Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
26 июля 2016 г.

Первый небоскрёб Лондона. «Сенат-хаус» от Чарльза Холдена

История о самом высоком офисном здании столицы Великобритании в 1930–50-х годах – так называемом «Сенат-хаусе», или кампусе Университета Лондона в элитном центральном районе Блумсбери. Масштабный проект влиятельного английского архитектора Чарльза Холдена был реализован лишь частично и в дальнейшем стал популярным местом для киносъёмок («Дживс и Вустер», «Форсаж 6», «Моя ужасная няня 2», «Шпионские игры», два фильма о Бэтмене) и прототипом Министерства правды в романе Джорджа Оруэлла «1984».

*** 

Появление нового кампуса Университета Лондона, крупного вуза, который в то время, однако, не был в европейском понимании городом-университетом, связано в первую очередь с влиятельным экономистом, сторонником социальных реформ и общественным деятелем Уильямом Бевериджем, который занял пост вице-канцлера (проректора) в середине 1920-х годов и затеял масштабные перемены. Университет, чьи корпуса находились разрозненно по всему Кенсингтону, нуждался в едином административном и учебном кампусе. Переждав волну сопротивления, Беверидж всё же убедил руководство всерьёз заняться этим вопросом. Переезжать особо далеко не пришлось: в соседнем районе Блумсбери нашёлся огромный участок земли (4,5 га), который повторно продал герцог Бедфордский. Деньги нашёл неугомонный Беверидж, убедив Фонд Рокфеллера пожертвовать Университету 400 тысяч фунтов стерлингов – для тех лет очень крупную сумму. 

Дело оставалось за малым: придумать такой проект, который, по словам Бевериджа, не выглядел бы «копией прежних университетов или средневековых комплексов... всего того, что было построено предыдущими поколениями». Новый кампус, «центральный символ в Блумсбери», где планировалось разместить администрацию и ряд колледжей, должен был «обогатить Лондон, дать его сердцу не только больше улиц и магазинов… но и крупную, особенную архитектуру… академический остров с бурлящим движением, мир образования в мире вещей». 

Комиссия решила не проводить открытый конкурс в два этапа, а ограничилась собственным шорт-листом из архитекторов. Изначально Чарльз Холден отсутствовал в нём, но впоследствии попал в финальный закрытый тур. Компанию ему составили Джайлз Гилберт Скотт (внук ведущего архитектора эпохи королевы Виктории; на тот момент широко известен как автор телефонных будок K2 и самого крупного англиканского собора в Ливерпуле), Перси Скотт Уортингтон (более 100 проектов в провинции: в основном, госпитали, школы и церкви; сын известного архитектора викторианской эпохи) и Арнольд Данбер Смит (неоклассические Национальный музей Уэльса в Кардиффе и магазин Heal’s на Тоттенхэм-корт-роуд в Лондоне; работал в соавторстве с Сесилом Брювером). Каждый представил свой проект, после чего был поочередно приглашён представителями конкурсной комиссии на обед в 5-звёздочный отель «Атенеум» на Пикадилли для личного собеседования. 

Холден докладывал последним 25 марта 1931 года. Будучи спокойным и скромным человеком, на этот раз он решил немного удивить собравшихся и пришёл вооруженным своими многочисленными эскизами и идеями. Рисунки были выполнены в разных вариантах: чёрным, жёлтым и синим карандашами на foolscap миллиметровой бумаге (британский формат аналогичен 1,11 российского листа А4). Здания выглядели лёгкими и не перегруженными деталями, а на общем фоне доминировали две башни – особенность, которую так просила отразить конкурсная комиссия. 

Чарльз Холден

Первый эскиз «Сенат-хауса», Чарльз Холден 

*** 

Спустя пару дней комиссия подвела итоги. 

– Объявляю сегодня укороченный рабочий день, – заявил Чарльз Холден подопечным, едва перейдя порог своего офиса в Лондоне. Те замерли и молча смотрели на своего шефа. Выждав шекспировскую паузу, Холден добавил: «Мы выиграли конкурс на строительство Лондонского университета!» 

Ликованию не было предела. Холден был на вершине славы. Лондонский университет – это его самый масштабный и значимый проект, это его Собор святого Павла, это его Нью-Дели (как для знаменитого современника Эдвина Лаченса). Когда новость облетела архитектурный Лондон, посыпались поздравительные письма, телефонные звонки. Руководству Университета аплодировали за выбор поистине современного архитектора. 

В ходе закрытого конкурса принципал (ректор) Университета Эдвин Деллер и его заместитель Уильям Беверидж находились под влиянием успеха Чарльза Холдена, который недавно завершил здание 55 Broadway – штаб-квартиру компании «Подземная электрическая железная дорога Лондона» (Underground Electric Railways Company of London, UERL, одна из ведущих транспортных и пассажирских компаний тех лет). На тот момент это было самое высокое офисное здание в Лондоне. 

Посетивший штаб-квартиру «подземки» Эдвин Деллер остался в восторге от увиденного. Однако не только эскизы за обедом и Broadway 55 склонили чашу весов в пользу Холдена. Был ещё один человек, к чьему мнению прислушивались Деллер и Беверидж. Это Фрэнк Пик, главный транспортник Лондона, босс UERL, по заказу которого Холден построил Broadway 55 и ряд других модернистских вестибюлей и станций метро в фирменном «холденовском стиле». Его мнение было ценным и уважаемым. 

***

Проект был выполнен в стиле ар-деко с характерной ступенчатостью – «зиккуратностью». Тогда этого понятия не существовало, поэтому современники приписывали творчество Холдена к «современной архитектуре» – не модернистской, но современной. Первоначально здание было выполнено в виде единой структуры, охватывающей весь участок протяженностью почти 370 м от Монтагю-плейс до Торрингтон-стрит. Центральный хребет связывал все крылья по периметру фасада и внутренние дворы. 

Как и хотела комиссия, здание увенчано двумя башнями. Наивысшая 64-метровая башня – это непосредственно 19-этажный «Сенат-хаус», представляющий собой «монументальный каменный обелиск эпических пропорций, голый и наглый, в своей уитменовской славе» (Уолт Уитмен – любимый поэт Холдена), как написал исследователь холденовского творчества Эйтан Кэрол. Вторая башня, чуть пониже, расположена в северной части. Несущие конструкции из кирпича облицованы излюбленным материалом Холдена – портлендским камнем, который активно применялся в гражданских зданиях Лондона в XIX в. – первой половине XX в. 

Интерьер и отдельные элементы дизайна были кропотливо разработаны Чарльзом Холденом. Зал церемоний и двухуровневый входной вестибюль – особая гордость архитектора. Арнольд Уиттик, крупный английский исследователь европейской архитектуры XIX–XX вв., восхищавшийся творчеством Холдена, отметил в 1974 году, что парадный вход «обладает чувством покоя вместе с ощущением лёгкой тайны, поскольку вызывает ассоциации с архитектурой Древней Греции». 

По словам Холдена, здание устремлялось в небо Лондона «с тихой настойчивостью». Строительство началось в 1932 году, подрядчиком выступила крупнейшая строительная компания Holland, Hannen & Cubitts. Король Георг V заложил церемониальный камень в фундамент постройки 26 июня 1933 года, а первые сотрудники переехали в здание в 1936 году, в год столетия Университета. 

Увы, проект неоднократно пересматривался из-за нехватки средств и был реализован лишь частично. К примеру, пришлось отказаться от скульптурных композиций, которые так хотел разместить на фасаде Холден (ранее это удалось осуществить в проекте уже упомянутого офиса на Broadway 55). Ситуация осложнилась ещё и тем, что 28 ноября 1936 года представители комиссии во главе с ректором Эдвином Деллером получили серьёзные травмы в результате падения мусорного контейнера, когда совершали обход стройки. Через два дня Деллер скончался в больнице. Проект остался без своего покровителя. 

Спустя год после трагедии были закончены: так называемая «сбалансированная схема» «Сенат-хауса» и библиотеки, занявшей основные площади в главной башне; Институт востоковедения и Педагогический институт. Часть других фланговых помещений введена в эксплуатацию лишь в конце 1950-х годов. 

*** 

В 1938 году Холден получил письмо от неожиданного собеседника. Немецкий экспрессионист Эрих Мендельсон, на тот момент изгнанный из нацисткой Германии и временно обосновавшийся в Англии, восхищённо написал: 

«Я смотрел на ваш проект сквозь листву деревьев. Глубоко убежден и считаю, что это наиболее превосходное здание в Лондоне в настоящий момент. В вашей работе нет ошибок». 

Другие мнения были менее одобрительными. «Сенат-хаус» называли то «сталинским», то «тоталитарным». Огромных размеров объект «поглощал всё больше и больше старых домов» и «поменял характер всего квартала, который герцог Бедфордский выстраивал как место хороших частных домов» (Стин Эйлер Расмуссен, автор эпохальной книги «Лондон. Уникальный город», 1934). Влиятельный историк Николас Певзнер назвал «Сенат-хаус» «странно полутрадиционным» и «нерешительным модернизмом». 

К концу 1930-х годов проект устарел, что понимал и сам архитектор, отмечая непростую серединную позицию сооружения в плане идеологии. «Здание находится в довольно странном положении: вроде бы вполне в моде, но в то же время не совсем; не совсем традиционалистское, чтобы нравиться традиционалистам, при этом не достаточно модернистское, чтобы обрадовать модернистов», – написал Холден в 1937 году. 

На момент завершения строительства в 1957 году «Сенат-хаус» оставался самым высоким офисным зданием в Лондоне. 

Читайте также

Первый небоскрёб Бразилии

Ар-деко в архитектуре Нью-Йорка


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта