Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
26 сентября 2016 г.

По ту сторону Каспия. Современные жилые комплексы Тегерана

Современная архитектура такой довольно закрытой страны, как Иран, на самом деле удивительно многообразна и сочетает в себе традиции и современность. Хочется рассказать о жилищных проектах в столице страны – Тегеране, где сосредоточены все финансовые и строительные силы.

За последние 10 лет архитектура Тегерана «пережила абсурдные преобразования»,как отмечают местные архитекторы из бюро Arsh [4D] Studio. С одной стороны – отсутствие рентабельности в строительной индустрии, а с другой – международные санкции. Всё это привело к обострению на рынке жилой недвижимости в столице Ирана. Определив наиболее перспективные инвестиционные зоны в городе, владельцы земли в итоге стали трансформировать свои «богатства», нарезая их как минимум по 200 кв. м (наименьший размер городского участка в Тегеране для строительства) и внедряя новые проекты в и без того плотную застройку. Как итог – за последние три года «жизни без санкций» появилось множество компактных проектов многоэтажек в центре Тегерана – преимущественно в люксовом сегменте.

По словам архитекторов, эстетические проблемы, как правило, решаются с помощью «огибающего фасада». Сделать каркас из 5-7 этажей между двумя домами на клочке земли, плюс придумать оригинальный фасад в виде солнцезащитной оболочки – вот, собственно, и всё, проект готов, если быть кратким. Таково обычное решение жилищной проблемы в Тегеране, где места ничуть не больше, чем на Петроградке или Старом Арбате.

Современные жилые комплексы в Тегеране имеют тенденцию к вертикальному росту из-за дороговизны земли в исторических районах и желания девелоперов окупить проект за счёт продажи большего количества «квадратов». Так, шестиэтажное жилое здание Andarzgoo Residential Building (арх. Ayeneh Office, 2015), рассчитанное на пять огромных квартир (каждая с тремя спальнями), построено на участке земли площадью 215 кв.м.Первый этаж и цоколь отданы под паркинг. Отличительной особенностью фасада является использование нешлифованного гранита и деревянных перегородок по типу жалюзи. Гранит не свойственен современной иранской архитектуре, которая тяготеет к кирпичу и дереву, тогда как жалюзи – традиционный элемент уличных фасадов.

Нередко застраиваются совсем глухие участки. Villa Residential Apartmentblock (арх. Arsh [4D] Studio, 2015) – пример того, как в непарадной части улицы можно создать примечательный жилой дом. Объект находится в конце тупиковой аллеи шириной 3 м в окружении «соседей». Чтобы местность не выглядела обезличенной, архитекторы, помимо создания 5-этажного кирпичного дома, решили раскрасить соседнюю 18-метровую бетонную стену. При строительстве фасада Villa Residential Apartment использовались кирпичи прежней постройки.

В современных объектах Тегерана встречаются попыткисоединить городскую среду с природой. Приобщить жителей к иранской традиции городских садов решили архитекторы Сара Калантари (Sara Kalantary) и Реза Саядиан (Reza Sayadian) из местной студии TDC Office. В их здании SABA Apartment(2015), казалось бы, ничего необычного на первый взгляд: серый каркас из камня, однообразная ячеистая структура, отсутствие единого солнцезащитного экрана. Однако красота кроется в деталях. Уличный фасад выглядит динамичным и подвижным за счёт 2,4-метровых вертикальных деревянных жалюзи, которыми можно управлять вручную. Аналогичные жалюзи используются на заднем фасаде, который дополнен модульными цветочными ящиками, формирующими «балюстраду» балконов, откуда открывается вид на внутренний дворик – сад.По словам авторов, «старые идеи по-новому интерпретированы»: попытка соединить архитектуру с природой сделана при помощи зелёных балконов, крыши и сада. При строительстве пола и стен использовались старые железнодорожные шпалы и кирпич, оставшийся от прежнего здания. Также применялись железные плиты и камень.

Создание портала – реминисценция традиционного приёма персидской архитектуры. Порой мотив порталов сегодня решается в виде нескольких хаотично расставленных акцентов. Сразу четыре«воронки»из травертина (известковый туф) создали братья Нима и Сина Кейвани (Keivani Architects) на фасаде семиэтажного жилого дома Orsi Khaneh House (2013-2015). Объект рассчитан на 10 квартир. Вестибюль облицован тёмным полированным камнем, а во внутреннем дворе разбит сад с травянистой «мозаикой». На зелёной крыше располагается терраса с камином, беседкой и водоёмом.

Внешний облик формируется за счёт типичных для традиционной иранской архитектуры элементов, таких как небольшие витражные окна (здесь переосмыслены иранские окна орси) и решётчатые деревянные створки (так называемое «щелевое» дерево – двойной слой термодревесины). Такие жалюзи, в данном случае горизонтального типа, активно применяются в жарких странах, как Иран, чтобы уменьшить количество света и тепла.

Реалии новых районов мегаполисов таковы, что там слишком мало выдающейся архитектуры. Такая ситуация наблюдается в Тегеране. Местные архитекторы жалуются, что девелоперы практически не поднимают эстетические вопросы при реализации своихинвестпроектов. Так-то оно так, но встречаются исключения.

В активно застраиваемом районе Кахризак (Kahrizak), что на юге Тегерана, появилось необычное здание Kahrizak Residential Project (арх. CAAT Studio, 2015), фасад которого «вписан» в квадрат. В окружении новостроек (некоторые пустуют до сих пор) и «недостроек» объект выделяется своим ритмично решённым фасадом. Серый и холодный железобетонный каркасформирует одинаковые ячейки, которые заполнены кирпичными модулями, игривыми, разнообразными и основанными на иранских геометрических узорах. По словам архитекторов из CAAT Studio, в довольно бедном и пустынном районе удалось реализовать проект, который «обеспечивает доступное жильё» и в котором можно «наслаждаться качеством».

В данном объекте удалось отразить постоянный исторический принцип иранской архитектуры – «богатство деталей» и «простоту в общем масштабе», отмечают архитекторы. Жилой дом сливается с контекстом и построен с учётом устойчивых климатических принципов. Не забыли авторы и об экономии: глиняные блоки с соседнего завода, бетон и кирпич – основные строительные материалы, позволившие снизить затраты и потратить высвободившиеся средства на качественные интерьеры.

Кирпич – традиционный материал в иранской архитектуре, с помощью которого успешно и легко решаются экологические вопросы(например, снижение температуры и шума в помещениях) и создаются привлекательные формы.Использование одинакового кирпича позволяет реализовывать различные красивые текстуры, как, например, в здании Cloaked in Bricks («Облачённый в кирпич», 2015) на западе Тегерана. Архитекторы из бюро Admun Design Construction Studio– настоящие специалисты по завершению уже начатых другими мастерами объектов – на этот раз обратились к традиционному материалу. В итоге получился живописный и немного хаотичный экран из поворачивающихся кирпичей, который закрыл пространство балконов от уличных зевак и от палящего солнца. Кроме того, кирпич сыграл ключевую роль при отделке интерьеров, создав тем самым связь внешнего облика с внутренним пространством.

Как и хотели авторы, дом стал ориентиром. Архитектура, будучи ненавязчивой, оказалась в то же время красочной и контрастной по отношению к довольно унылой окружающей застройке.

Жилой дом Brick Pattern House (арх. Alireza Mashhadmirza, 2011) – ещё один пример использования кирпичного перфорированного экрана, выполняющего солнцезащитную функцию и формирующего запоминающийся образ. Здание из «кирпичных шаблонов» построено на компактном клочке земли в бедном квартале Jeyhoon и стеснено соседними домами. Объект был признанодним из достижений года по версии иранского журнала Memar, специализирующегосяна архитектуре.

Как заявил архитектор Алиреза Машхадмирза, «этот проект был вызовом для меня, и я знал, что у меня нет шансов заработать на этом заказе, но я хотел показать, что архитектура может возникнуть даже в таком бедном районе с экономической и культурной точек зрения, где сложно сделать что-то более выдающееся, чем квадратная коробка».

В итоге на узком участке появился выразительный и удивительно недорогой дом, квадратный метр которого обошёлся девелоперу в 180 долларов. Максимальное удешевление проекта, работа с традиционными материалами, простыеформы, а также обучение рабочих – вот отличительные особенности, с которыми часто сталкиваются архитекторы в Иране.В данном проекте архитектор вынужден был создать простой облик здания, а также «иметь дело с несколькими рабочими, которые не имели ни малейшего представления о строительной отрасли и стандартах».

С помощью разнообразной кирпичной кладки создан динамичный фасад зданияHouseof 40 Knots («Дом из 40 узелков», 2014, арх. Habibeh Madjdabadi + Alireza Mashhadimirza). Данный проект вышеупомянутого Алиреза Машхадмирза в соавторстве с Хабибом Мадждабадикуда более сложный и крупный, чем Brick Pattern House: «Дом из 40 узелков» занимает часть квартала и выходит сразу на три улицы, предназначен для обеспеченных людей. На фасаде обыгрывается метафора персидского ковра, который опоясывает здание несколько раз, создавая внутри игру света и тени.

Выбраться за пределы Тегерана – немного боязно, но интересно. Как соотносится сохранение традиций с современными требованиями в провинциальной архитектуре Ирана сегодня? Насколько сильно проявляются в ней тенденции, заложенные столичными архитекторами в Тегеране? Обо всём этом– в следующей части нашего путешествия по объектам современной иранской архитектуры.

288
Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
6 марта 2017 г.
3 февраля 2017 г.
2 февраля 2017 г.
24 января 2017 г.
12 января 2017 г.
28 декабря 2016 г.
28 декабря 2016 г.
13 декабря 2016 г.
8 декабря 2016 г.
22 ноября 2016 г.
16 ноября 2016 г.
8 ноября 2016 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта