупречно белым интерьером внутри, стал самой раскупаемой новинкой сезона. Тем более что приобрести такой дом можно было в комплекте «сделай-сам», снабженном всеми необходимыми планами монтажа. В условиях послевоенной экономии такое архитектурное решение пришлось как нельзя кстати.
Популярность А-образных домов достигла своего пика в 60-е, когда простота линий и скупость форм считались наивысшим достижением прогресса. Еще десятилетие спустя элегантный, обласканный прессой и декораторами дом-шалаш начал исчезать из поля зрения, уступая место виллам в стиле неоклассицизма и приземленным домам-бункерам.
Вслед за модой на экостиль и лаконичность в архитектуре, дома-шалаши снова обратились в главных тредсеттеров. Когда загородная жизнь превращается в повседневную и человек все дальше углубляется в лесные дебри, трудно представить лучший вариант быстро строящегося, надежного и современного жилища, чем дом в форме буквы А.
Еще со времен советского журнала «Домашний мастер» достоинства и недостатки домов-шалашей подвергаются придирчивому взвешиванию. Считается, что внутренне пространство таких домов невозможно использовать рационально, и в так называемые «мертвые зоны» под скатом кровли ни фикус не поставить, ни гостя не усадить. На самом деле, эту проблему решает грамотный выбор пропорций дома, стремящихся к правильному треугольнику.
Крутой скат крыши не позволит снегу задерживаться на поверхности, а вот для сильного ветра он станет отменным парусом, о чем стоит помнить владельцам «вентилируемых» ураганами участков. Снизить ветровую нагрузку на фундамент поможет грамотное расположение дома относительно розы ветров, а также тщательное проектирование каркаса и его нижней обвязки.
Во многих современных проектах А-образный дом часто расширяют за счет просторной веранды, небольших флигелей, вторящих форме здания или же кардинально от нее отличающихся. Наружные фальш-панели или асимметричные навесы превращают дом в конструктор-головоломку.
Треугольные дома обладают поразительной способностью к мимикрии. Они непринужденно вписывается в любой ландшафт, а особенно – в лесной и горный. Отраженные в застекленных фронтонах деревья или скалы сыграют роль шапки-невидимки, полностью растворив дом в окружающей его природе.
В силу своей предельной простоты, треугольный дом, как чистый лист, примет любые эксперименты в отделке и декоре: сосновая доска, уложенная внахлест, черепица, натуральный камень для фронтона, глубокий однозначный цвет, масштабное остекление, обильная деревянная резьба в стиле рустик или же высокомерная лаконичность минимализма. Но какой бы стиль ни был выбран для дома-шалаша, его обаятельный, уютно светящийся фасад будет, словно волшебный фонарь, манить добрых лесных духов и заблудившихся риэлторов.
Комментарии