Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 августа 2016 г.

Речи Ричи Роджерса

Британский архитектор с итальянскими корнями рассказывает о том, кем он себя больше ощущает – лондонцем или флорентинцем; о непростом детстве, когда многие считали, что он не способен мыслить; о своём необычном идеальном офисе, где все – одна большая семья; а также о своих учителях в AA и Йеле, дружбе с Ренцо Пиано, сотрудничестве с Норманом Фостером и многом другом. Портрет Ричарда Роджерса – в избранных выдержках из интервью, впервые переведённых на русский язык.

О СЕБЕ

С культурной точки зрения я ощущаю себя итальянцем (Роджерс родился и жил во Флоренции до шести лет. – Прим. ред.). Но я живу в Англии уже более 67 лет… Я люблю быть лондонцем, как и флорентинцем. В общем, я европеец. (2007)

У меня было очень много проблем в школе, я потерял уверенность в себе. Учителя считали, что я тупой. Я начал читать очень поздно, примерно в 11 лет. Дислексию тогда не могли распознавать, и все предполагали, что я просто не способен мыслить. (2006)

Единственное преимущество того, что я страдал дислексией, – это отсутствие искушения смотреть в прошлое и идеализировать своё детство. (2006)

Я хорошо концентрируюсь. Я люблю работать в кафе. Когда я ребёнком жил в Триесте, напротив нашей квартиры было маленькое австрийское кафе, бухгалтер которого каждый день приходил на работу в 9 утра, ему приносили кофе и телефон, и он так работал целый день. Когда мне было примерно шесть лет, я думал, что это и есть идеальная жизнь. (2006)

ПУТЬ В АРХИТЕКТУРУ

Поездки в Италию были очень интересны для меня, поскольку я мог общаться с родственником Эрнесто Натаном Роджерсом (1909–1969; архитектор, журналист и редактор ведущих итальянских архитектурных журналов Domus и Casabella. – Прим. ред.). Когда мне исполнилось 19 или 20 лет, я заинтересовался социальными и творческими проблемами, архитектура стала для меня увлекательным делом. В тот момент я решил стать архитектором. Я немного работал в офисе моего кузена в Милане, создавал небольшие домики для себя… После Милана я вернулся в Англию, поступил в архитектурную школу Архитектурной Ассоциации (AA, Лондон), где и провёл следующие пять лет. (1995)

Я не был прилежным студентом – я был просто ужасным студентом! Меня интересовали очень крупные проблемы, будь то философские или политические. При этом я получил воспитание в семье, которая интересовалась только искусствами. (1995)

УЧИТЕЛЯ

Дизайнерское образование в АА – очень хорошее. В те годы, когда я там учился, начинал преподавательскую карьеру Питер Кук из Archigram (авангардная архитектурная группа, созданная в 1960-х на базе AA. – Прим. ред.). Огромную роль также играл Седрик Прайс, который был и остаётся влиятельным мыслителем. После окончания АА я получил грант на обучение в Йеле, где моими учителями стали Пол Рудольф и Серж Чермаев. (1995)

Проекты Питера Кука 

В США на меня оказал огромное влияние Винсент Скалли, историк из Йельского университета, который превосходно читал лекции, особенно о Фрэнке Ллойде Райте. Вместе с Норманом [Фостером] и Су [Роджерс] мы объехали Штаты и воочию осмотрели 80 процентов всех построек Райта. Ещё одним архитектором, который впечатлил меня, был Луис Кан. Мы поехали в Йель, потому что Луис Кан практически завершил преподавание в Penn (Пенсильванский университет. – Прим. ред.), редко этим занимался. В Йеле нашей студией был художественный музей [Йельского университета], построенный Луисом Каном (в 1951-53 годах. – Прим. ред.). Кроме того, мы на некоторое время съездили в Филадельфию по программе обмена, поскольку там работал Луис Кан. (1995)

МЕСТО РАБОТЫ

У нас необычный офис. Нас содержит благотворительная организация. Я не верю во владение какой-либо работой, поэтому у нас нет связей между директорами, партнёрами и деньгами. (2007)

Я верю в существование идеального сообщества. Ресторан моей жены находится здесь же, рядом с моим офисом (Рут Роджерс – соучредитель успешного итальянского ресторана River Cafe в Лондоне. – Прим. ред.). Мы все работаем, как одна большая семья; организуем общие вечеринки каждую пятницу, когда любой может спуститься в ресторан, чтобы выпить; иногда мы уезжаем все вместе куда-нибудь на каникулы, разжигаем костры, проводим конкурсы (например, ежегодный турнир футбольной фэнтези лиги. – Прим. ред.). Мы стараемся поддерживать коллективный дух, где люди наслаждаются своей работой. Лишь немногие покидают наш очень необычный офис. У нас есть сотрудники, которые работают здесь всю жизнь. Это очень важно для нас, и центр Помпиду, конечно же, отражает отчасти эту идею – идею огромной пьяцца (площади), где живёт целое сообщество, а фасад сделан так, чтобы все могли видеть друг друга и наслаждаться городской жизнью. И наш собственный офис – это попытка воплотить в реальности такую вот идеальную жизнь. (1995)

Ты являешься лидером команды. Я никогда не понимал, как архитекторы могут думать только о себе, как одиночки. (2007)

ЧЁТКАЯ И ПРОГРЕССИВНАЯ АРХИТЕКТУРА

Здания, которые наполнены светом, лёгкие, гибкие, энергоэффективные, мы называем чёткими, разборчивыми – вы можете увидеть, из чего состоит такое здание. (2007)

Человек и прогрессивная архитектура – это то, что создаёт красоту из функции. Но не только красоту саму по себе как таковую. Красивые здания и общественные пространства помогают реализовать потенциал людей – как всех горожан, так и отдельных личностей. Архитекторы не могут быть аполитичными; мы обязаны быть вовлечёнными в процесс.

Европейский суд по правам человека, Страсбург, Франция 

МЫ НЕ СЧИТАЕМ СЕБЯ ХАЙ-ТЕКОМ

Я определённо не называю свои проекты хай-теком. Большинство зданий, будь то романские или готические соборы, были высокотехнологичными для своего времени. (2006)

Центр Помпиду, Париж, Франция 

Нет такого понятия, как высокая технология (хай тек) или низкая технология (лоу тек). Есть просто подходящая технология. (1994)

Мы никогда не называем себя хай-теком; но если кто-либо иной назовёт наш проект хай-теком – то почему нет? Неплохо. Я куда более заинтересован в поиске подходящего материала. У нас есть большой опыт работы в определённом диапазоне материалов, и мы всегда стремимся его расширить. (2007)

Штаб-квартира компании «Ллойд», Лондон, Великобритания 

ГОРОДА И ИХ БУДУЩЕЕ

Города – это сердце нашей культуры, двигатель нашей экономики и место рождения нашей цивилизации. Что меня делает счастливым? Что мне нравится делать в красивом городе? Выходить из узких переулков на 3-полосные проспекты, случайно наталкиваться на уличный театр, сидеть в кафе с Рути (жена Рут Роджерс. – Прим. авт.), наблюдать за движением прохожих... Но города не появились только что – они создаются долго. Спроектированные и управляемые верно они являются цивилизованными. Однако запущенные города быстро теряют свою жизнеспособность. А там, где города истощаются, они становятся брутальными, грубыми и жестокими. (2007)

Ричард и Рут Роджерс 

Города будущего не будут разделены на зоны, подобно сегодняшним изолированным малоактивным гетто. Скорее, они будут похожи на богатые слоистые города прошлого. Жизнь, работа, покупки, образование и отдых будут частично пересекаться и находиться в непрерывных, разнообразных и изменяющихся структурах. (1991)

Мы нуждаемся в такой архитектуре, которая укрепит и обогатит ткань города, наполнив пустые пространства так, что улицы и площади станут динамичными комнатами без крыши. (1989)

Что касается городских условий, то наиболее важным является создание более компактных городов и повторное использование заброшенных территорий вместо бесконтрольного разрастания территорий и застройки новых земель. (2007)

Сборный дом Y-Cube 

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ СОВЕТЫ

В 1998 году Роджерс был привлечён властями к разработке стратегических принципов устойчивого развития городов Англии.

– Я не учу, что и как надо делать. Вместо этого я работаю один день в неделю с мэром. Каждый делает что-либо ещё, как, например, занимается обучением других, и это даёт определённую обратную связь. Я же работаю над Лондоном крупномасштабно, и здесь, сидя в офисе, мы разрабатываем кусочки Лондона, как часть вот этой лампы, к примеру. То, что я делаю, находится между архитектурой и политикой. (2007)

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Устойчивость может стать доминирующей философской идей нашего времени. Города – это естественная среда для человека; города могут быть вплетены в естественный цикл природы. Города красивые, безопасные и справедливые находятся в пределах нашей досягаемости. (1997)

Сегодня существует новый архитектурный императив – не только уплотнять городское пространство, но и уважительно относиться к окружающей среде во всём мире. (2007)

Устойчивость – это поиск наиболее социально сплочённых, экономически эффективных и экологически направленных путей производства и распределения существующих ресурсов. Это защита качества жизни через осознание ценности предметов и понимание того, что окружающая среда и наше сообщество взаимозависимы друг от друга. Главное – уважать законы природы и фокусироваться на использовании наших технологий. (1997)

Центр О2, Лондон, Великобритания 

МОДА

Я не понимаю, почему каждый должен одевать только чёрное, серое и белое. (2006)

ДРУЖБА

Вероятно, мой самый близкий друг – этоРенцо Пиано (Роджерс работал с ним после распада Team 4 и до 1976 года, после чего открыл собственное бюро. – Прим. ред.). Он очень страстный моряк. Когда мы отправляемся в плавание, он просто переполняет меня информацией о технологических новинках в кораблестроении. (2006)

Ренцо Пиано и Ричард Роджерс, 1971 

Всегда есть конкуренция с любым человеком, с которым ты работаешь, а с Норманом Фостером всегда была определённая раздражительность (Роджерс и Фостер вместе учились в Йеле, затем со своими жёнами работали в собственном бюро Team 4 в 1963-67 годах. – Прим. ред.). Мы были очень близкими друзьями… Я думаю, что без духа соревновательности жизнь была бы очень странной. Даже когда я варю яйца, я стараюсь делать это очень хорошо. (2008)

Норман Фостер и Ричард Роджерс в Йеле 

Читайте также:

Устойчивость: настоящее и будущее (архитектура и города)

Городские акции: материал и регенерация

Строительство с учётом климата и ландшафта

119
Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
28 декабря 2016 г.
28 декабря 2016 г.
13 декабря 2016 г.
8 декабря 2016 г.
22 ноября 2016 г.
16 ноября 2016 г.
8 ноября 2016 г.
18 октября 2016 г.
11 октября 2016 г.
26 сентября 2016 г.
8 сентября 2016 г.
1 сентября 2016 г.
22 августа 2016 г.
19 августа 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта