Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
4 декабря 2017 г.

От ложки до города. Ульмская школа

Архитектура и дизайн – очень живые профессии, откликающиеся на важные социальные повестки. Время от времени в разных частях Земли возникают новые школы, которые, находясь в некоторой оппозиции к уже сложившимся представлениям об образовании, заново смотрят на сердцевину профессии, пытаются заново определить её.

В Современной России такими школами стали Британская школа дизайна и Архитектурная школа МАРШ, на Украине – открытая в этом году Харьковская школа архитектуры.

Самые известные школы XX века, которые произвели настоящие перевороты и во многом определили проектную культуру своего времени – ВХУТЕМАС и Баухауз. Однако ровно через двадцать лет после закрытия Баухауза в Германии появилась ещё одна камерная школа, его прямая наследница – Ульмская школа.

Здание Ульмской школы

В конце 1940-х в ФРГ (Западной Германии) начался экономический подъём – спрос на товары повседневной необходимости увеличился, массовое производство простых предметов возросло и промышленные организации вновь стали нуждаться в художниках-конструкторах. В то же время в Европу из США пришёл коммерческий дизайн вместе с постулатами Раймонда Лоуи о том, что «уродливое плохо продаётся»: частым явлением стал стайлинг – изменение внешнего облика предметов при сохранении их функций и строения. Такой подход означал пренебрежение к технической форме и её многоплановым связям со средой и человеком. В противовес этому «мебельному стилю» выпускники Баухауз обратились к социальным концепциям – так появилось Высшее училище художественного конструирования.

Макс Билл – первый ректор школы

Высшая школа проектирования была открыта в немецком городе Ульм в 1953. В 1955 школа переехала в здание, выстроенное по проекту Макса Билла – её первого ректора и выпускника Баухауз. На открытии присутствовал основатель легендарной школы и один из учителей Билла, Вальтер Гропиус, благословивший возрождение Баухауза и универсального подхода к проектированию, который выразился в девизе новой школы – «От ложки до города».

Устройство школы

Внутренний двор Ульмской школы

Занятия велись на четырёх факультетах: дизайна промышленных изделий, строительства и архитектуры, визуальных коммуникаций, информации. Однако принципы Ульмской школы особенно полно выразились в предметном дизайне.

Образовательная структура школы

История школы очень явно делится на две части: первая связана с художником, архитектором и скульптором Максом Биллом, выпускником Баухауза. В это время школа базировалась на рационально-эстетической теории: как и в Баухаузе, здесь практиковались пропедевтические упражнения на абстрактное формообразование, а принцип синтеза искусства и техники, заимствованный у Гропиуса, был основополагающим.

Макс Билл ведёт занятие, 1956

Одновременно с этим появился новый принципиальный постулат – проектирование должно вестись на основе тщательного сбора фактического материала, его анализа и исследований с позиций научных и технологических знаний. Так в школе появилась категория «Хорошая форма» (или «Качественная форма») – легендарное немецкое понятие «Gute Form», которое до сих пор служит высокой оценкой для любого продукта. Под «хорошей формой» понимались технические изделия, которые отвечали бы на социальные задачи, были качественно выполнены и одновременно обладали бы высокими эстетическими свойствами.

Выпуски школьного альманаха

Больше четверти своего времени в Ульме студенты тратили на изучение эргономики, социологии, экономики и психологии, чтобы затем в профессиональной деятельности уметь применять системный подход к процессу проектирования. Возникло то, что можно назвать «Ульмской моделью»: вместо талантливых одиночек, работавших над отдельными изделиями, школа стала готовить специалистов, умеющих работать в исследовательских центрах, технических бюро и коммерческих дизайн-центрах.

Студенты Ульмской школы за работой

На базе Ульмской школы возникли два проектных института: институт дизайна промышленных изделий и институт индустриальных методов строительства. Здесь велись научно-исследовательские разработки и проектирование по заказам фирм и организаций: это обеспечивало постоянную связь школы с промышленностью.

В своих первых проектах Ульмская школа обратилась к традиционным бытовым вещам – мебели, посуде, осветительным приборам, тканям, оборудованию интерьеров. В этот период из сферы работы дизайнера исключались предметы со сложной внутренней структурой.

Коллекция посуды  для компании Rosenthal, 1959.  Выпускнаяработа, авторХансРоэрихт  

Радиоприёмник с проигрывателем Braun, 1956. Авторы: Ханс Гугелот и Герберт Линдингер

Однако в 1956 году среди преподавательского состава школы возникла оппозиция программе Макса Билла: идеи «социального жизнестроения», выдвинутые школой, столкнулись с реальной социально-экономической обстановкой Западной Германии 50-х –  возникли противоречия между общекультурной, художественной системой подготовки дизайнеров и практикой, коммерческими целями производства. Молодые выпускники столкнулись с проблемой несоответствия школьных идеалов и повесток реальной практики.

Сначала Билл остался преподавать, а затем покинул школу, и весь её курс существенно изменился. Новый поворот школы был связан с преподавательской деятельностью философа, архитектора и дизайнера Томаса Мальдонадо. Он точно указал на то, как изменился мир за полвека: идеи Баухауза о «социальном жизнестроении», актуальные в связи с революционными настроениями в мире, несколько поблекли на фоне автоматизации и атомной энергии, которые коренным образом изменили промышленность и труд человека.

Томас Мальдонадо ведёт занятие, 1956

Бакминстер Фуллер (крайний слева) и Томас Мальдонадо (крайний справа) в Ульмской школе, 1958

Стало очевидно, что необходимо готовить нового специалиста, способного проанализировать и свести воедино технологические и социальные факторы с учётом современных ему повесток. Установление новых теоретических позиций повлекло за собой многочисленные перемены в преподавательском составе и структуре учебного процесса. Не согласившись с новой программой, все выпускники Баухауза покинули школу.

Чарльз Имз представляет три короткометражных фильма в Ульмской школе, 1958

С начала 1960-х гг. деятельность школы приобрела мощную техническую направленность: не менее половины учебных часов отводилось на изучение современных тенденций и научных методов проектирования, усилился курс физико-математических  дисциплин. Большой упор был сделан на изучение конструктивно-технологических закономерностей, свойственных разным объектам. Дизайн как дисциплина формы ещё больше сблизился с наукой и технологией. В то же время огромное внимание уделялось социальности, гуманитарным компонентам формы.

Упражнение подготовительного отделения, 1955

Упражнение подготовительного отделения, 1959

Отделение промышленной продукции постепенно стало переходить к проектированию станков, приборов, машин, инструментов. Как раз в проектировании таких изделий, зачастую совершенно новых по формам и функциям, и были определены научные методы работы.

Однако позже сам Томас Мальдонадо назвал этот период в работе школы «таблицеманией» за излишнюю рациональность и за то, что интуитивные методы проектирования были отодвинуты на периферию.

Ульмская школа концентрировалась на исследовании сложных предметных комплексов и систем. Здесь создавались проекты комбинированной мебели и новых бытовых радиоприборов, отличавшихся лаконичностью, простотой форм, мобильным размещением в пространстве.

Кухонный комбайн Braun, Дитер Рам и Ханс Гугелот, 1958

Вскоре родилась концепция «нейтральной формы» – вещи, которая может быть оптимально приспособлена к потребностям любого современного человека. Внешними особенностями такой вещи стали линейно-геометрическая форма (часто – прямоугольные объёмы), ровные чистые плоскости, сокращение накладных деталей до минимума, монохромные светло-серые цветовые решения, острый графичный силуэт.

Большое внимание также уделялось лёгкости в обращении: главная идея «нейтральной формы» состояла в том, что вещи существуют как слуги – ими удобно пользоваться и они не связаны с серьёзными затратами внимания.

Радиоприёмники, разработанные для компании Braun

Те принципы формообразования, на которые опиралась Ульмская школа, вскоре получили название «Браун-стиль» и стали прочно ассоциироваться с крупным концерном. К середине 60-х, на волне общего разочарования в модернизме, «нейтральную форму» стали критиковать за излишнюю стерильность, однако многие приборы – например, легендарная модель iPod, напрямую связаны с разумными принципами ульмского дизайна.

Слева – карманное радио, Дитер Рамс, 1958. Справа – плеер iPod от компании Apple, 2001

Последним ректором Ульмской школы в 1962 году стал Отл Айхер, выдающийся графический дизайнер. При этом предыдущий ректор, аргентинец Томас Мальдонадо, продолжал работать в школе как преподаватель и проектировщик.

Отл Айхер ведёт занятие, конец 1950-х

Именно под руководством Айхера команда школы разработала фирменный стиль компании Lufthansa, начиная с графики и заканчивая униформой для стюардесс. Затем, уже в 1972, Айхер был ведущим дизайнером Олимпийских игр в Мюнхене.

Айхер одним из первых описал понятие корпоративной идентичности, которое на много лет вошло в дизайнерский обиход – и положил его в основу собственного метода проектирования. Корпоративная идентичность, или корпоративный дизайн, – это не просто фирменный стиль, связанный с лёгким и узнаваемым обликом продуктов, а дизайн-продукт высокого качества, который демонстрирует стратегию компании в целом.

Корпоративный стиль авиакомпании Lufthansa

Это значит, что смысловые акценты смещаются из области визуального в область культурных и социальных программ, и команда дизайнеров сначала формулирует, а затем решает комплексную задачу, размышляя в русле тех убеждений, которых придерживается компания-заказчик – и предлагая новые ходы. В советской теории дизайна этот подход назывался проектированием дизайн-систем.

Корпоративный стиль авиакомпании Lufthansa, разработанный в 1962,  сохранялся до конца 1980-х гг. Престиж школы рос, и многие промышленные предприятия начали обращаться к ней с заказами. Расширилась и сфера приложения дизайна: транспортные системы (оборудование для остановок городского транспорта), автомобильный транспорт, радиоэлектроника. За несколько лет школа выполнила более двухсот работ для ста сорока  заказчиков и даже перестала справляться с объёмом заказов.

Корпоративный стиль компании Lufthansa

Изделия рассматривались скорее как инструменты, услуги, полезные агрегаты, чем как форма для самовыражения. Объектом проектирования становилась не вещь сама по себе, а та функция, ради которой вещь замышлялась.

Интенсивная работа над мелкими бытовыми приборами стала особенно заметной вехой в жизни школы: между компанией Braun и Ульмской школой наладились тесные контакты – многие темы дипломных проектов предлагались для разработки самой фирмой, которая затем лучшие из проектов внедряла в производство.

Ульмская модель образования и Браун-стиль часто упоминаются вместе: команда из Ульма на много лет определила концептуальный курс тогда ещё молодой компании, которая начала производить долговечные приборы для повседневного использования. Браун-стиль – это не только визуальный язык, но и идея о тихих помощниках, о вещах-слугах, которые должны незаметно исчезать, когда всё уже сделано. Кроме того, мелкие бытовые приборы – радиоприёмники, бритвы, миксеры и электрические чайники – производились как элементы единой системы, каждый из которых может существовать обособленно или как часть большого комплекта.

Приборы, разработанные для компании Braun

Несмотря на большую плодотворность, история Ульма закончилась кризисом: в школе существовали явные внутренние конфликты – в 1967 году Томас Мальдонадо был вынужден покинуть школу из-за разногласий с коллегами, в 1968 школа закрылась. Это вызвало бурное недовольство: студенты и некоторые преподаватели Ульма устроили демонстрацию против закрытия.

Комплекс школьных зданий, построенный Биллом, был передан в распоряжение медицинского университета: сейчас здесь располагается университетская неврологическая клиника.

Вальтер Гропиус на студенческой демонстрации против закрытия Ульмской школы, 1968

Выпускники Ульма стали передовыми дизайнерами в разных частях света. Благодаря Ульмской школе рационалистические идеи вышли на совершенно новый уровень – главные традиции Баухауза получили своё развитие в новых социальных условиях: так на свет появился неофункционализм.

Школа не превратилась в заповедник идеалистических идей, результатом которых становились бы вещи-схемы – Ульм стал настоящим проектным бюро, организацией, напрямую связанной с промышленностью: молодая и гибкая институция больше десяти лет выпускала в производство реальные продукты и при этом существовала как площадка для активных профессиональных дискуссий.

Здание Ульмской школы в 1955 году (сверху) и в 2007 году (внизу)

Можно почитать:

Вальтер Гропиус. Мысли вслух об архитектуре


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта