Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
12 ноября 2014 г.

Параметризм: трехмерный оп-арт

 

Параметрический дизайн как кинетическое искусство.


Форма неразрывно связана с функцией, а визуальный образ – с конструктивными особенностями. Но сегодня мы опустим подробности процесса технического моделирования и углубимся в оценку эстетической ценности и привлекательности параметрического дизайна.
Параметризм как стиль в архитектуре и дизайне занимает в XXI веке лидирующее положение. Вместо привычных, классических геометрических тел – параллелепипедов, кубов, цилиндров, пирамид и сфер – он использует новые архитектурные элементы, трансформирующие пространство и придающие объектам динамизм. Благодаря эффекту постепенного изменения поворота и смещения модулей плоскости становятся подвижными и «живыми». Пластичность и мягкость структур роднит параметрический дизайн со скульптурой, но оптическая стимуляция приближает его к оп-арту – художественному течению второй половины XX века.



Основатель оп-арта Виктор Вазарели, осознав возможности изображения движения и времени на плоской поверхности холста, пришел к созданию «кинетически глубоких картин». Создавались они строго в соответствии с логикой геометрии, кроме того, Вазарели вдохновлялся и научными открытиями и феноменами физики, поэтому оп-арт считается неким синтезом искусства и науки. Картины оп-арта требовали от зрителя фактического движения, если он хотел действительно увидеть их и получить полноценное впечатление. Каждый шаг рождал новые образы.



Вазарели, стремясь к демократизации визуальных изобретений, встроил их в дизайн – керамическую плитку и мебель, а затем и в архитектурные формы. Он считал, что современное искусство должно ввести формы, потенциально способные к физическому воссозданию. Интересно, что «кинетически глубокие картины» Виктора Вазарели более динамичны по сравнению с архитектурными воплощениями его художественных принципов.





Несмотря на жесткость материалов и некоторую тяжеловесность объектов, первые попытки интеграции оптического искусства в дизайн все же были предприняты.
Современные технологии позволяют создать любые пластические формы и структуры, которые сами организуют пространство, используя игру света и тени, движение вогнутых и выпуклых сегментов. Ритмический рисунок параллельных прямых или простых модулей выгодно подчеркивает контраст и рождает новые эффекты. Сам термин «параметризм» берет свое начало из математики и подразумевает использование определенных редактируемых параметров и переменных, за счет чего изменяется конечный результат целой системы.


Особенности визуального восприятия сложной пластической формы и композиционное решение в пространстве налагают определенные ограничения на использование параметрических объектов в закрытых помещениях. Параметрические стены или потолки в интерьере могут как сужать пространство, так и расширять его, как «обнимать», делая его более уютным и единым, так и «доминировать», играя главную роль в помещении.
Тем не менее, подобное дизайнерское решение способно прекрасно скрывать визуальные недостатки и неровности поверхностей.



Практически невозможно ошибиться и с выбором цветовой гаммы, поскольку, как правило, параметрические поверхности монохромны; их фактура становится главным выразительным средством, а соотношение «параметризмов» приводит к гомогенности и цельности дизайна.



Параметрический дизайн широко используется американскими и европейскими дизайнерами, тогда как в России он только начинает свое развитие и распространение. Однако его неординарные решения и возможности в оформлении интерьеров делают его модным и востребованным.


Текст: Виана де Баррос Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта