Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
25 января 2017 г.

Разрежь дом! Гордон Матта-Кларк и анархитектура

Деконструкция зданий, которая получила такое широкое распространение в 1990-е и которая прежде всего связана с постановкой архитектурных проблем без предложений по их решению, основана на жесте – заметном и броском. Можно предположить, что такой подход восходит в том числе к американскому искусству 70-х и экспериментам, которые в этот период проводил Гордон Матта-Кларк.

Матта-Кларк обучался архитектуре в Корнельском университете, который окончил в 1968 году, но обычной архитектурной практикой никогда не занимался. Вместо этого он изобрёл свой собственный творческий метод: нечто на пересечении перформанса, архитектуры, видео-арта. Матта-Кларк проникал в дома, обречённые на снос, и делал в их перекрытиях или стенах надрезы, вынимал фрагменты, составлял новые композиции фасадов, работая с ними как с огромными скульптурами. Весь процесс трансформации зданий фиксировался им на фото и видео. 

Сложно сказать, что именно было целью этих интервенций: исследование археологических пластов здания или интерес к архитектурной форме и её деформации. Возможно, на это можно посмотреть и как на активную реакцию горожанина на современный (и враждебный) ему город – 60-е и 70-е в США и Европе были временем, когда люди активно заговорили об отчуждённости человека от той среды, в которой он существует, и о необходимости её нового осмысления и освоения. В таком случае работы Матта-Кларка – это процесс активной апроприации города и значит, это своеобразное исследование, включающее в себя и мощную проектную часть.

Матта-Кларк вместе с друзьями содержал ресторан Food, в котором официантами и поварами служили художники, и галерею 112 Greene Street – альтернативное выставочное пространство. 

В 1973 году появился проект «Этажи Бронкса»: незаконно проникнув в заброшенные многоквартирные дома южного Бронкса, художник сделал сквозные отверстия в перекрытиях на нескольких этажах, создав сквозную перспективу, позволявшую увидеть дом насквозь. Из вынутых частей разных зданий Матта-Кларк собирал отдельные объекты – коллажи из фрагментов чужого быта. Интерес к собиранию коллекций из обыденных предметов роднит художника с дадаистами и начинателями поп-арта – Арманом, Классом Ольденбургом, Робертом Раушенбергом, и в то же время за его коллекциями стоит искренний интерес к миру, а не жестокая ирония поп-артистов.  

Художник покупал у города крошечные, никому не принадлежащие куски земли, которые каталогизировал и о безрадостном существовании которых снял фильм «City Slivers» («Щепки города») – всего таких щепок было пятнадцать. 

В 1974 году состоялась групповая выставка с участием Гордона Матта-Кларка – она называлась «Анархитектура», и именно этот неологизм стал нарицательным для проектов художника. В 2005 году она была восстановлена в английском музее Tate. Экспозиция 70-х состояла из множества чёрно-белых снимков, связанных с размышлениями о пространстве и пустоте.

Проект «Девять клеточек для бинго», созданный в 1974 году, был связан с частным жилым домом на берегу канала, подлежащим сносу: Матта-Кларк разделил фасад на девять частей и постепенно удалял их одну за другой, снимая это на видео. Сразу после удаления восьмого фрагмента дом был разрушен. 

Главным зданием, разрезанным Матта-Кларком, стал двухэтажный дом в Энглвуде, штат Нью-Джерси: он был распилен пополам, а затем точно из середины был удалён небольшой узкий фрагмент. Художник вместе с ассистентами приподнял обе половины здания, удалив фрагменты фундамента. В результате этого элегантного распила цельный объём распался на две автономные части, а внутри появилась узкая полоска света. Эта интервенция получила название «Расщепление: четыре угла». Художник сохранял реликвии каждого из объектов, которые он осваивал – от этого дома остались четыре угла.   

В 1975 Матта-Кларк сделал несколько дыр в пустующей верфи на нью-йоркском пирсе №52. Свет, проникавший в ангар, превратился в важное событие: меняясь в течение дня, он создавал движение внутри здания и придавал ему некоторую сакральность на закате – проект получил название «Конец дня». Подобные приёмы работы со светом и его движением в разное время использовали многие архитекторы, например Ле Корбюзье в церкви города Фирмини или Тадао Андо в своей Церкви света. Городские власти Нью-Йорка вскоре заделали вырезы, сделанные Матта-Кларком. 

В том же году Матта-Кларк создал ещё один свой знаменитый проект – «Конические отверстия». В Париже 1975 года активно сносились здания в районе рынка Les Halles: здесь в 1977 году появился легендарный центр Жоржа Помпиду. Французская, да и мировая общественность, горячо реагировала на этот масштабный снос. Для парижской биеннале молодых Матта-Кларк создал инсталляцию прямо на месте разрушений: в стенах двух домов XVII века, подлежавших  сносу,  художник сделал круглые и конусообразные отверстия, которые образовывали в пространстве сложную композицию. Отверстия были сделаны так, что их можно было видеть с улицы и изнутри зданий. 

Одним из последних проектов Матта-Кларка стала работа с конторским зданием в Антверпене, названная «Офисное барокко». В здании, расположенном в историческом центре города, на разных этажах были сделаны круглые вырезы и отверстия, напоминающие подошву утюга.

В конце 70-х художник скончался от рака в возрасте 35 лет, оставив несколько неоконченных проектов. Американские исследователи, занимающиеся альтернативным искусством, сходятся на том, что в жестах Матта-Кларка был очень важный акцент: их внимание часто было направлено на объекты, пропавшие из поля зрения социума и подлежащих утилизации. Это был как бы разговор о гибели объектов в обществе потребителей, то есть в обществе, где всё теряет свою ценность очень быстро. В то же время это и просто человеческая попытка осмыслить город, его закономерности и недостатки. В таком ракурсе метод Матта-Кларка обретает серьёзное социальное звучание – и при этом сохраняет свою художественную ценность.

Произведения Матта-Кларка поражают своей монументальностью: их принято считать скульптурными, но между тем работа в них всегда велась со зданием, причём со зданием, которое обречено было превратиться – или уже превратилось, –  в руину. Сложная работа с пространством и формой связана в них и с чисто физическими усилиями, и с концептуальными поисками: эти работы были очень звучными высказываниями, и хотя Матта-Кларк ничего не строил, эти высказывания были глубоко архитектурными.  

Читайте также:

Архитектура – она в голове

Superstudio: философия радикальной архитектуры


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта