Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
26 апреля 2017 г.

Резервуар для жизни

В 1962 году в Вене погас последний газовый фонарь, а вместе с ним в районе Зиммеринг перестали работать четыре самых больших в Европе газгольдера – специальных резервуара для хранения сжиженного коксового газа, который долго использовался для бытовых нужд и уличного освещения. На несколько лет они оказались никому не нужны. Хотя в 1987 году газовые хранилища стали декорацией сцены в фильме «Искры из глаз». В ней Джеймс Бонд в исполнении Тимоти Далтона с помощью газгольдера переправил советского перебежчика из СССР в Европу. Но венские газометры не стали лишь пережитком истории, а превратились в достопримечательность и город в городе. Такое поразительное перевоплощение – из заброшенной промзоны в комфортабельный район – стало возможным благодаря архитектурным решениям.

В 1995 году городские власти Вены объявили конкурс идей по перестройке газометров. Он нашёл живой отклик среди архитектурного сообщества, так что победителями признали сразу несколько проектов: архитектурного бюро «Coop Himmelblau», архитекторов Жана Нувеля, Манфреда Ведорна и Вильгельма Хольцбауэра.

Во время первоначальной реконструкции всё внутреннее содержимое газгольдеров было удалено. Фасад, наоборот, с самого начала стремились сохранить в неизменном виде, чтобы он стал запоминающимся экстерьером будущего комплекса. Ещё при строительстве круглые кирпичные башни были стилизованы под старинные крепости, покрытые огромными стеклянными куполами. Рядом с газометрами и сейчас стоят столетние здания водонапорной башни и управления резервуарами, оформленные в том же историческом стиле.

Все газометры, каждый из которых имеет высоту 70 м и диаметр 60 м, были поделены на жилую, деловую и развлекательную зоны – в верхней, средней и нижней частях соответственно. В архитектурном комплексе были спроектированы концертный зал на несколько тысяч человек, кинотеатр, муниципальный архив, общежитие, вмещающее около 250 студентов, рестораны, клубы, магазины и так далее. В жилой части – около 800 квартир, две трети из которых располагаются непосредственно внутри исторических стен газометров.

На фасаде каждого газгольдера висит белый циферблат, который раньше показывал давление газа внутри резервуаров. Развитая инфраструктура огромных башен соединяется внутренними воздушными мостами и переходами. Газометрам присвоены буквы от A до D, и каждый из них имеет свои архитектурные особенности. Дизайн газгольдера А принадлежит Жану Нувелю. Здесь несколько шопинг-этажей, высокий атриум, стеклянный купол, интерьер выполнен из сверкающих зеркальных материалов. 

Над газгольдером В работало бюро «Coop Himmelblau». Он выглядит наиболее современно. Снаружи на него как бы облокотился так называемый «Щит» (Schild) − высокое стеклянное здание, имеющее «ломаную» конструкцию.

Спроектированный архитектором Манфредом Ведорном газометр С представляет собой большой жилой дом. Квартиры поднимаются уступами, что обеспечивает хорошее солнечное освещение. Круглый внутренний дворик наполнен зеленью и цветниками. Тут же, на территории комплекса, есть детский сад, школа и медицинские учреждения.

В нижней части газометра D проектировки архитектора Вильгельма Хольцбауэра размещаются государственные архивы, а на их крыше разбит внутренний садик, удовлетворяющий желание городских жителей быть ближе к природе. Особенность этого здания заключается в том, что здесь квартиры и офисы расположены не по периметру, а в корпусах, встроенных в центр газгольдера. Стенка по периметру просто обрамляет это здание.

На перестройку промышленных газгольдеров в многофункциональный комплекс ушло около двух лет. Официальное открытие и заселение жильцов состоялось в октябре 2001 года.

Впечатляющая реконструкция стала причиной самого настоящего социального феномена. Многофункциональный комплекс в результате своей органичной взаимосвязи функций и своеобразной, обособленной инфраструктуры создал совершенно уникальную структуру – город в городе. Обитая вместе под стеклянным куполом-небом, жители газометров объединились в весьма активное общество, создав даже собственную интернет-группу. Так газовые резервуары эволюционировали в архитектурную достопримечательность, а затем – в человеческий социум, объединённый общими реалиями, ощущающий чувство общности и единения.


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта