Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
18 октября 2017 г.

Розовый романтизм в архитектуре «Отеля Гранд Будапешт»

Один из главных кудесников кинематографа Уэс Андерсон в очередной раз удивил публику в 2014 году, выпустив помпезную комедию «Отель Гранд Будапешт» на экраны. Помимо плеяды великолепных актёров, зрители были поражены невероятной красотой внутренних и внешних интерьеров отеля в вымышленной стране Зубровка, равно как и архитектурой города Лута, созданного фантазией неутомимого автора. Разумеется, Андерсон, как человек невероятно образованный и дотошный в деталях, не изобрёл велосипед – он просто взял несколько вдохновивших его чудес архитектуры и превратил их в свой маленький кукольный домик.

Для съёмки отеля в натуральную величину была создана полноценная модель здания с прилегающими к ней горными ландшафтами и знаменитой вагонеткой. Что, впрочем, интересует нас гораздо меньше, нежели натурные и интерьерные съёмки. Разумеется, выстраивать полноценный отель никто не стал – большая часть материала была снята в саксонском городе Гёрлиц, в котором переплелись различные архитектурные стили в буйном вихре фантазии. К XVI веку, в эпоху правления венгерского короля Матвея I, город, до этого сожжённый во время войны чешских гуситов с представителями католической церкви, был отстроен практически заново, превратившись в яркое сочетание ранней готики и зрелого ренессанса.

Заострённые пинакли церквей, своды, зиждущиеся на мощных колоннах, рядом с изящными окнами и дверями жилых зданий, украшенных тонкой и искусной отделкой. Это уникальное сочетание мрачного стиля и высокого, жизнеутверждающего ренессанса оказало неизгладимое впечатление на множество кинематографистов – до Уэса Андерсона здесь снимали, например, «Воровку книг». Узкие улочки города, мощёные булыжником, вкупе с помпезными и величественными зданиями Гёрлица создают невероятную атмосферу вымышленного города Лутца, в котором узнаются черты как имперского, так и небольшого восточноевропейского города (что неудивительно – восточная часть принадлежит Польше).

Внешним же ориентиром при создании своеобразного главного героя фильма, заглавного отеля «Гранд Будапешт», является расположенный в Карловых Варах отель «Пупп», одна из жемчужин местной архитектуры. Одна из центральных тем картины – вторжение одной культуры (немецкой) в другую (славянскую) – навеяна и историей создания легендарной гостиницы. Если присмотреться, то можно заметить, что западная часть «Пуппа» («Чешский зал») отдаёт чертами восточноевропейского модерна – плавные, изогнутые линии, отсутствие острых углов. В то время как в другой части здания («Саксонском зале»), соединённой с первой в 1776 году по проекту Рудольфа Пуппа, преобладает ярко выраженный романский стиль: массивное здание с подобиями донжонов сверху будто вписывается в лесной массив.

Если учесть, что Пупп был королевским кондитером, то становится особенно очевидным, почему по-своему суровый стиль «Саксонского зала» он соединил с утончённым «Чешским» – вместе, вкупе с нежной кремовой отделкой здания, они образуют удивительный дуэт монументальности и изящества. Однако неутомимому Уэсу Андерсону этого было мало: макет здания он окрасил в цвет розового фламинго и окружил рукотворными горами, в результате чего выдуманный отель действительно стал производить впечатление «пряничного домика» (недаром ведь Пупп увлекался сладким!).

Но при чём здесь Будапешт в названии? Дело в том, что ещё одним прототипом стал другой легендарный отель, выполненный в стилистике ар-нуво – водолечебница Геллерт, расположенная именно в Будапеште! В период правления Османской империи на территории Венгрии здесь были отстроены турецкие бани, которые позже, в период властвования Франца Иосифа I, были преобразованы в изящный санаторий, более напоминающий королевский замок. Экстерьер купален выполнен в стиле сецессион – ответвления восточноевропейского модерна, со всеми присущими ему чертами: пышная лепнина, использование яркой мозаики в украшении здания, несколько грубоватое, смелое сочетание цветов, дразнящее и радующее глаз одновременно.

Вот так, компилируя между собой многочисленные источники вдохновения, Уэс Андерсон, главная услада глазу любителей авторского кино, создал свою маленькую вселенную под названием Зубровка, превратив своё творение не только в шедевр кинематографа, но и в образец прекрасной экранной архитектуры.

84
Текст: Афанасьев Иван

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта