Живые крыши: от мала до велика
Проекты реконструкции ВДНХ-ВВЦ-ВДНХ: битва за историю
Сохранение архитектурного наследия – важный и во многом болезненный вопрос для современных городов. К нему, в зависимости от социальной и политической повестки, подходили по-разному – что особенно заметно на примере проектов реконструкции Выставки достижений народного хозяйства (не так давно вернувшей себе свое историческое название). Показательно, что ВДНХ станет главным объектом экспозиции в павильоне России на XV Венецианской биеннале архитектуры – о каких же «Вестях с фронта» пойдет речь?
Пространство Выставки – это территория, где постоянно велись своего рода баталии за историю. Культурный институт модерна, первая советская выставка (ВСХВ 1923-го года) ставила вперед содержание, революционное по своей сути. Концепция – противопоставление того, что существовало до Октября, с достижениями новой советской страны. Показательным примером такого противопоставления стала секция «Старое и новое в деревне»: выставка стала полем боя, где прошлое существует только для того, чтобы доказать свою несостоятельность перед будущим.
ВСХВ 1923-го года
Павильон-«шестигранник» «Машиностроение», Иван Жолтовский, 1923. Руины павильона всё еще можно найти в парке Горького
На Выставке 1939-го года, уже перенесенной на более привычную для современного москвича территорию, принцип организации пространства становится территориальным: павильоны репрезентируют республики, они оформлены с использованием национальных элементов. Абсолютное стилевое разнообразие превращается в целостный ансамбль. Так в различии предстает единство: непохожие друг на друга строения объединяются «высшей логикой» культурного ландшафта страны.
Общий вид ВДНХ
И после войны ВСХВ-ВДНХ демонстрирует принципиальную готовность к изменениям, продолжая следовать за временем, трансформируясь по ходу его течения: становится понятно, что больше у Выставки нет своей, независимой истории, она намертво связана с историей государства, и вместе с ней же меняется. Увеличивается территория, меняется принцип планировки, вносится обновленная идеологическая предпосылка: теперь место в генеральном плане и внешний вид каждого из павильонов четко определен местом республики, которую павильон репрезентирует, в структуре государственного устройства. В 1963-м году павильоны республик упраздняются, становясь павильонами отраслевыми (павильон Казахстана стал «Металлургией», павильон Белоруссии – «Электротехникой» и т.д.) В 1965-м году прошла очередная реконструкция ВДНХ – некоторые павильоны были снесены (например, «Киргизская ССР», «Туркменская ССР», «Татарская АССР», «Башкирская АССР» и другие) и перестроены, некоторые – облицованы новыми фасадами («Азербайджан»).
Павильон «Вычислительная техника и информатика», бывший «Азербайджан»
Начало 1990-х годов – время иконоборства: демонтаж памятников, освоение зданий, пространств и территорий новыми формами деятельности. В 1992-м году Выставка осталась без финансовой поддержки государства: павильоны сдавались в аренду или медленно ветшали, сносились или перестраивались. Советское прошлое уходило в забытье – вполне в соответствии с духом истории. Лишившись установочного принципа своего существования –непрерывного обновления мира, – выставочное пространство начало превращаться в руину.
Зеленый театр до реконструкции в 2014 году
Однако окончательное разложение какого-либо памятника означает, что прошлое становится завершенным, максимально отделенным от настоящего периодом: и, что показательно, с ВДНХ этого так и не произошло.
Существовало два принципиально разных проекта реконструкции ВДНХ: первый в 2011 году инициировало новое руководство Выставки, в состав которого вошли бизнесмены Год Нисанов и Зарах Илиев. Второй начал разрабатываться в 2014-м, когда контрольный пакет акций ГАО ВВЦ был передан Правительству Москвы. Если первый проект имел своей целью получение финансовой выгоды (и пытался изменить содержание, практически не трогая архитектурную и пространственную форму), то второй поставил перед собой задачу более уникальную – реконструкцию функции, т.е. восстановление ВВЦ-ВДНХ как действующего выставочного пространства.
Концепция развития территории ВВЦ, разработанная в 2011 году
Концепция 2011-го года предполагала развитие территории в четырех направлениях, одним из которых была реконструкция и восстановление прежней (выставочной) функции павильонов ВДНХ-ВВЦ. Три других направления – строительство инновационного кампуса, организация зоны отдыха и наведение порядка в местной торговле. «Зону памятников», т.е. павильоны республик, предполагалось отдать в аренду бывшим союзным территориям для выставки своих «национальных достижений». Вторая зона – «инновационный кампус», – включала в себя профильные павильоны, которые должны были представлять инновации и достижения в различных сферах экономики РФ.
В риторике 2014-го года концепция «развития» сменилась «возрождением»: ВДНХ решили восстановить в ее первоначальном облике – что, если вспомнить историю пространства, представляется задачей более чем архитектурного плана. Иными словами, к какому из многочисленных обликов такой непостоянной и текучей Выставки мы пытаемся вернуться? Согласно официальной позиции, подлинный архитектурный ансамбль 1954-го года был «искажен модернистскими заплатами и перестройками 60-х годов»: так, подлинная сталинская архитектура противопоставляется позднейшим наслоениям.
Снятие фасада «Вычислительной техники и информатики» с павильона «Азербайджан», 2015 год
Например, не так давно с павильона «Вычислительная техника и информатика» сняли фасад 60-х годов, вернув павильон к «первоначальному», историческому облику. Интересно при этом, что в реестре памятников архитектуры объектом культурного наследия является именно Павильон «Вычислительная техника и информатика» (бывший Азербайджанской ССР) 1939 - 1960 гг., соответственно, разрушение фасада 60-го года все же является нарушением существующего законодательства о защите наследия, но не является нарушением представления о том, как должен выглядеть выставочный ансамбль. Ансамбль как целое и действия, необходимые для его сохранения, как целого, выходят на первый план.
Символический капитал так окончательно и не сменился «символической бесчувственностью»: павильон №32 (в 90-х павильоны, для удобства, пронумеровали, отказавшись от названий) снова становится павильоном «Космос», тем самым требуя занять свое место в культурном и историческом ландшафте. Иными словами, «главная выставка страны» – интересный пример того, как архитектура становится фоном для процессов иного порядка. Выставочный ансамбль, который мог бы стать пространством для культурной рефлексии прошлого, переустраивается для современного использования – в концептуальных рамках, установленных прошлым.
Комментарии