Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
23 июня 2016 г.

Роттердам: в ожидании «эффекта Бильбао»

Нидерландский промышленный город стремительно превращается в современный «устойчивый» мегаполис. Во многом – благодаря архитектурным проектам. Один из таковых, который послужил катализатором так называемого «эффекта Бильбао», когда жизнь города стала меняться в лучшую сторону из-за единственного паломнического места, оказался проект новой рыночной площади, или просто рынка с жильём, или жилья с видом на рынок – кому что ближе. Идею выдвинула местная администрация, а проект реализовала в 2014 году местная архитектурная компания MVRDV (автор Вини Маас). 

Идея на самом деле простая: выходишь на балкон и видишь рынок, спускаешься вниз и покупаешь свежие продукты. Фермеры довольны – спрос есть. Жильцы довольны – вкусная и чистая еда рядом. Туристы довольны – проект Markthal необычный и радует глаз, можно наполнить карту флэш-памяти сотней кадров. Местные власти в восторге – Роттердам (а не только Амстердам!) популярен среди туристов, став новым символом вольной и разнообразной голландской жизни. Один только Markthal за год с момента его открытия посетило более 6 миллионов зрителей – очереди были по выходным!

Оформление идеи не подкачало. Внутренняя часть «подковы» украшена рисунками: красочное панно, напечатанное на перфорированных алюминиевых панелях, было выполнено художниками Arno Coenen и Iris Roskam. А непосредственно внутри арки компактно располагаются 228 квартир. Под землёй – 4-этажный паркинг на 1200 автомобилей; на земле – 96 рыночных киосков и 8 ресторанов. 

На картинке объект смотрится восхитительно, однако в обычной жизни – не совсем... (И для кого, в конце концов, возводятся здания – ради красивых фотографий или всё же для людей?) Местные жители и продавцы, уже окрестившие здание «точилкой», а соседние башни – «карандашами», жалуются на перегрев. Сквозной вентиляции никакой, поскольку трёхкамерные стеклопакеты защищают жильцов от шума со стороны внутреннего двора-рынка, а боковые стены с входами-выходами состоят полностью из стекла, сохраняя тепло зимой, но создавая проблемы продавцам летом, когда солнце шпарит так, что здание превращается в нагретую консервную банку с эффектом... нет, не Бильбао на этот раз... а с парниковым эффектом. 

Безусловно, «рыночный дом» – новый символ Роттердама, «города будущего», где все будут заботиться друг о друге, ну, и о природе тоже. Сейчас уже многое сделано в этом направлении. Современные здания, прекрасная велосипедная и пешеходная инфраструктура, чему подтверждение – проекты новых автобусных остановок, «умных» дорог, мостов... К примеру, 400-метровый пешеходный мост Luchtsingel («воздушный канал»), выкрашенный в красивый жёлтый цвет, был построен по проекту студии ZUS и впервые в мире – на средства обычных людей посредством краудфандинга. Деревянный мост проходит через здание, автомобильные дороги и железнодорожные пути, соединяя три района города. 

Или другой немного шутливый пример от дизайнера Робина Стама – серия вымышленных мостов с банкнот евро. Поначалу странный дизайн вызвал удивление, а после ознакомления с предысторией проекта – улыбку и одобрение. 

Не одним «рыночным домом» знаменит город. За последние 15–20 лет Роттердам активно застраивался и стал центром архитектурных инноваций. «Эффект Бильбао» создавался многими архитекторами. С местными студиями повезло. Чего только стоят два архитектурных бюро с мировым именем: OMA Рема Колхаса и MVRDV

За последние 2–3 года городской пейзаж приобрёл несколько знаковых построек этих фирм. Помимо упомянутого дома-рынка от MVRDV, на общем фоне выделяются проекты OMA: первый – De Rotterdam, 44-этажный «вертикальный город» на подиуме с отелем и офисами высотой 150 метров (авторы Рем Колхас, Ренье де Граф, Эллен ван Лун, 1997–2013), второй – «пиксельное» здание из стали и стекла для местной администрации Timmerhuis (Ренье де Грааф, 2009-2015). 

De Rotterdam 

Timmerhuis 

Фирма MVRDV, основаннаяв 1993 году Натали де Фриз и Якобом ван Рийсом, достигает оригинальности в меньших масштабах, чем OMA. Среди завершённых проектов можно выделить библиотеку Book Mountain («Книжная гора»), которая накрыта стеклянной пирамидой с несущими деревянными конструкциями. Обычная – да не обычная! – районная библиотека находится в агломерации Роттердама, городе Спейкениссе. 

Кроме того, фирма разработала проект фондохранилища Музея Боймансаван Бёнингена (Museum Boijmans Van Beuningen). Чашеобразный запасник задуман с зеркальным фасадом и парком на крыше. 

Местные архитекторы не останавливаются на достигнутом, предлагая всё новые и новые идеи. Так, неутомимое бюро MVRDV недавно реализовало проект лестницы на площади Центрального вокзала. Лестница выполнена из строительных лесов и ведёт на крышу послевоенного здания Groot Handelsgebouw, формируя новую смотровую площадку. Проект – временный и в середине июня был разобран. 

Отсюда есть на что посмотреть. В 2014 году был открыт Центральный вокзал после масштабной реконструкции по проекту голландских фирм Benthem Crouwel Architects, MVSA и West 8. Остроконечный навес над входом, обшитый металлическими панелями и похожий на огромный клюв птицы, встречает и провожает пассажиров. Внутреннее пространство было расширено и перестроено и теперь соответствует облику современного крупного вокзала; в отделке преобладают дерево, стекло и сталь. А крыша, полностью выполненная из нержавеющей стали, стала новым ориентиром с высоты птичьего полёта. 

Активное строительство в центре Роттердама обусловлено двумя факторами. Первый – исторический. Во время Второй мировой войны центр Роттердама был практически стёрт с лица земли в результате бомбардировок, особенно сильных в 1940 и 1943 годах, когда было разрушено более 32 000 построек, из них 26 000 домов. Здесь нет такого болезненного прикосновения к исторической застройке, как, к примеру, в Петербурге. 

Второй фактор – местные власти, открытые к архитектурным и градостроительным экспериментам и финансово поддерживающие инициативы. К примеру, вы можете купить полуразрушенный дом по сильно заниженной цене – при этом изволь сам вложиться в реконструкцию. Кроме того, в 2002 году город выкупил бывшие верфи Rotterdam Drydock Company, превратив их в PRD Rotterdam. Так называемый «Инновационный док» приютил стартап-компании и стал образовательно-технологическим кампусом Университета прикладных наук Роттердама. Теперь город позиционирует себя центром новых строительных технологий. Роботизированные конструкции, энергия ветра, инновационные световые технологии и, конечно же, 3D-печать – всё это есть в Роттердаме. 

За реальными примерами далеко ходить не надо. В «Инновационном доке» фирма StudioRAP осуществила первое в Нидерландах здание, полностью выстроенное огромным роботом. Объект SkilledIn Office площадью 130 кв. м, появившийся в бывшем машинном зале в 2015 году, выполнен из 225 уникальных деревянных панелей и стекла.

Или другие инновационные примеры от дизайнера Даана Рузгарда – это башенки-респираторы Smog Free Tower, очищающие воздух от смога и потребляющие при этом минимум электричества; и светящаяся в темноте дорога (Smart Highway) с полосками из фото-люминесцентной краски. 

Smog Free Tower

Smart Highway 

А среди пока не реализованных концептов выделяется проект Dutch Windwheel от архитектурной студии DoepelStrijkers. По задумке голландских оригиналов, ветро-колесо из двух огромных колец (самое большое – 174 м) не будет издавать шума, поскольку станет собирать энергию с помощью электрического поля посредством комбинации воды и ветра (технология EWICON). «Самая инновационная ветряная мельница в мире» также может стать местом развлечений (американские горки) и приютит жителей (апартаменты, отель, ресторан). 

В общем, куда ни ткни в этом городе – везде перестройки, новостройки и эксперименты. Такими темпами Роттердам скоро станет первым по значимости архитектурным городом Нидерландов – «городом будущего», оставив Амстердам с приставкой «город прошлого». Дошло до того, что издание Lonely Planet включило Роттердам в Топ-10 городов мира, которые стоит посетить в 2016 году, описав его «настоящей галереей под открытым небом, где собраны вместе модернизм, постмодернизм и современное искусство». 

Читайте также:

Как будет выглядеть Париж в 2050 году? 

Проекты:

Проект Solar Wind в Италии 


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта