Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
21 сентября 2017 г.

«Сияющий лоб» Фрэнка Ллойда Райта

Анна Райт отправляла сына на каникулы в Висконсин с тех пор, как ему исполнилось одиннадцать. Там она выросла, там жила её семья, иммигрировавшая когда-то из Уэльса. На маленького Фрэнка жизнь в долине Спринг Грин оказала такое влияние, что спустя много лет, уже став знаменитым архитектором, он вернётся сюда, чтобы построить собственный «дом прерий». Судьбу резиденции «Талиесин» едва ли можно назвать менее драматичной, чем судьбу самого её хозяина – Фрэнка Ллойда Райта.

В 1893 году Райт, покинув своего учителя Луиса Салливана, открыл в Чикаго, в Оак-парке, собственную фирму. За следующие десять лет он построил с полсотни домов и создал знаменитую концепцию «органической архитектуры». «...Приняв за масштаб человеческую фигуру, я уменьшил высоту всего дома, сделал её соответствующей высоте человеческого роста; не веря в другой масштаб, кроме человеческого, я, введя его в восприятие пространственности, распластал массу здания. Говорили, что если бы я был сантиметров на десять выше ростом, мои дома имели бы совсем другие пропорции. Может быть...», – писал он.

«Дома прерий» сделали Райта по-настоящему известным, и сам архитектор решил поселиться именно в таком. В 1909 году он оставил мастерскую в Иллинойсе, а заодно и жену с шестью детьми, и переехал туда, где проводил летние каникулы всё детство – в Висконсин. Резиденция «Талиесин», названная по имени древнего валлийского барда, которое в переводе означает «сияющий лоб», была построена в 1911 году.

При постройке своего дома Райт следовал принципам «органической архитектуры» и расположил его на «лбу» холма, знакомого с детства, а не на пике. Казалось, что «Талиесин» «вырос» из естественного ландшафта. «Не в земле, но из земли», – говорил архитектор. Построенная в стиле «домов прерий» резиденция имела низкую крышу, крытую гонтом, огромные карнизные свесы, каменные стены и врезающиеся в окружающую среду террасы.

Фрэнк Ллойд Райт трактовал дом как единое целое. Благодаря свободной планировке и гибкой трактовке внутреннего пространства здания интерьер дифференцировался лишь в зависимости от потребностей. В центре дома архитектор поместил большой камин, вокруг которого как бы лучами расположил различные зоны. В трёх крылах П-образной резиденции помещались офис, хозяйственные постройки и собственно жилое помещение, состоящее из трёх спален, общей комнаты с зоной для приёма пищи, примыкающая к ней кухня и лоджия.

Уникальным явлением американской архитектуры была веранда Райта, которая не окружала здание, а была выдвинута вперёд, консольно нависала над землёй, являясь существенной, неотъемлемой частью дома, а не пристройкой.

В отделке здания Райт использовал, прежде всего, местные природные материалы. Дымоходы и каменные опоры были построены из известняка, в штукатурке стен использовался песок с отмели соседней реки Висконсин.

«Талиесин» ждала нелёгкая судьба. В 1914 году, пока Райт был в отъезде, обезумевший слуга убил любовницу архитектора Марту Босвик Чейни и двоих её детей, а затем поджог дом. Спустя 11 лет случился ещё один пожар – из-за неисправной электропроводки. Каждый раз резиденция восстанавливалась архитектором до мельчайших деталей, меняя лишь имя на «Талиесин II» и «Талиесин III». Позднее, когда Райт получил в наследство несколько зданий, принадлежавших его родственникам по маминой линии, дом стал архитектурной школой.

Но была и четвёртая версия «Талиесина» – «западная», построенная Райтом на другом конце США в 1937 году. Архитектор решил уехать подальше от трагедий и холодных висконсинских зим в жаркую Аризону.

Здесь придуманная Райтом «органическая архитектура» приобрела особенно колоритные черты. «Аризона требует своей собственной архитектуры, – говорил он студентам. – Эти просторы, этот рельеф, эти узоры, оставляемые на его поверхности гремучими змеями, чешуя на коже хамелеона, наросты на кактусе сагуаро, – во всём этом следует черпать вдохновение».

Так западный «Талиесин» – дом архитектора и кампус его школы – ознаменовал тот момент в карьере Райта, когда выработанные им методы проектирования жилья, впоследствии получившие название «стиль прерий», соединились наконец со стремлением использовать местные материалы и формальную эстетику, чтобы ещё больше интегрироваться в природный контекст.

Читайте также:

Коктейль Шиндлера

Хижина великого человека

67
Текст: Фокина Ирина

Комментарии (1)

  • 30.09.2017 | 19:06

    Приветики мальчики и девочки. А как интересно Вы проводите своё свободное время?

    Комментировать

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта