Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
12 сентября 2016 г.

«Русский Чикаго» эпохи модерна. Столичные атрибуты Ростова-на-Дону

Ростов-на-Дону сейчас – это центр Южного Федерального округа. Несмотря на то, что в Краснодар потихоньку переносят всё больше и больше властных полномочий, Ростов пока ещё остаётся «папой» российского юга. Был он таковым и на рубеже XIX в. – начала XX в., когда город называли «русским Чикаго» и «донским Вавилоном». Активному превращению Ростова в крупный торгово-промышленный город Российской империи, где был зафиксирован третий по величине товарооборот экспорта в стране (активно вывозили хлеб и железо), способствовали развитие порта (Ростов – «город пяти морей») и железных дорог (город находится на пересечении трёх ж/д веток и Дона). И о предприимчивости местных миллионеров (купцов, промышленников и фабрикантов) не стоит забывать. Кстати, о железной дороге – это неизменный атрибут развития городов тех лет. Сегодня ростовский железнодорожный музей считается одним из лучших в России и обладает уникальными экспонатами паровозов (в основном, советских): будете в Ростове-на-Дону – обязательно там побывайте. И не забудьте о прогулке по старому Ростову…

МЕСТНЫЙ БРОДВЕЙ

Старый Ростов – это Соборная площадь и прилегающий к ней район с узкими, протяжёнными улочками, похожими на нарезанные линии на Васильевском острове Санкт-Петербурга; это Пушкинская улица – прогулочная аллея, которая всё никак не заканчивается, где за деревьями прячутся особнячки знати; это Большая Садовая улица – магистраль с представительскими торговыми домами, городскими особняками и главными государственными учреждениями, участок которой называют «Ростовским Бродвеем», где чуть ли не каждое здание носит фамилию его создателя – какого-нибудь крупного купца или фабриканта.

Соборный переулок 

Две параллельные улицы, Пушкинская и Большая Садовая, являются главными ростовскими променадами. Обе улицы начинаются, по сути, от реки Темерник, впадающей в Дон, и выходят на Театральную площадь. Пушкинская – полностью отдана пешеходам; обилие зелени и деревьев создаёт спасительную тень во время жары. Большая Садовая на самом деле садами не обладает, зато может порадовать широкими тротуарами и деревьями. Гулять по старому городу – одно удовольствие; передвигаться на машине – сложнее: проблемы с парковкой и пробки никто не отменял.

Ул. Серафимовича 

Ростов-на-Дону – российские «ворота Северного Кавказа». Сравнительно молодому городу, который активно развивался с середины XIX века, требовались все необходимые «столичные» атрибуты – из кирпича и камня: внушительное здание администрации, просторные торговые дома – универмаги, красивые театры и кинотеатры, презентабельные штаб-квартиры крупных компаний, богато украшенные городские особняки, выразительные доходные дома. Всё это появлялось в Ростове на рубеже XIX-XX вв. Знаковые дома строились в стиле эклектики, неоклассицизма и модерна, причём разнообразного – от классицизирующего варианта до рационалистического.

 

ОЩУЩЕНИЕ «СТОЛИЧНОСТИ»

Прогуливаясь по старому Ростову, в окружении качественных доходных домов и стильных особняков, я не могу избавиться от ощущения «столичности». Недаром называли Ростов в те времена «русским Чикаго» – за размах строительства, за активную бизнес-среду, за наличие средств… Благополучная финансовая ситуация позволяла заказывать проекты у крупных архитекторов тех лет, преимущественно – из столицы или получивших образование там (Перетяткович, Померанцев, Бекетов).

Петербургский архитектор, академик М.М. Перетяткович возвёл 3-этажное здание Госбанка в стиле неоклассицизма (1913-17; пр. Соколова, 22А). Постройка имеет П-образную конфигурацию в плане и выходит парадным фасадом на Новую Базарную площадь (ныне площадь Советов), а боковым – на Большую Садовую. Здание Государственного банка, как и ряд других построек автора, тяготеет к подчёркнутой монументальности и демонстрирует величие, ведь банк – это важный атрибут «столичного» города. Хранить деньги надо в надёжном месте. Массивный облик здания формируется с помощью 10-колонного портика тосканского ордера (плюс две пилястры по бокам), крупного фронтона со скульптурами (автор арх. Л.А. Дитрих), мощного аттика и двойного купола (проект профессора Петербургского института гражданских инженеров П.И. Дмитриева).

За несколько лет до этого в Ростове появилось здание правления Волжско-Камского банка (1906-09; Большая Садовая, 55), одного из крупнейших банков в России и главного кредитора Владикавказской железной дороги. Успешный архитектор тех лет А.Н. Бекетов, много строивший на юге России, в Крыму и в родном Харькове, на этот раз отошёл от эклектики и неоклассики. Будучи выпускником Императорской академии художеств и академиком архитектуры, Бекетов решил обратиться к уже проявившейся традиции рационализма и построил здание согласно композиции и приёмам, характерным рационалистическому направлению в архитектуре модерна с элементами неоклассики (руст, карниз, арочный вход). Угловое, ассиметричное в плане здание получило выразительную объёмную композицию. Главный фасад украшен горельефными масками, которые «держат» вывеску банка и находятся между огромными двухъярусными окнами операционного зала.

КВАРТАЛ ПОМЕРАНЦЕВА

Ещё один крупный петербургский архитектор рассматриваемой эпохи, академик и специалист по церковному зодчеству А.Н. Померанцев, возвёл в Ростове сразу несколько объектов в одном районе. К его знаковым проектам относятся расположенные рядом друг с другом гостиница «Большая Московская» (1893-96; Большая Садовая, 62; совместно с нахичеванским архитектором Н.Н. Дурбахом), Городская дума и Торговый дом (1895-96, Большая Садовая, 47) и доходный и торговый дом «С. Генч-Оглуев и И. Шапошников» (1883; Большая Садовая, 68/40).

Гостиница «Большая Московская»

Домдвух нахичеванскихкупцов Генч-Оглуева – Шапошникова более известен в народе как «дом с морским коньком»: конёк на шпиле был установлен в советское время, когда здесь находился рыбный магазин «Океан». В 1880-х годах, когда Большая Садовая улица только застраивалась капитальными каменными зданиями, этот объект оказался, вероятнее всего, первым многоэтажным доходным домом в Ростове. Жилые помещения располагались на последнем этаже, тогда как первый этаж стал торговым, а второй – конторским. Дом выполнен в стиле эклектики, где преобладают пышные барочные элементы: дал знать купеческий характер заказчиков, которые хотели построить богато украшенный и красивый дом.

Спустя 12 лет Померанцев построил на противоположной стороне Большой Садовой здание администрации Ростова с торговыми помещениями (иногда пишут Городская дума, или Городской дом, или Дом городской управы и городской торговый дом). В конце XIX века постройка Городской думы оказалась самым значимым с политической точки зрения проектом в Ростове. На первом этаже разместился городской торговый дом (прототип универмага с арендой помещений), тогда как 2-4 этажи были отданы под «офисы» городской администрации. В одном здании оказалась сосредоточена исполнительная власть (городская управа) и представительный орган власти (дума) – отсюда и разные названия этого объекта.

В 4-этажном здании, решённом как квартал, повторяются мотивы из прежних эклектичных построек Померанцева: барочный декор, фиксирование углов декоративными башнями, поярусное решение фасада с помощью различных по форме и размерам окон, украшенный зубчиками карниз, остроконечные башенки, наличие нескольких аттиков.

И НЕ ЗАБЫТЬ О ТЕАТРЕ

А как быть с досугом в «южной» столице? Для этого в конце XIX века был построен театр, правда, располагался он не на двух главных улицах, а чуть восточнее их – уже в Нахичевани (ныне район Нахичевань-на-Дону). Нахичеванский архитектор Николай Дурбах, помогавший Померанцеву при возведении гостиницы «Большая Московская», выполненной в духе эклектики с преобладанием неоклассических элементов, также обратился к этому господствовавшему направлению в здании Нахичеванского городского театра (ул. Свободы, 2).

Театр с симметричным планом был построен в 1896-1899 годах (основные строительные работы) в довольно сдержанном эклектичном стиле (к театру так и хочется применить термин боз-ар). В облике преобладают неклассические элементы. Удивительно, но здание, задуманное в эпоху становления модерна, фактически строилось 11 лет и успело пережить становление и ослабевание стиля. Богато детализованная отделка интерьеров и фасада велась в 1900-1907 годах. После открытия театра можно было сказать, что здание соответствовало архитектурному духу времени: в конце 1900-х годов состоялось программное возвращение российских зодчих к неоклассицизму.

Читайтетакже:

Архитектура эклектики в «русском Чикаго». Городские особняки 1880-1890-х годов                                                                                 

Архитектура дореволюционного Ростова-на-Дону. От модерна к неоклассике


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта