Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 марта 2018 г.

Росана Монтьель – мастер социальных пространств

Женщины в архитектуре в наше время – далеко не редкость. Хотя профессия архитектора по-прежнему считается более мужской, нежели женской, тем не менее, кому, как не женщинам отвечать за уют в доме и функциональность на детской площадке?

Сегодня мы поговорим о мексиканском архитекторе Росане Монтьель. Она – основатель студии Rozana Montiel | Estudio de Arquitectura, которая специализируется на архитектурном дизайне, художественном переосмыслении пространства и дизайне для общественного достояния. Компания исследует вопросы общественного пространства, пытается восстановить социальное строительство в городе, сотрудничает со специалистами в области ландшафтной архитектуры, промышленного дизайна, социальной антропологии, фотографии, искусства, литературы и кино в зависимости от характера проекта.

Росана училась в Ибероамериканском Университете, а также в Университете Каталонии. Теперь же Монтьель сама читает лекции по архитектуре в ведущих мировых университетах. Она завоевала множество наград и стипендий, как на национальном, так и международном уровне. В 2015 году ей вручили серебряную медаль 2-го Биеннале CDMX в категории «Реабилитация в публичном пространстве», в 2017 г. стала финалисткой в премии Мойра в категории «Женщина архитектор года» и абсолютным лауреатом премии ARCHMARATHON Awards. Принимает участие в биеннале и публикует работы в престижных журналах по архитектуре.

У Росаны есть много проектов, однако известна она именно своими социальными работами.

PALACIO LECUMBERRI, Мехико, 2010

Дворец LECUMBERRI – довольно непростой проект, потому что это историческое здание, которое предстояло превратить в культурный центр. Построенное в 1885 г., здание служило тюрьмой вплоть до 1976 года, когда сюда въехал национальный архив.

Бывшая тюрьма представляет собой 8-лучевую звезду. В каждой из галерей располагались камеры, в коридоре этих самых «лучей» отсутствовали крыши, а в центре стояла сторожевая башня, откуда легко просматривалась вся территория.

Росане и её команде предстояла не только реконструкция, но и частичная реставрация здания. Исторический вход и главное здание сохранили в прежнем виде.  В заново отделанных галереях расположились музей тюрьмы, сохранивший рисунки заключённых на стенах, зал флагов, библиотека и кафе. Часть помещений являются частными, в них до сих пор хранится часть архива, недоступная обычным посетителям.

Во дворе заново были разбиты сады. Сторожевую башню снесли. По планам архитектурной компании видно, что первоначально на месте башне планировалась свободное место, но впоследствии было принято решение накрыть этот участок стеклянным куполом, что дало совершенно другое измерение пространства.

CANCHA (Площадка), Мехико, 2015

Недалеко от порта Веракрус есть район социального недорогого жилья. Из общественных мест здесь был только асфальтовый корт, который оставался неиспользуемым из-за отсутствия тени и защиты от солнца, дождя и жары.

Команда Монтьель взяла объект под своё крыло. Главной задачей проекта была удобная крыша, которая могла бы «активировать» поле и его окрестности. Нужно было создать пригодный для жизни район, оживить двор и его окрестности. Однако проект пошёл дальше обычной крыши.

Навес на столбах сконструировали из пальмового дерева, легкого, но весьма прочного строительного материала, что немаловажно на игровой площадке.Но крыша не только накрыла спортивную площадку.  Под ней появились туалеты, библиотека, игровые площадки, мебель для пикника, зона с лежаками.

На площадке есть трибуны, гамаки и качели, а также тренажёрный зал на открытом воздухе. На Агоре появилась растительность, дающая спасительную тень. Обновлённая «Площадка» стала использоваться и днём, и ночью, в итоге став общественным и образовательным центром, местом встречи соседей.

COMUN UNIDAD, Мехико, 2015

Это проект реконструкции общественного пространства в жилом блоке Святого Павла в Аскапоцалько.

Блок имел общий двор, но он был, попросту говоря, захламлён. Общая территория была поделена стенами, решётками и прочими барьерами на некие сектора, каждый хотел себе кусок личного пространства, но по факту получалось нагромождение решёток.

Команда Монтьель взялась за превращение общего двора именно в общий. Первоначально проблему сегрегации было трудно решить, т.к. каждый житель не хотел сдавать свои позиции.

Тогда архитекторы пошли другим путём: прежде, чем снести все решётки, во дворе были установлены модули с классными досками, стенами для скалолазания и сетками.

Стратегия оказалась эффективной: люди увидели необходимость «общего» двора и сами объединились для его реорганизации, сняв все решётки.

За этот проект Росана Монтьель получила в 2017 году звание абсолютного лауреата премии ARCHMARATHON Awards.

Журнал Quien («Кто») называет Росану одним из 50 человек, изменивших Мексику. И это действительно так: маленькими, но уверенными шагами Монтьель меняет облик современной Мексики. В своих интервью Росана постоянно говорит о том, что молодым архитекторам нужно не только читать книги по архитектурной науке, но и изучать несколько параллельных дисциплин, чтобы пространство рождалось не только ради пространства, но, как некая магия, появлялось бы из-под первого росчерка карандаша на эскизе проекта, будучи синтезом нескольких дисциплин, начиная от искусства, общественного пространства, музыки, кино и литературы.

Можно почитать:

Женщины в архитектуре 2016. Неравенство мужчин и женщин
Womenpower: женщины в архитектуре

Интеграция женщин и групп населения в строительство и архитектуру

София Инфантэ – о том, что есть женщина в архитектуре?


Текст: Аникина Алла

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта