Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
25 декабря 2015 г.

Проекты реконструкции ВДНХ-ВВЦ-ВДНХ: битва за историю

Сохранение архитектурного наследия важный и во многом болезненный вопрос для современных городов. К нему, в зависимости от социальной и политической повестки, подходили по-разному что особенно заметно на примере проектов реконструкции Выставки достижений народного хозяйства (не так давно вернувшей себе свое историческое название). Показательно, что ВДНХ станет главным объектом экспозиции в павильоне России на XV Венецианской биеннале архитектуры о каких же «Вестях с фронта» пойдет речь?

Пространство Выставки это территория, где постоянно велись своего рода баталии за историю. Культурный институт модерна, первая советская выставка (ВСХВ 1923-го года) ставила вперед содержание, революционное по своей сути. Концепция противопоставление того, что существовало до Октября, с достижениями новой советской страны. Показательным примером такого противопоставления стала секция «Старое и новое в деревне»: выставка стала полем боя, где прошлое существует только для того, чтобы доказать свою несостоятельность перед будущим.

ВСХВ 1923-го года

Павильон-«шестигранник» «Машиностроение», Иван Жолтовский, 1923. Руины павильона всё еще можно найти в парке Горького

На Выставке 1939-го года, уже перенесенной на более привычную для современного москвича территорию, принцип организации пространства становится территориальным: павильоны репрезентируют республики, они оформлены с использованием национальных элементов. Абсолютное стилевое разнообразие превращается в целостный ансамбль. Так в различии предстает единство: непохожие друг на друга строения объединяются «высшей логикой» культурного ландшафта страны.

Общий вид ВДНХ

И после войны ВСХВ-ВДНХ демонстрирует принципиальную готовность к изменениям, продолжая следовать за временем, трансформируясь по ходу его течения: становится понятно, что больше у Выставки нет своей, независимой истории, она намертво связана с историей государства, и вместе с ней же меняется. Увеличивается территория, меняется принцип планировки, вносится обновленная идеологическая предпосылка: теперь место в генеральном плане и внешний вид каждого из павильонов четко определен местом республики, которую павильон репрезентирует, в структуре государственного устройства. В 1963-м году павильоны республик упраздняются, становясь павильонами отраслевыми (павильон Казахстана стал «Металлургией», павильон Белоруссии – «Электротехникой» и т.д.) В 1965-м году прошла очередная реконструкция ВДНХ – некоторые павильоны были снесены (например, «Киргизская ССР», «Туркменская ССР», «Татарская АССР», «Башкирская АССР» и другие) и перестроены, некоторые – облицованы новыми фасадами («Азербайджан»).

Павильон «Вычислительная техника и информатика», бывший «Азербайджан»

Начало 1990-х годов – время иконоборства: демонтаж памятников, освоение зданий, пространств и территорий новыми формами деятельности. В 1992-м году Выставка осталась без финансовой поддержки государства: павильоны сдавались в аренду или медленно ветшали, сносились или перестраивались. Советское прошлое уходило в забытье вполне в соответствии с духом истории. Лишившись установочного принципа своего существования непрерывного обновления мира, выставочное пространство начало превращаться в руину.

Зеленый театр до реконструкции в 2014 году

 Однако окончательное разложение какого-либо памятника означает, что прошлое становится завершенным, максимально отделенным от настоящего периодом: и, что показательно, с ВДНХ этого так и не произошло.

Существовало два принципиально разных проекта реконструкции ВДНХ: первый в 2011 году инициировало новое руководство Выставки, в состав которого вошли бизнесмены Год Нисанов и Зарах Илиев. Второй начал разрабатываться в 2014-м, когда контрольный пакет акций ГАО ВВЦ был передан Правительству Москвы. Если первый проект имел своей целью получение финансовой выгоды (и пытался изменить содержание, практически не трогая архитектурную и пространственную форму), то второй поставил перед собой задачу более уникальную реконструкцию функции,  т.е. восстановление ВВЦ-ВДНХ как действующего выставочного пространства.

Концепция развития территории ВВЦ, разработанная в 2011 году

Концепция 2011-го года предполагала развитие территории в четырех направлениях, одним из которых была реконструкция и восстановление прежней (выставочной) функции павильонов ВДНХ-ВВЦ. Три других направления – строительство инновационного кампуса, организация зоны отдыха и наведение порядка в местной торговле. «Зону памятников», т.е. павильоны республик, предполагалось отдать в аренду бывшим союзным территориям для выставки своих «национальных достижений». Вторая зона – «инновационный кампус», включала в себя профильные павильоны, которые должны были представлять инновации и достижения в различных сферах экономики РФ.

В риторике 2014-го года концепция «развития» сменилась «возрождением»: ВДНХ решили восстановить в ее первоначальном облике что, если вспомнить историю пространства, представляется задачей более чем архитектурного плана. Иными словами, к какому из многочисленных обликов такой непостоянной и текучей Выставки мы пытаемся вернуться? Согласно официальной позиции, подлинный архитектурный ансамбль 1954-го года был «искажен модернистскими заплатами и перестройками 60-х годов»: так, подлинная сталинская архитектура противопоставляется позднейшим наслоениям.

Снятие фасада «Вычислительной техники и информатики» с павильона «Азербайджан», 2015 год

Например, не так давно с павильона «Вычислительная техника и информатика» сняли фасад 60-х годов, вернув павильон к «первоначальному», историческому облику. Интересно при этом, что в реестре памятников архитектуры объектом культурного наследия является именно Павильон «Вычислительная техника и информатика» (бывший Азербайджанской ССР) 1939 - 1960 гг., соответственно, разрушение фасада 60-го года все же является нарушением существующего законодательства о защите наследия, но не является нарушением представления о том, как должен выглядеть выставочный ансамбль. Ансамбль как целое и действия, необходимые для его сохранения, как целого, выходят на первый план.

Символический капитал так окончательно и не сменился «символической бесчувственностью»: павильон №32 (в 90-х павильоны, для удобства, пронумеровали, отказавшись от названий) снова становится павильоном «Космос», тем самым требуя занять свое место в культурном и историческом ландшафте. Иными словами, «главная выставка страны» интересный пример того, как архитектура становится фоном для процессов иного порядка. Выставочный ансамбль, который мог бы стать пространством для культурной рефлексии прошлого, переустраивается для современного использования в концептуальных рамках, установленных прошлым. 


Текст: Кудрявцева Екатерина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта