Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
9 февраля 2018 г.

Поэзия света Инго Маурера

Как вы считаете, есть ли связь между счастьем и освещением? На первый взгляд, вообще кажется абсурдным сопоставлять эти два понятия. Но немецкий дизайнер Инго Маурер уверен: правильное освещение позволяет людям чувствовать себя не только комфортнее, но и счастливее. «Свет влияет на нас и на наши чувства сверхъестественным образом», ̶   говорит он. Если задуматься, это и впрямь логично: замечали ли вы, как яркий бездушно-белый свет может сделать дом неуютным? Как одна люстра со слишком наглым светом, бьющим в глаза и, словно инспектор, выявляющим все изъяны, заставляет вас чувствовать себя не в своей тарелке, не находить места в помещении и вызывает только два желания: сбежать или поскорее зажечь свечи? «Поэт света» Инго Маурер призывает всех выбирать не светильники, а свет, который они дают. Впрочем, в своих работах мастеру удаётся сочетать содержание с самыми интересными формами.

Люстры из разбитых фарфоровых голов Будды (Breaking Buddha) и деревянных вешалок (Oh Man It’s a Ray), светильники из банок томатного супа и бутылок ликёра (Canned Light и Campari Light), футуристические лампы в форме геометрических фигур (Double C. Future и Eclipse Ellipse) – в коллекции Маурера есть самые разные экземпляры. Но известность мастеру принесла обычная лампа в форме…лампы. Работа Bulb 1966 года стала хитом своего времени и постояльцем коллекции Музея Современного Искусства в Нью-Йорке. Светильник напоминает матрёшку – лампа накаливания внутри и корпус в виде лампы накаливания снаружи. Маурер не стал изобретать велосипед, он как никто другой знал: гениальность в простоте. «Колба» сделана из полированного хромированного металла и муранского стекла. Минималистичный дизайн и строгая чёрно-белая гамма позволяют ей грациозно занимать место в современном интерьере даже спустя 50 лет после дебюта. Впрочем, для поклонников более «богатого» стиля в 2017 году была выпущена лимитированная серия Bulb в золотом цвете.

Breaking Buddha

Oh Man It’s a Ray

Canned Light

Campari Light

Double C. Future

Eclipse Ellipse

Bulb

Bulb золотая

Вторым хитом Инго Маурера является столь же простая лампа Lucellino (1992) из стекла, латуни и пластика. Дизайнер вновь обратился к теме простоты, взяв самую обычную лампочку-грушу и приделав к ней крылышки из гусиного пера. «Летающая» лампочка подкупила ценителей искусства своим бесхитростным и немного наивным дизайном, превратившись из обычного предмета быта в воплощение изящества и лёгкости. Маурер вообще очень любит крылатые светильники, он постоянно создаёт то люстры из стаек птиц (Birds Birds Birds; Bird’s Ring), то люстры-гнёзда (Birds Nest), то сажает на лампочки фигуры стрекоз (I Ricchi Povery – Bzzzz) и бабочек (I Ricchi Povery – Five Butterflies; Flatterby). Особенно знаменитым стал светильник J.B. Schmetterling (2011) из белого тефлонового термостойкого стекла и фигурок насекомых ручной работы, который идеально подходит для освещения кухни, ванной или барной стойки. Это произведение можно назвать гимном элегантности, благодаря редкому сочетанию простоты и стиля. Мастер уверен: всего несколько точных штрихов способны придать любому объекту шарм. Эту теорию он с успехом доказал в работе над своими светильниками – Pichi Povery Toto (2014) из стали, лакированной латуни и галогеновых ламп и Savoie (1979) из белого фарфора и силиконового кабеля. По сути, это те же «груши», но в первом случае «одетые» в костюм Микки-Мауса, а во втором – изображающие самую примитивную лампочку, свисающую с потолка на проводе в форме сердечка.

Lucellino

Birds Birds Birds

Birds nest

J.B. Schmetterling

Ricchi Povery Toto       

Savoie

Интересно, что «виртуоз света», так называют Инго Маурера критики, совершенно ничего не хочет сказать своими работами. Никаких метафор и сложных посланий – лампа ради лампы, свет ради света, и ничего лишнего. Дизайнер считает, что большинство современных арт-представителей слишком самоуверенны и пафосны, он же создаёт свои произведения, чтобы людям было комфортно и радостно. «Я хочу, чтобы мои объекты люди просто переживали, а никак не анализировали. (…) Если я могу вызвать улыбку на лице того, кто смотрит на мои лампы, я чувствую себя счастливым»,̶   сказал он однажды. Ему всё равно на моду и маркетинговый план, дизайнер просто любит веселиться и делать то, что ему нравится. По этой же самой причине полвека назад он не продал права на свои работы, а просто открыл собственный завод Ingo Maurer GmbH.

Как у истинного поэта, у Инго Маурера священные отношения с материалом, в данном случае со светом. Он настолько ценит тёплый свет самых обычных, неэкономичных лампочек, что чуть было не ушёл на пенсию, когда мир стал переходить на энергосберегающие лампы. По его мнению, их свет слишком плоский, холодный и бесчувственный. «Лампа накаливания особенная, потому что своей нитью она напоминает нам о пожаре. Огонь является естественным источником света, люди используют и контролируют его с древних времен. Его теплота заставляет нас чувствовать себя спасёнными», ̶ пояснил он. В знак протеста европейскому обществу потребления энергосберегающих лампочек дизайнер создал произведение Euro Condom – надел на обычные лампы «Резиновое изделие №2». Таким образом они стали расходовать меньше энергии, используя свой потенциал лишь для освещения помещения, но не для его обогрева. А мир получил первое метафорическое послание от мастера.

Euro Condom (Как защитить себя от глупых правил! Используй Euro Condom)

Помимо светильников Инго Маурер создаёт масштабные инсталляции, сотрудничает с топовыми брендами, украшая своими арт-объектами их помещения, также он разработал проект освещения двух станций мюнхенского метрополитена (Linde AG и Westfriedhof).

Linde AG

Westfriedhof

Инго Маурер по праву стал ведущим «световым» дизайнером. Его работы до сих пор выставляются в различных музеях, получают престижные награды и высокие оценки критиков искусства. Интересно, что в детстве Инго мечтал стать эквилибристом – цирковым артистом, балансирующем на разных предметах. Возможно, именно это и позволяет мастеру более полувека виртуозно держать равновесие в изменчивом мире современного дизайна.

Можно почитать:

Интервью с дизайнером, которого вдохновили работы Инго Маурера


Текст: Екатерина Мостяева

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта