Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
21 марта 2017 г.

Скандинавские столпы

До конца XIX века не существовало такого понятия, как скандинавский стиль. Начинателем  этого течения принято считать шведского художника Карла Ларссона: получив в качестве свадебного подарка дом, принадлежавший семье его жены, художник на протяжении всей жизни перестраивал его в связи с потребностями постоянно растущей семьи, в которой было восемь детей. Дом «Лилла Хюттнес» в Сандборне и его обитатели много лет были героями акварелей Ларссона: замысловатый дом и его интерьеры стали известны в Европе и позволили людям из других стран увидеть традиционный скандинавский интерьер. 

The cottage, 1899

Семья Ларссонов перед своим домом, 1906

Evening Sunset

«Батрак Эсбьйорн» (слева) и «Грабли» (справа)

Интерьеры дома «Лилла Хютнесс» 

Дом Ларссона ещё не был тем, что мы понимаем под скандинавским стилем сегодня. В первой четверти XX века в Европе, и в том числе в её северной части, началось стремительное развитие модернизма. Несколько молодых архитекторов и дизайнеров из разных частей Скандинавского полуострова быстро стали крупными фигурами этого нового течения.

Финский архитектор и дизайнер Алвар Аалто (1898-1976) – один из главных скандинавских мастеров. Самые первые его работы были созданы в духе неоклассицизма, выражавшего настроения скандинавской школы XIX века, но затем он обратился к интернациональному стилю.  

В 1935 году Аалто вместе со своей женой Айно и друзьями Майре Галиксен и Нильсом Холом основали мебельную компанию Artek, название которой в каком-то смысле было и её главным манифестом: слово Artek получилось из слияния слов Art и Technology. Компания существует до сих пор и продолжает производить мебель, созданную её основателями. 

АлвариАйноАалто

Рекламный постер компании Artek. 

Будучи другом Гропиуса и Ле Корбюзье, Аалто занимался возведением Финского павильона на Международной выставке в Париже (1937) и Торговой выставке в Нью-Йорке (1939). Примерно в этот же период он разрабатывал идею мебели-конструктора, состоящей из нескольких простых деталей. Аалто стремился перенести формы баухаузовских трубчатых стульев в многообразные варианты дерева и фанеры – он преуспел и стал первопроходцем: его мебель известна во всём мире, и именно она открыла новые горизонты скандинавского дизайна.

Некоторые модели, ставшие культовыми, сначала проектировались для конкретных проектов: например, кресло А42 было разработано для туберкулезного санатория в Паймио, а сервировочный стол Tea Trolley 900 – для павильона в Париже. Сочетание тёплого дерева и мягких линий в объектах Аалто-дизайнера составляют хорошую альтернативу предметной среде функционализма.  

Финский павильон на всемирной торговой выставке в Нью-Йорке, 1939 год

Кресло А42 или Paimio, дизайнер Алвар Аалто, 1932

Табурет Stool 60 и его детали, дизайнер Алвар Аалто, 1933

Сервировочный стол Tea Trolley 900, дизайнер Алвар Аалто, 1937

Ваза Savoy, дизайнер Алвар Аалто, 1937

Дизайн скандинавских стран, и особенно Дании, вбирал в себя черты датского и шведского модерна, криволинейность и природные мотивы которого осмыслялись по-новому. Это проявилось особенно отчётливо в работах датского архитектора и дизайнера Арне Якобсена (1902-1971). 

Арне Якобсен 

Якобсен придерживался мнения, что архитектор должен разрабатывать проект полностью, вплоть до мебели и посуды: этот принцип ему удалось реализовать в проекте SAS Royal Hotel – гостинице, расположенной в Копенгагене, которая была полностью закончена к 1960 году. Комната №606, находящаяся в этом здании, стала одной из икон дизайна 60-х: в этом номере использованы мебель и светильники, которые были пущены в серийное производство. Гармоничные кресла «Яйцо», «Лебедь» и «Капля» работают одновременно как мебель и скульптурные элементы. 

SAS Royal Hotel, Копенгаген, архитектор Арне Якобсен, 1960

Лобби SAS Royal Hotel с креслами «Яйцо», дизайнер Арне Якобсен, 1960

Комната № 606 в SAS Royal Hotel, дизайнер Арне Якобсен, 1960 

Арне Якобсен разрабатывал мебель и светильники на протяжении всей жизни, большинство из них по-прежнему производятся, и обросли многочисленными репликами. 

Стулья и кресла Арне Якобсена

Серия светильников AJLamp, дизайнер Арне Якобсен, 1957 

Наряду с Аалто и Якобсеном лидером северного движения считается архитектор Ээро Сааринен (1910-1951): финн по происхождению, он вырос и работал в США, куда уехал преподавать его отец, архитектор Элиэль Сааринен. 

Ээро Сааринен 

Первыми заметными работами Сааринена-младшего были кресла, которые после войны стали очень популярны среди жителей США и повлияли на внутренний облик их домов. 

Слеванаправо: стул Organic, 1940; кресло Grasshopper; кресло Womb, 1948

Серия Tulip, выпущенная компанией Knoll в 1957 году. Дизайнер Ээро Сааринен 

Следом за мебелью появились несколько крупных зданий, в том числе ворота Запада в Сент-Луисе (1947) и аэропорт компании TWA в аэропорту Кеннеди (1962). Всё это сделало Сааринена одним из самых влиятельных архитекторов послевоенной Америки. 

Ворота Запада, Сент-Луис, 1947. Архитектор Ээро Сааринен

Аэропорт TWA, Нью-Йорк, 1962. Архитектор Ээро Сааринен 

Ещё одна важная персона скандинавского дизайна – датчанин Пауль Хённингсен (1894-1967), занимавшийся светильниками. Хённингсена, выросшего без электричества, приводил в уныние тусклый и резкий свет, появившийся в жилищах, и он всю жизнь проводил эксперименты с формой светильников, чтобы добиться мягкого распределения света. 

Пауль Хённингсен

Дизайнер много лет сотрудничал с компанией Louis Poulsen, для которой создал множество светильников, построенных на общем принципе: концентрические кольца разных диаметров нанизывались на металлическую основу. Внутренняя поверхность пластин покрывалась матовой краской, а наружная – глянцевой, чтобы свет равномерно отражался от неё. Эта обширная серия ламп получила название PH – по инициалам их создателя. Многие светильники до сих пор производятся компанией, в том числе и знаменитый «Артишок», созданный в 1958 году. 

Серия светильников PH 5, выпускающаяся с 1928 года. Дизайнер Пауль Хённингсен

Слева направо: светильники PH Louvre, 1957;  PH Snowbal, 1958; Artichoke, 1958 

Новое поколение скандинавских дизайнеров прославилось использованием пластика и синтетических тканей – материалов, появившихся в 1960-е. В широкое обращение пластик ввёл датчанин Вернер Пантон (1926-1998), в юности работавший в архитектурном бюро Арне Якобсена и даже успевший недолго побыть зятем Пауля Хённингсена.

Его объекты – смелые, броские и ни на что не похожие, продемонстрировали совершенно новый взгляд на предметную среду: остроумие, работа с полимерами и категорическое отрицание чистой функциональности сделали Пантона одним из самых влиятельных дизайнеров 1970-х. 

Вернер Пантон 

Первый и самый знаменитый стул – Panton chair – был сделан из единого куска формованного пластика. Дизайнер придумал его 60-х, а затем несколько лет ушло на то, чтобы найти компанию, которая сумеет его произвести. Этой компанией стала швейцарская Vitra: Пантон переехал из Дании в Базель, где прожил всю жизнь.

Pantonchair, произведённый компанией Vitraв начале 1970-х. Дизайнер Вернер Пантон 

Ещё одним знаменитым объектом Пантона стал стул «Конус» и его вариация в форме сердца. 

Кресло Cone и его вариации, 1958. Дизайнер Вернер Пантон 

Большой фурор произвели инсталляции «Визиона», сделанные Пантоном в 1968 и 1970 годы. Немецкая компания Bayer, разработав новое синтетическое волокно под названием дралон, поручила Вернеру Пантону создать интерьеры с использованием тканей из него. Пантон не выносил интерьеров со стандартной мебелью и вместо них разработал жилой ландшафт: скульптуры биоморфной формы слагались в некий пространственный супер-объект, в котором деления на плоскость пола, стены и потолка не существовало. Эти причудливые формы в 1968 были изготовлены из пластика, а в 1970-м затянуты текстилем. Обе инсталляции сопровождались ярким цветным светом. Эти временные объекты по-прежнему остаются одним из самых смелых экспериментов в истории интерьера. 

Инсталляция Visiona, 1968

Инсталляция Visiona, 1970

Орнаменты для текстиля, Вернер Пантон 

Эти новые поиски принципов организации жилой среды носили уже не рационалистический характер, который до этого был присущ скандинавскому дизайну: эти объекты, озорные и отрицающие всё привычное, начали постмодернистские эксперименты с формой, цветом и обиходом.

Ещё одним приверженцем пластиков разного рода стал финский дизайнер Ээро Аарнио (род. 1932), который смог создать знаменитые кресла «Ball» и «Bubble» благодаря пластическим свойствам новых материалов – стекловолокна и акриловой смолы. 

Ээро Аарнио в своём кресле «Пастилка», 1968 

Кресло «Ball», сделанное из фибростекла, было прозвано комнатой в комнате за возможность уединиться от внешних звуков. Аарнио разработал его для собственного дома и ориентировался на собственный рост – поэтому кресло получилось таким крупным. Именно в доме дизайнера кресло увидели два молодых инженера из компании Asko, после этого ещё два года понадобилось, чтобы выпустить кресло в серийное производство.   

Кресло Ball, созданное в 1962 году 

В 1968 появилось кресло «Bubble», сделанное из акриловой смолы. Полностью прозрачный шар подвешивался к стене и, в отличие от первого шара, позволял человеку видеть, что происходит вокруг. 

Кресло Buble, созданное в 1968 году 

Аарнио разработал ещё несколько кресел, которые признаны очень удобными – «Pastil» (1968), «Tomato» (1971), «Focus» (2002). Отдельная линия его продуктов – детские мебельные объекты, которые ребёнок может использовать, повернув так, как ему захочется. 

Сидение Pony, 1971; Дизайнер с  игрушкой Dino; Сидение Tipi, 2002 

Использование новых материалов и технологий повлияло на логику формы: новые пластические возможности сделали использование углов и ортогональных плоскостей совсем не обязательным, и дизайнеры обратились к биоморфности. Новизна и замысловатость формы стали едва ли не главными показателями качества дизайнерской мысли. Новые полимеры и восторг от их появления совпали с выходом человека в открытый космос, полностью изменившим человеческое сознание. Границы мира существенно расширились, а инновационные предметы, напоминающие космические ландшафты и корабли, получили огромную популярность – дух 60-х пропитан космосом и пластиком. 

Вернер Пантон в своем кресле в 60-е и 90-е годы 

Удачи дизайнеров превращаются в визуальные маркеры эпохи, а затем становятся предметами вне времени. Такие дизайн-иконы – занятная штука: с одной стороны, это предмет искусства, артефакт, а с другой – всего лишь предмет повседневности, и в этом есть огромная привлекательность. Большинство пользователей в общем и не воспринимают их как нечто из ряда вон выходящее, и главная задача этих проектов – наполнять быт – выполняется.  

115
Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
28 декабря 2016 г.
28 декабря 2016 г.
13 декабря 2016 г.
8 декабря 2016 г.
22 ноября 2016 г.
16 ноября 2016 г.
8 ноября 2016 г.
18 октября 2016 г.
11 октября 2016 г.
26 сентября 2016 г.
8 сентября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта