Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
15 марта 2016 г.

Скальные храмы Индии в современной архитектуре

Знает ли сегодня современный человек, что есть архитектура в ее сущности? Осмысляют ли архитекторы тот символический аспект, который целостно воспроизводился Мастерами древнего тысячелетия? Эти вопросы остаются и будут оставаться тем вечным движущим элементом в любой схеме архитектоники. 

Чтобы узреть основополагающую сущность современных построений, нужно перекинуть мост к далекому времени, когда мастерство архитекторов было тайным знанием, а творение – прообразом мироздания. Одним из примеров данной формы взаимодействия являются скальные храмы Индии, построенные во II веке до н.э. и в III веке н.э. 

Храм Аджанта 

Храмы высекались по траектории сверху вниз и не имели никакого фундамента. Работа мастеров осуществлялась со сложными материалами – базальтом и камнем. Скульптуры высекались в скальных породах. Но самое удивительное – это то, что архитекторы работали уже со знанием закона преломления света, который был сформулирован только в XVII веке. Технология высечения храмов и скульптур до нас не дошла. Оно и понятно – в то время  существовало некое закрытое сословие художников-архитекторов, назовем их со-творцами, мастерство которых переходило из уст в уста, а затем было утеряно. Но мы прикоснулись к чему-то более значимому, чем технология, – к символике, которая стала праматерью почти всех современных сооружений. 

Скальный храм Кайласанатха

Если в архаике со-творцов целью архитектуры было создать духовно-материальную среду для обитания человека, то в современной архитектуре – только лишь зачинается процесс системных отношений природа-человек. Любая архитектура является искусством, акт которого отпечатан в древнем бессознательном. Это акт взаимодействия человека с миром как материального, так и ментального. В сознании архитектора нашего времени данная связь сохранена. Мы можем это увидеть в современных проектах и домах, построенных в скалах и горах. 

Человек, находясь сегодня в удаленном состоянии от своего радикала, все больше создает для себя пространство, где он мог бы пропускать в себя Бога. Скала – промежуточный мир между небесным сводом и землей. То пространство, которое заключено между этими двумя мирами, есть простор для того, чтобы единовременно «стоять на ногах» и «открывать сознание». 

Архитектор, максимально подошедший к системе неразрывности природы и зодчества, –  Фрэнк Ллойд Райт – сказал: «Устав от повторений безликих банальностей, в которых свет отражается от голых плоскостей или уныло проваливается в дыры, вырезанные в них, органическая архитектура снова приводит человека лицом к лицу к соответствующей природе игры светотени, дающей свободу творческой мысли человека и свойственному ему чувству художественного воображения». Его проект «Часовня в скале» является одним из примеров того, как пространственная сущность, находящаяся в бессознательном архаичной культуры древней Индии, возродилась в современном сознании архитектуры. Человек, находящийся в данном пространстве, обретает некую форму первобытности, осознания себя сопричастности мистерии. Вся древняя архитектура была построена именно на этом принципе, и различий между домом и храмом не существовало. Дома и храмы были объединены одним воззрением – прикосновенностью к таинству. 

Часовня в скале, штат Аризона 

Самый известный проект – «Дом над водопадом» – являлся храмом в том смысле, что он построен по принципу единства человека и мироздания. Одним из принципов Райта было построение прямыми линиями и прямоугольными формами. Если мы рассмотрим фрагмент наружных частей храмов Эллоры, то увидим идентичный принцип. 

Дом над водопадом

Эллора, фрагмент одного из храмов 

Райт четко осознавал миссию каждого своего проекта. Все они выполняли замысел непрерывности архитектурного пространства, т.е. вытекали из природных условий среды. Архитекторы индийских скальных храмов основывали свои идеи строительства, исключительно исходя из природной данности. Удивительно, как сознание одного мира откликнулось в сознании совершенного иного, современного мира.

«Архитектурная жизнь, или, по крайней мере, сама жизнь принимает форму и, следовательно, является истинным рассказом о жизни: это было живо вчера, как оно живо сегодня или когда-либо будет». 

Сознание архитектурного мира Древней Индии отразилось на целых городах, разбросанных по всей нашей планете: крошечной деревне Рокамадур на юго-западе Франции, мысе Верде на юго-западе Колорадо, городе Петра на северо-западе Аравийской пустыни, городе Деринкю в турецкой Каппадокии, городе Вардзия в Грузии, на скальных храмовых комплексах около реки Бамиан в центральном Афганистане (которые, увы, были почти полностью разрушены взрывами в 2000 году, которые разрушили огромные статуи Будд, вырубленные в VI веке н.э.). 

Деревня Рокамадур, Франция

Меса Верде, Колорадо

Город Петра, Иордания

Город Деринкю, Каппадокия

Город Вардзия, Грузия

Афганистан, скальный город около реки Бамиан 

Если мы проследим историю каждого перечисленного выше города, то увидим одно объединяющее начало – святость. Все эти города были построены либо монахами, либо святыми и отшельниками, которые хотели найти место для молитв и медитаций. Это говорит о том, что искусство древности дало нам то, без чего бы цивилизации никогда бы не смогли сохранить свою витальность – душу архитектуры. Приблизимся ли мы когда-нибудь к тому тайному знанию, решим ли задачу сохранности древних традиций зодчества – открытый вопрос для современного архитектурного, да и не только, мира. 

397
Текст: Шафрановская Ксения

Комментарии (1)

  • 19.10.2017 | 04:49

    Мы ценим ваше время и делим с вами общие цели. Ваши продажи для нас главный приоритет. заказать прогон хрумером логин скайпа SEO2000 оращайтесь договримся есть примеры работ логин скайпа SEO2000

    Комментировать

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта