Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
15 марта 2017 г.

Премия MAXXI 2001-2016: продвигая молодое итальянское искусство

В 2000 году начинается строительство одного из важнейших итальянских музеев современного искусства – MAXXI в Риме. В этом же году рождается Премия молодого итальянского искусства, цель которой – поддержка современных итальянских художников и архитекторов и приобретение произведений искусства для будущего музея.  

За 15 лет Премия успела два раза сменить название, процедура отбора победителя также претерпела некоторые трансформации, но неизменным остаётся интерес культурного сообщества, каждые два года вызываемый работами финалистов. В сентябре 2016 года MAXXI представил выставку работ четырёх финалистов этого года, включавшую также отдельную документальную секцию, посвящённую юбилею Премии. В ней представлены архивные фото- и видеоматериалы, которые рассказывают о 35 современных художниках, ставших финалистами и лауреатами Премии MAXXI с 2001 по 2016 год.

Секция архива Премии MAXXI, 2016 год 

В первом конкурсе в 2000 году приняли участие 500 человек. Тогда были выбраны 15 победителей, среди которых Франческо Вецоли (Francesco Vezzoli), известный своими видео, фотограф Ванесса Бикрофт (Vanessa Beecroft), мультимедиа художник Мильтос Манетас (Miltos Manetas) и Массимо Бартолини (Massimo Bartolini), известный своими инсталляциями site specific. Многие из представленных работ несли в себе размышления авторов на тему функции музея в современном мире и организации музейного пространства, которая проходит красной нитью и через многие работы финалистов следующих годов.

Sisterproject, Ванесса Бикрофт, Премия-2000 

Осенью 2002 года конкурс на Премию для поддержки молодого итальянского искусства был объявлен во второй раз. Уже тогда были выбраны четыре финалиста из 402 участников не старше 35 лет. Работы Сары Росси (Sara Rossi), Каролы Спадони (Carola Spadoni), Авиша Кебрезадех (Avish Khebrehzadeh) и Чарльза Авери (Charles Avery), выставленные в Павильоне Венеция, были созданы специально для того, чтобы войти в коллекцию музея MAXXI.

В 2007 году условия участия в конкурсе меняются, двенадцати итальянским музеям современного искусства предлагается номинировать по одному художнику. Победителем становится Нино Вашелари (Nino Vascelari), и его работа «Revenge» представлена на 52 Венецианской Биеннале.

Revenge, Нино Вашелари, процесс создания

Revenge, Нино Вашелари, перформанс 

В 2010 году музей MAXXI открывает свои двери для посетителей, а премия находит свой идеальный контекст. Четыре финалиста – Роза Барба (Rosa Barba), Роселла Бискотти (Rosella Biscotti), Джанлука и Массимилиано Де Серио (Gianluca e Massimiliano De Serio), Пьеро Голиа (Piero Golia) – представили свои работы site specific. Премия была присуждена Роселле Бискотти, создавшей инсталляцию «Процесс». Этот проект отражает исследование связей архитектуры Foro Italico (Рим) и истории политических движений в Италии 70-х годов. Художница проанализировала архитектурные трансформации и изменение функций пространства так называемой Аудитории – Бункера. Пространство, созданное Луиджи Моретти, претерпело изменения в связи с некоторыми политическими процессами 70-80-х годов, из спортивного здания превратившись в зал судебных заседаний. Инсталляция составлена из своего рода археологических фрагментов современности: железобетонные детали, на поверхности которых отпечатки камер подсудимых, микрофонов, систем безопасности. Совет жюри вручил премию «за связь, установленную между исторической архитектурой и архитектурой выставочного пространства, которые открыты для рефлексии над вопросами процессов и процессуальности».

«Процесс», Роселле Бискотти 

Темы взаимодействия экспозиционных залов и произведений искусства, музейной институции и публики, музейной архитектуры и окружающего её городского пространства неизменно трактуются финалистами премии. Так и в 2012 году награду получила работа Джорджио Андреотта Кало (Giorgio Andreotta Calò) «Prima che sia notte» (Перед тем, как наступит ночь) «за синтез индивидуального опыта восприятия и связь архитектуры и города, провоцируемый произведением».

Prima che sia notte, Джорджио Андреотта Кало 

В 2016 году специальным призом отмечена работа Людовики Карботта (Ludovica Carbotta) «Monowe» (Городской музей) с формулировкой «за зрелую интерпретацию музейного пространства, его роли и функций; за пристальное изучение материалов, которое позволило с их помощью выразить идею; за установление взаимодействия между реально существующим местом и воображаемым пространством».

Monowe, Людовика Карботта 

За 15 лет Премия MAXXI превратилась в настоящую площадку для дискуссий о современной культуре, синтезе различных видов искусства, роли музеев в развитии городского пространства, став для многих финалистов также отправной точкой их международного успеха.

78
Текст: Саймова Валерия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

11 декабря 2017 г.
22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта