Живые крыши: от мала до велика
Привет из 50-х: светильники Serge Mouille
Промышленные дизайнеры становятся знамениты, когда создают иконические объекты – такие, например, как аэродинамические продукты и логотипы Раймонда Лоуи, объекты группы «Мемфис» или культовая соковыжималка «Juicy Salif» Филиппа Старка.
Однако в промышленном дизайне есть не только дизайн-иконы: есть просто удачные находки или то, что становится известным в узких кругах. Именно к последней категории можно отнести светильники французского дизайнера по имени Серж Муй (Serge Mouille).
Сегодня эти светильники, разработанные в середине века, выглядят удивительно уместными. В их геометрии и мягкой раковинообразности есть нечто чарующее: несмотря на отсутствие выраженного эротизма, формы Муйя оказываются очень волнующими. Узкие лапы-веточки, по-разному раскидывающиеся в пространстве, острые и одновременно округлые формы плафонов, общая работа с лёгким и тяжелым и тонко выверенная композиция превращают эти светильники в изящные скульптуры, которые кажутся хрупкими и подвижными.
Серж Муй (1922–1988) утверждал, что простота его светильников – это ответная реакция на итальянский арт-дизайн, мощно развивавшийся в 50-е: итальянские светильники казались Муйю излишне сложными и замысловатыми. Его ответом стали графичные металлические объекты, чаще всего чёрные, которые отбрасывали ажурные тени и вместе с ними образовывали изящные и простые силуэты.
Серж Муй, так тонко ощущавший материал и пластику, в тринадцать лет поступил в парижскую школу прикладных искусств, которую закончил как мастер по работе с серебром. Высшее образование Муй получил как скульптор в мастерской Габриэля Лакруа. Во время Второй мировой войны молодой дизайнер участвовал во французском сопротивлении, а после окончания войны, в 1945, Муй стал преподавателем в той школе, которую сам закончил, – и одновременно открыл собственную мастерскую по обработке металла.
В течение нескольких лет Серж Муй занимался разработкой и изготовлением перил, светильников и даже автомобиля LeZebre, пока, наконец, в 1953 году окончательно не начал специализироваться на светильниках. Каждый светильник делался мастером вручную, поэтому каждый из них действительно был настоящей скульптурой.
Самая известная серия Муйя – Noir (Чёрный), сделавшая его знаменитым.
Ещё одна важная серия – Oeil (Глаз).
Серии Flamme (Пламя) и Saturn сегодня воспроизводится реже двух предыдущих.
Поздний период Муйя связан с появлением неоновых трубок, благодаря которым появилась серия торшеров Colonnes (Колонны), соединивших флуоресцентные лампы и лампы накаливания.
В 1999 году вдова дизайнера решила возобновить выпуск ламп: они изготавливаются по исходным формам, которые разработал Серж Муй, с сохранением технологического процесса. Минималистичность, разумеется, тоже на месте – вместе с шарнирными конструкциями и сталью, окрашенной в чёрный цвет.
Фотографии дизайнера и производства взяты с сайта sergemouille.com.
Комментарии