Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
26 июля 2016 г.

Первый небоскрёб Лондона. «Сенат-хаус» от Чарльза Холдена

История о самом высоком офисном здании столицы Великобритании в 1930–50-х годах – так называемом «Сенат-хаусе», или кампусе Университета Лондона в элитном центральном районе Блумсбери. Масштабный проект влиятельного английского архитектора Чарльза Холдена был реализован лишь частично и в дальнейшем стал популярным местом для киносъёмок («Дживс и Вустер», «Форсаж 6», «Моя ужасная няня 2», «Шпионские игры», два фильма о Бэтмене) и прототипом Министерства правды в романе Джорджа Оруэлла «1984».

*** 

Появление нового кампуса Университета Лондона, крупного вуза, который в то время, однако, не был в европейском понимании городом-университетом, связано в первую очередь с влиятельным экономистом, сторонником социальных реформ и общественным деятелем Уильямом Бевериджем, который занял пост вице-канцлера (проректора) в середине 1920-х годов и затеял масштабные перемены. Университет, чьи корпуса находились разрозненно по всему Кенсингтону, нуждался в едином административном и учебном кампусе. Переждав волну сопротивления, Беверидж всё же убедил руководство всерьёз заняться этим вопросом. Переезжать особо далеко не пришлось: в соседнем районе Блумсбери нашёлся огромный участок земли (4,5 га), который повторно продал герцог Бедфордский. Деньги нашёл неугомонный Беверидж, убедив Фонд Рокфеллера пожертвовать Университету 400 тысяч фунтов стерлингов – для тех лет очень крупную сумму. 

Дело оставалось за малым: придумать такой проект, который, по словам Бевериджа, не выглядел бы «копией прежних университетов или средневековых комплексов... всего того, что было построено предыдущими поколениями». Новый кампус, «центральный символ в Блумсбери», где планировалось разместить администрацию и ряд колледжей, должен был «обогатить Лондон, дать его сердцу не только больше улиц и магазинов… но и крупную, особенную архитектуру… академический остров с бурлящим движением, мир образования в мире вещей». 

Комиссия решила не проводить открытый конкурс в два этапа, а ограничилась собственным шорт-листом из архитекторов. Изначально Чарльз Холден отсутствовал в нём, но впоследствии попал в финальный закрытый тур. Компанию ему составили Джайлз Гилберт Скотт (внук ведущего архитектора эпохи королевы Виктории; на тот момент широко известен как автор телефонных будок K2 и самого крупного англиканского собора в Ливерпуле), Перси Скотт Уортингтон (более 100 проектов в провинции: в основном, госпитали, школы и церкви; сын известного архитектора викторианской эпохи) и Арнольд Данбер Смит (неоклассические Национальный музей Уэльса в Кардиффе и магазин Heal’s на Тоттенхэм-корт-роуд в Лондоне; работал в соавторстве с Сесилом Брювером). Каждый представил свой проект, после чего был поочередно приглашён представителями конкурсной комиссии на обед в 5-звёздочный отель «Атенеум» на Пикадилли для личного собеседования. 

Холден докладывал последним 25 марта 1931 года. Будучи спокойным и скромным человеком, на этот раз он решил немного удивить собравшихся и пришёл вооруженным своими многочисленными эскизами и идеями. Рисунки были выполнены в разных вариантах: чёрным, жёлтым и синим карандашами на foolscap миллиметровой бумаге (британский формат аналогичен 1,11 российского листа А4). Здания выглядели лёгкими и не перегруженными деталями, а на общем фоне доминировали две башни – особенность, которую так просила отразить конкурсная комиссия. 

Чарльз Холден

Первый эскиз «Сенат-хауса», Чарльз Холден 

*** 

Спустя пару дней комиссия подвела итоги. 

– Объявляю сегодня укороченный рабочий день, – заявил Чарльз Холден подопечным, едва перейдя порог своего офиса в Лондоне. Те замерли и молча смотрели на своего шефа. Выждав шекспировскую паузу, Холден добавил: «Мы выиграли конкурс на строительство Лондонского университета!» 

Ликованию не было предела. Холден был на вершине славы. Лондонский университет – это его самый масштабный и значимый проект, это его Собор святого Павла, это его Нью-Дели (как для знаменитого современника Эдвина Лаченса). Когда новость облетела архитектурный Лондон, посыпались поздравительные письма, телефонные звонки. Руководству Университета аплодировали за выбор поистине современного архитектора. 

В ходе закрытого конкурса принципал (ректор) Университета Эдвин Деллер и его заместитель Уильям Беверидж находились под влиянием успеха Чарльза Холдена, который недавно завершил здание 55 Broadway – штаб-квартиру компании «Подземная электрическая железная дорога Лондона» (Underground Electric Railways Company of London, UERL, одна из ведущих транспортных и пассажирских компаний тех лет). На тот момент это было самое высокое офисное здание в Лондоне. 

Посетивший штаб-квартиру «подземки» Эдвин Деллер остался в восторге от увиденного. Однако не только эскизы за обедом и Broadway 55 склонили чашу весов в пользу Холдена. Был ещё один человек, к чьему мнению прислушивались Деллер и Беверидж. Это Фрэнк Пик, главный транспортник Лондона, босс UERL, по заказу которого Холден построил Broadway 55 и ряд других модернистских вестибюлей и станций метро в фирменном «холденовском стиле». Его мнение было ценным и уважаемым. 

***

Проект был выполнен в стиле ар-деко с характерной ступенчатостью – «зиккуратностью». Тогда этого понятия не существовало, поэтому современники приписывали творчество Холдена к «современной архитектуре» – не модернистской, но современной. Первоначально здание было выполнено в виде единой структуры, охватывающей весь участок протяженностью почти 370 м от Монтагю-плейс до Торрингтон-стрит. Центральный хребет связывал все крылья по периметру фасада и внутренние дворы. 

Как и хотела комиссия, здание увенчано двумя башнями. Наивысшая 64-метровая башня – это непосредственно 19-этажный «Сенат-хаус», представляющий собой «монументальный каменный обелиск эпических пропорций, голый и наглый, в своей уитменовской славе» (Уолт Уитмен – любимый поэт Холдена), как написал исследователь холденовского творчества Эйтан Кэрол. Вторая башня, чуть пониже, расположена в северной части. Несущие конструкции из кирпича облицованы излюбленным материалом Холдена – портлендским камнем, который активно применялся в гражданских зданиях Лондона в XIX в. – первой половине XX в. 

Интерьер и отдельные элементы дизайна были кропотливо разработаны Чарльзом Холденом. Зал церемоний и двухуровневый входной вестибюль – особая гордость архитектора. Арнольд Уиттик, крупный английский исследователь европейской архитектуры XIX–XX вв., восхищавшийся творчеством Холдена, отметил в 1974 году, что парадный вход «обладает чувством покоя вместе с ощущением лёгкой тайны, поскольку вызывает ассоциации с архитектурой Древней Греции». 

По словам Холдена, здание устремлялось в небо Лондона «с тихой настойчивостью». Строительство началось в 1932 году, подрядчиком выступила крупнейшая строительная компания Holland, Hannen & Cubitts. Король Георг V заложил церемониальный камень в фундамент постройки 26 июня 1933 года, а первые сотрудники переехали в здание в 1936 году, в год столетия Университета. 

Увы, проект неоднократно пересматривался из-за нехватки средств и был реализован лишь частично. К примеру, пришлось отказаться от скульптурных композиций, которые так хотел разместить на фасаде Холден (ранее это удалось осуществить в проекте уже упомянутого офиса на Broadway 55). Ситуация осложнилась ещё и тем, что 28 ноября 1936 года представители комиссии во главе с ректором Эдвином Деллером получили серьёзные травмы в результате падения мусорного контейнера, когда совершали обход стройки. Через два дня Деллер скончался в больнице. Проект остался без своего покровителя. 

Спустя год после трагедии были закончены: так называемая «сбалансированная схема» «Сенат-хауса» и библиотеки, занявшей основные площади в главной башне; Институт востоковедения и Педагогический институт. Часть других фланговых помещений введена в эксплуатацию лишь в конце 1950-х годов. 

*** 

В 1938 году Холден получил письмо от неожиданного собеседника. Немецкий экспрессионист Эрих Мендельсон, на тот момент изгнанный из нацисткой Германии и временно обосновавшийся в Англии, восхищённо написал: 

«Я смотрел на ваш проект сквозь листву деревьев. Глубоко убежден и считаю, что это наиболее превосходное здание в Лондоне в настоящий момент. В вашей работе нет ошибок». 

Другие мнения были менее одобрительными. «Сенат-хаус» называли то «сталинским», то «тоталитарным». Огромных размеров объект «поглощал всё больше и больше старых домов» и «поменял характер всего квартала, который герцог Бедфордский выстраивал как место хороших частных домов» (Стин Эйлер Расмуссен, автор эпохальной книги «Лондон. Уникальный город», 1934). Влиятельный историк Николас Певзнер назвал «Сенат-хаус» «странно полутрадиционным» и «нерешительным модернизмом». 

К концу 1930-х годов проект устарел, что понимал и сам архитектор, отмечая непростую серединную позицию сооружения в плане идеологии. «Здание находится в довольно странном положении: вроде бы вполне в моде, но в то же время не совсем; не совсем традиционалистское, чтобы нравиться традиционалистам, при этом не достаточно модернистское, чтобы обрадовать модернистов», – написал Холден в 1937 году. 

На момент завершения строительства в 1957 году «Сенат-хаус» оставался самым высоким офисным зданием в Лондоне. 

Читайте также

Первый небоскрёб Бразилии

Ар-деко в архитектуре Нью-Йорка


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта