Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
26 сентября 2016 г.

По ту сторону Каспия. Современные жилые комплексы Тегерана

Современная архитектура такой довольно закрытой страны, как Иран, на самом деле удивительно многообразна и сочетает в себе традиции и современность. Хочется рассказать о жилищных проектах в столице страны – Тегеране, где сосредоточены все финансовые и строительные силы.

За последние 10 лет архитектура Тегерана «пережила абсурдные преобразования»,как отмечают местные архитекторы из бюро Arsh [4D] Studio. С одной стороны – отсутствие рентабельности в строительной индустрии, а с другой – международные санкции. Всё это привело к обострению на рынке жилой недвижимости в столице Ирана. Определив наиболее перспективные инвестиционные зоны в городе, владельцы земли в итоге стали трансформировать свои «богатства», нарезая их как минимум по 200 кв. м (наименьший размер городского участка в Тегеране для строительства) и внедряя новые проекты в и без того плотную застройку. Как итог – за последние три года «жизни без санкций» появилось множество компактных проектов многоэтажек в центре Тегерана – преимущественно в люксовом сегменте.

По словам архитекторов, эстетические проблемы, как правило, решаются с помощью «огибающего фасада». Сделать каркас из 5-7 этажей между двумя домами на клочке земли, плюс придумать оригинальный фасад в виде солнцезащитной оболочки – вот, собственно, и всё, проект готов, если быть кратким. Таково обычное решение жилищной проблемы в Тегеране, где места ничуть не больше, чем на Петроградке или Старом Арбате.

Современные жилые комплексы в Тегеране имеют тенденцию к вертикальному росту из-за дороговизны земли в исторических районах и желания девелоперов окупить проект за счёт продажи большего количества «квадратов». Так, шестиэтажное жилое здание Andarzgoo Residential Building (арх. Ayeneh Office, 2015), рассчитанное на пять огромных квартир (каждая с тремя спальнями), построено на участке земли площадью 215 кв.м.Первый этаж и цоколь отданы под паркинг. Отличительной особенностью фасада является использование нешлифованного гранита и деревянных перегородок по типу жалюзи. Гранит не свойственен современной иранской архитектуре, которая тяготеет к кирпичу и дереву, тогда как жалюзи – традиционный элемент уличных фасадов.

Нередко застраиваются совсем глухие участки. Villa Residential Apartmentblock (арх. Arsh [4D] Studio, 2015) – пример того, как в непарадной части улицы можно создать примечательный жилой дом. Объект находится в конце тупиковой аллеи шириной 3 м в окружении «соседей». Чтобы местность не выглядела обезличенной, архитекторы, помимо создания 5-этажного кирпичного дома, решили раскрасить соседнюю 18-метровую бетонную стену. При строительстве фасада Villa Residential Apartment использовались кирпичи прежней постройки.

В современных объектах Тегерана встречаются попыткисоединить городскую среду с природой. Приобщить жителей к иранской традиции городских садов решили архитекторы Сара Калантари (Sara Kalantary) и Реза Саядиан (Reza Sayadian) из местной студии TDC Office. В их здании SABA Apartment(2015), казалось бы, ничего необычного на первый взгляд: серый каркас из камня, однообразная ячеистая структура, отсутствие единого солнцезащитного экрана. Однако красота кроется в деталях. Уличный фасад выглядит динамичным и подвижным за счёт 2,4-метровых вертикальных деревянных жалюзи, которыми можно управлять вручную. Аналогичные жалюзи используются на заднем фасаде, который дополнен модульными цветочными ящиками, формирующими «балюстраду» балконов, откуда открывается вид на внутренний дворик – сад.По словам авторов, «старые идеи по-новому интерпретированы»: попытка соединить архитектуру с природой сделана при помощи зелёных балконов, крыши и сада. При строительстве пола и стен использовались старые железнодорожные шпалы и кирпич, оставшийся от прежнего здания. Также применялись железные плиты и камень.

Создание портала – реминисценция традиционного приёма персидской архитектуры. Порой мотив порталов сегодня решается в виде нескольких хаотично расставленных акцентов. Сразу четыре«воронки»из травертина (известковый туф) создали братья Нима и Сина Кейвани (Keivani Architects) на фасаде семиэтажного жилого дома Orsi Khaneh House (2013-2015). Объект рассчитан на 10 квартир. Вестибюль облицован тёмным полированным камнем, а во внутреннем дворе разбит сад с травянистой «мозаикой». На зелёной крыше располагается терраса с камином, беседкой и водоёмом.

Внешний облик формируется за счёт типичных для традиционной иранской архитектуры элементов, таких как небольшие витражные окна (здесь переосмыслены иранские окна орси) и решётчатые деревянные створки (так называемое «щелевое» дерево – двойной слой термодревесины). Такие жалюзи, в данном случае горизонтального типа, активно применяются в жарких странах, как Иран, чтобы уменьшить количество света и тепла.

Реалии новых районов мегаполисов таковы, что там слишком мало выдающейся архитектуры. Такая ситуация наблюдается в Тегеране. Местные архитекторы жалуются, что девелоперы практически не поднимают эстетические вопросы при реализации своихинвестпроектов. Так-то оно так, но встречаются исключения.

В активно застраиваемом районе Кахризак (Kahrizak), что на юге Тегерана, появилось необычное здание Kahrizak Residential Project (арх. CAAT Studio, 2015), фасад которого «вписан» в квадрат. В окружении новостроек (некоторые пустуют до сих пор) и «недостроек» объект выделяется своим ритмично решённым фасадом. Серый и холодный железобетонный каркасформирует одинаковые ячейки, которые заполнены кирпичными модулями, игривыми, разнообразными и основанными на иранских геометрических узорах. По словам архитекторов из CAAT Studio, в довольно бедном и пустынном районе удалось реализовать проект, который «обеспечивает доступное жильё» и в котором можно «наслаждаться качеством».

В данном объекте удалось отразить постоянный исторический принцип иранской архитектуры – «богатство деталей» и «простоту в общем масштабе», отмечают архитекторы. Жилой дом сливается с контекстом и построен с учётом устойчивых климатических принципов. Не забыли авторы и об экономии: глиняные блоки с соседнего завода, бетон и кирпич – основные строительные материалы, позволившие снизить затраты и потратить высвободившиеся средства на качественные интерьеры.

Кирпич – традиционный материал в иранской архитектуре, с помощью которого успешно и легко решаются экологические вопросы(например, снижение температуры и шума в помещениях) и создаются привлекательные формы.Использование одинакового кирпича позволяет реализовывать различные красивые текстуры, как, например, в здании Cloaked in Bricks («Облачённый в кирпич», 2015) на западе Тегерана. Архитекторы из бюро Admun Design Construction Studio– настоящие специалисты по завершению уже начатых другими мастерами объектов – на этот раз обратились к традиционному материалу. В итоге получился живописный и немного хаотичный экран из поворачивающихся кирпичей, который закрыл пространство балконов от уличных зевак и от палящего солнца. Кроме того, кирпич сыграл ключевую роль при отделке интерьеров, создав тем самым связь внешнего облика с внутренним пространством.

Как и хотели авторы, дом стал ориентиром. Архитектура, будучи ненавязчивой, оказалась в то же время красочной и контрастной по отношению к довольно унылой окружающей застройке.

Жилой дом Brick Pattern House (арх. Alireza Mashhadmirza, 2011) – ещё один пример использования кирпичного перфорированного экрана, выполняющего солнцезащитную функцию и формирующего запоминающийся образ. Здание из «кирпичных шаблонов» построено на компактном клочке земли в бедном квартале Jeyhoon и стеснено соседними домами. Объект был признанодним из достижений года по версии иранского журнала Memar, специализирующегосяна архитектуре.

Как заявил архитектор Алиреза Машхадмирза, «этот проект был вызовом для меня, и я знал, что у меня нет шансов заработать на этом заказе, но я хотел показать, что архитектура может возникнуть даже в таком бедном районе с экономической и культурной точек зрения, где сложно сделать что-то более выдающееся, чем квадратная коробка».

В итоге на узком участке появился выразительный и удивительно недорогой дом, квадратный метр которого обошёлся девелоперу в 180 долларов. Максимальное удешевление проекта, работа с традиционными материалами, простыеформы, а также обучение рабочих – вот отличительные особенности, с которыми часто сталкиваются архитекторы в Иране.В данном проекте архитектор вынужден был создать простой облик здания, а также «иметь дело с несколькими рабочими, которые не имели ни малейшего представления о строительной отрасли и стандартах».

С помощью разнообразной кирпичной кладки создан динамичный фасад зданияHouseof 40 Knots («Дом из 40 узелков», 2014, арх. Habibeh Madjdabadi + Alireza Mashhadimirza). Данный проект вышеупомянутого Алиреза Машхадмирза в соавторстве с Хабибом Мадждабадикуда более сложный и крупный, чем Brick Pattern House: «Дом из 40 узелков» занимает часть квартала и выходит сразу на три улицы, предназначен для обеспеченных людей. На фасаде обыгрывается метафора персидского ковра, который опоясывает здание несколько раз, создавая внутри игру света и тени.

Выбраться за пределы Тегерана – немного боязно, но интересно. Как соотносится сохранение традиций с современными требованиями в провинциальной архитектуре Ирана сегодня? Насколько сильно проявляются в ней тенденции, заложенные столичными архитекторами в Тегеране? Обо всём этом– в следующей части нашего путешествия по объектам современной иранской архитектуры.


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта