Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
3 августа 2015 г.

Пример архитектурной перестройки

Пример архитектурной перестройки
 

Московский неоготический особняк Свешниковых-Новиковых.




Владислав Латош – искусствовед, специалист по архитектуре XIX-начала ХХ века.

Значительным памятником русской неоготики периода модерна является особняк Свешниковых-Новиковых в Москве (Большая Полянка, 45). Это здания служит прекрасным примером роли декора в репрезентативности здания. Особняк был построен в 1907 году и впоследствии неоднократно перестраивался.

Особняк на Полянке был создан для богатых купцов Алексея и Вячеслава Новиковых. Первоначальный проект принадлежит московскому архитектору Сергею (при рождении Василию) Михайловичу Гончарову (1862-1935). Потомок известной дворянской семьи, Гончаров к 1907 году уже имел собственную архитектурную контору. Архитектор серьезно увлекался живописью, что выразилось в декоративности многих его построек. К проекту особняка был также подключен рижский архитектор и тоже потомственный дворянин Лев Францевич (Леон Франциск) Даукша (1866-1917).
Изначально дом был спроектирован в стиле модерн: «готические» детали на чертеже здания не отмечены. Крыша была плоской, слева от центра фасада находился ризалит, повышенный фигурным аттиком, а справа, вместо существующего сейчас небольшого окна, имелась проездная арка. То, что сейчас перед нами здание, спроектированное Гончаровым, подтверждают и своеобразные перемычки в окнах первого этажа.

В 1915 году дом сменил хозяев. Особняк с участком купила почетная гражданка Москвы, мещанка Клавдия Свешникова, при которой здание было перестроено по проекту Сергея Флегонтовича Воскресенского (1862-1933), который в том же году построил на Большой Полянке (46/1) доходный дом М.М. Малышева. Воскресенский был востребован частными заказчиками – застройщиками доходных домов, перестраивал церкви. Именно в проекте Воскресенского здание приобрело свои «готические» особенности. Основные изменения коснулись декора постройки, однако и конструкция его была несколько изменена, в частности проездная арка была заложена и заменена жилым помещением.



Строение имеет сложную объемно-пространственную композицию, его асимметричные фасады с эркерами выполнены в неоготической версии модерна. Здание лишено претенциозности, однако оно привлекает внимание своими декоративными деталями, среди которых крошечные глухие угловые башенки с остроконечными кровлями, «фиалы» в обрамлениях стрельчатых окон, прихотливое плетение ограды балконов и легкой металлической решетки палисадника. Подобно Шехтелю, создателю особняка З.Г. Морозовой, Воскресенский применил стрельчатый портал для выносного подъезда ротондального типа. Крыша этого подъезда одновременно является небольшим балконом. Еще одна характерная особенность дома – высокий лучковый фронтон-вимперг – элемент, типичный для многих построек поздней эклектики и модерна, был почерпнут из арсенала ретроспективной викторианской архитектуры и поэтому часто ассоциировался у русских архитекторов с «готикой».



Парадные помещения выходили окнами на Полянку, а жилые – во двор. На втором этаже с северного торца был пристроен зимний сад со стеклянным потолком с витражными стеклами и стеклянной же крышей. Анфилада второго этажа была расписана фресковой живописью. Со стороны обратного фасада, практически неизвестного публике, был разбит сад, который тянулся до 2-го Казачьего переулка. Воскресенский пристроил с этой стороны наружную лестницу с балконом, соединявшую оба сада.



С 1918 года в особняке размещались различные детские образовательные учреждения (дом ребенка «Пчелка», Дом пионеров октябрьского района, а затем – Московский городской дворец творчества детей и молодежи «На Полянке»). В этот период времени особняк подвергся новым перестройкам. Стеклянные потолки были скрыты за подвесным советским потолком и под железной крышей (они вместе с остатками витража были найдены во время реставрации). В конце 90-х годов на территории двора решили построить двухэтажное административное здание. В постсоветское время сооружение лишилось многих элементов декора, в частности, был утрачен каменный лев, однако крыльцо, которое он некогда украшал, сохранилось. Особняк сильно обветшал, последние 15 лет пребывает в состоянии перманентного ремонта, который с переменным успехом продолжается и поныне.



P.S. С этим домом связана «городская легенда» о дочери купца, владевшего особняком, которая якобы сбежала из родной обители с неким таинственным итальянцем, а спустя несколько месяцев вернулась на сносях. Разгневанный купец велел запереть дочь на чердаке без воды и пищи. В итоге несчастная была заживо погребена там вместе с новорожденным младенцем. Слышали только ее крики и мольбы о помощи. Говорят, что купец не вынес этого кошмара, бросил дом и уехал за границу, а свое огромное состояние обратил в драгоценности, разделил на три части и спрятал в доме. Ходят слухи, что и по сей день в особняке на Полянке можно услышать глухие стоны и мольбы, доносящиеся с пустого чердака... История дома описана в рассказе В.В. Вересаева «Проклятый дом» («На одной из больших улиц Замоскворечья стоит вычурно-красивый, угрюмо-пестрый дом…»).

 


Текст: Латош Владислав

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2024 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта