Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
22 июня 2016 г.

Острая архитектура Чили: Аравена, Радич и другие

Первая ассоциация при упоминании современной архитектуры в Южной Америке – это, прежде всего, Оскар Нимейер и его бразильский модернизм. А где же Чили, спросите вы, эта небольшая страна, по форме напоминающая стручок фасоли? Чили созревает, Чили на подходе. Ситуация может скоро измениться. Да и уже стала меняться, когда в 2016 году Алехандро Аравена стал первым чилийцем, получившим Притцкеровскую премию. 

Аравена, пожалуй, самый известный сейчас архитектор из этой небольшой южноамериканской страны (население более 17 млн. человек – по сути, это Москва и область). С 2009 года он, будучи основателем бюро Elemental, которое специализируется на общественно значимых проектах, занял довольно влиятельную позицию в мире архитектуры, входил в состав жюри Притцкеровской премии (2009–2015) – самой престижной архитектурной награды, да и сам её получил в 2016 году. К своим 48 годам медиа- и фотогеничный мастер преподавал в Гарвардской высшей школе дизайна, выступал с докладом для TED и стал новатором в области доступного жилья, проекты которого были выполнены в Чили, Мексике и США. А совсем недавно он закончил свой первый проект в Китае: новое здание для фармацевтической компании «Новартис» в Шанхае. 

Офис «Новартис» в Шанхае 

Теперь Аравена является куратором 15-й Венецианской архитектурной биеннале, которая стартовала в мае 2016 года. 

Именно на этих всеобщих архитектурных смотринах в Венеции в 2014 году получили признание другие архитекторы из Чили – Педро Алонсо и Уго Пальмарола, которые удостоились «Серебряного льва» за проект «Монолитные дискуссии» (Monolith Controversies). Они привезли из дома бетонную монолитную панель с подписью чилийского президента Сальвадора Альенде – именно такие стали выпускать в Чили в начале 1970-х годов на заводе по производству панельных домов, который построил Советский Союз. Также архитекторы воссоздали квартиру в «панельке» с современными удобствами – пример того, где могут жить обычные чилийцы. 

Педро Алонсо и Уго Пальмарола

Проект «Монолитные дискуссии» 

Социально ответственный Алехандро Аравена 

«Есть много людей, которые работают непосредственно в Чили и двигают искусство вперёд. Здесь существуют здоровая конкуренция и критическая масса. А когда у вас есть критическая масса, то вы не одиноки в своих попытках раздвинуть границы», – полагает Алехандро Аравена, главный офис которого находится в центре шумного Сантьяго. 

Именно в столице Чили Аравена построил несколько зданий для кампуса Католического университета – альма-матер влиятельных чилийских архитекторов. К примеру, компактная, но в то же время массивная бетонная структура Центра инноваций  Anacleto Angelini Innovation Center UC (2014) выходит за рамки условности, бравирует своей брутальностью и выполняет функции климат-контроля для поддержания прохлады внутри здания. Атриум здания выполнен из дуба и стали и выглядит солидно, спокойно и официально: о цветном разнообразии американских или европейских кампусов здесь нет и речи. 

Инновационный центр UC, Сантьяго, Чили 

Стоит добавить, что Аравена построил для Католического университета множество зданий за последние двадцать лет. Самым первым проектом оказалась Школа математики (1999), а из наиболее метафоричных – башня «Сиамские близнецы» (2005). 

Школа математики, Сантьяго, Чили

Башня «Сиамские близнецы» в Чили 

Аравена хорошо известен своими проектами доступного и дешёвого жилья в Чили. Его наработки стали использовать и в других странах, например в Мексике (жилищный проект Monterrey Housing). Причём архитектор создаёт жилые «незавершённые» единицы, которые могут быть закончены непосредственно самими жильцами в собственном стиле. К наиболее известным проектам относятся Quinta Monroy в Икике (2003) и Villa Verde в Конститусьоне (2010), прибрежном городе, который сильно пострадал после цунами и землетрясения в 2010 году и нуждался в быстром восстановлении инфраструктуры и социального жилья. Аравена до сих пор вкладывает собственные средства в восстановление города, в том числе гонорары за осуществлённые проекты за рубежом (к примеру, за офис «Новартис» в Шанхае). 

Социальное жильё, Монтеррей, Мексика

Социальное жильё Quintamonroy, Икике, Чили

Социальное жильё Villa Verde Housing, Конститусьон, Чили 

Аравена демонстрирует новый тип архитектора, социально ориентированного и ответственного за дела, происходящие в его стране. Он находится в одном ряду с Сигэру Баном – не только в составе жюри и в качестве лауреата Притцкера, но и в плане филантропии. 

Такой разнообразный Смилян Радич 

Ещё один всемирно известный архитектор из Чили – Смилян Радич (не удивляйтесь югославской фамилии – в Чили каждый третий имеет эмигрантские корни). Он был удостоен чести построить своё первое здание в Англии – «неолитический пончик» для Serpentine Gallery в 2014 году. Как отмечала британская пресса, «подсвеченный кусок скалы, поддерживаемый валунами, был идеей, которая смотрит в будущее, так же, как и в прошлое», а в другой статье проект был назван чем-то средним «между внеземным яйцом и могильником эпохи неолита». Сейчас объект находится в саду галереи Hauser & Wirth Somerset в городе Брютон (Bruton). 

Смильян Радич

«Неоготический пончик» для Serpentine Gallery 

В Чили архитектор построил несколько домов, винный погреб, ресторан, театр и Музей доколумбового искусства (масштабная перестройка 2014 года). Радич берётся за небольшие проекты, потому что они могут быть реализованы довольно быстро и компактно.

Его дом для «Поэмы о прямом угле» (Poem of the Righ tAngle) (2012) – дань циклу послевоенных картин Ле Корбюзье. Футуристическое здание выглядит, словно обломок или выкорчеванный корень, который естественно прижился в лесу, а его интерьеры играют со светом и тенью.

Загородный дом Copper House 2 (2005) недалеко от города Талька полностью завёрнут в медные пластины и имеет пологую крышу: по словам архитектора, именно такие популярны в загородных домах в этой местности. 

Медный дом, Талька, Чили 

Реконструкция Доколумбового музея в Сантьяго создаёт драму из игры с полутенью. 

Музей доколумбового искусства, Сантьяго, Чили 

Винодельня Vik Vineyard (2014) в чилийской винодельческой Центральной Долинев коммуне Ранкагуа создаёт научно-фантастический пейзаж каменного века из воды и валунов. Под площадью находится винный погреб. Водная поверхность помогает охлаждать помещение. 

Винный погреб 

«Чтобы быть архитектором в Чили, необходимо быть вовлечённым в строительный процесс, самому искать материалы, находиться на стройке, – объясняет свои необычные проекты Смилян Радич. – Когда я создавал павильон для «Серпентайн», я действовал по той же схеме. Я пошел в карьер, чтобы искать камни». 

«Азбука Морзе» от Матиаса Клотца 

Архитектор Матиас Клотц (Mathias Klotz) превращает простые материалы, такие как необработанная древесина и бетон, в геометрические формы, близкие к цифровым технологиям, да ещё и мастерски играет со светом, тенью и линиями. Его библиотека Nicanor Parra – пример того, как современная архитектура может удачно вживаться в историческую ткань города. Здание находится на узкой улочке в исторической части Сантьяго, гармонично соседствуя с неоклассическими постройками прежних веков. Библиотека, носящая имя поэта Никанора Парра, сделана из бетона, стекла и дерева – простых материалов, которые добавляют ценности за счёт оригинального применения. 

Матиас Клотц

Библиотека Nicanor Parra 

В атриуме эффект падающих капель создаётся отнюдь не от дорогих светодиодов, а за счёт необработанной древесины, выкрашенной в черный цвет. А эффект мерцающих битов, проходящих через эфир, достигается на уличном фасаде за счёт распределения бетонных «коробок» – «азбуки Морзе» – и сплошного ленточного остекления (еще один приём модернистов – привет Ле Корбюзье и ван дер Роэ!). Аналогичная «азбука Морзе» применена в интерьерах – только там бетонные «коробки» выступают в качестве клумб. 

Клотц объясняет нынешний успех чилийской архитектуры, во-первых, высоким уровнем обучения. В стране функционирует более 40 архитектурных школ. Учебные программы составляли ведущие чилийские дизайнеры XX века: Эмилио Дюар, Марио Перес де Арсе и Серхио Ларраин Эченике (фотограф). Во-вторых, после почти 17-летней диктатуры Пиночета «архитекторы стали свободно жить». 

По словам Клотца, при всей свободе творчества в Чили важно учитывать природные факторы при проектировании зданий: землетрясения, извержения вулканов и сильные дожди. 

Ветеран Ундуррага, перестроивший Сантьяго 

Один из ветеранов архитектурного цеха Кристиан Ундуррага (бюро Undurraga Devés), основавший собственное бюро в 1977 году, внёс существенный вклад в изменение облика современного Сантьяго. Он перестроил общественную площадь перед президентским дворцом Ла Монеда, возвёл несколько успокаивающих музеев, часовен и разнообразных домов. Кроме того, ему принадлежит авторство чилийского деревянного павильона на Экспо-2015 в Милане. Архитектор настолько бережно отнесся к постройке, что после выставки конструкция была разобрана, а деревянные брусья заново использованы. 

Кристиан Ундуррага

Деревянный павильон Экспо 

Среди местных построек выделяется необычно лёгкий и медитативный музей святого Альберто Хуртадо в Сантьяго (2010). Белая бетонная стена с окнами разных размеров пропускает свет и создаёт величественно спокойную и ритуальную атмосферу внутри. 

По словам автора, в Чили каждый работает по-своему, индивидуально, при этом во всех проектах наблюдается «тектоническое качество». «В Чили вы увидите местную интерпретацию модернизма. Но он грубее, при этом довольно поэтичен, – считает Кристиан Ундуррага. – Есть один чисто чилийский аспект – это работа архитектора с материалами. Этот путь очень прямой и очень простой. В Чили мы сделали хорошее качество из нищеты». 

С учётом местных реалий 

Современные постройки в Чили разнообразны, как разнообразны их авторы. Да, в них есть эстетика модернизма, а не постмодернизма, который Радич называет «навязанным чилийцам». В то же время здесь можно найти утонченные и компактные постройки. В целом современная архитектура Чили подвержена влияниям различных мастеров – от Ле Корбюзье до португальского модерниста Альваро Сизы. 

Наиболее популярными материалами являются необработанный бетон (Béton brut), дерево и камень, поскольку они дешевы и доступны. Бетон пользуется успехом ещё и потому, что придаёт объекту брутальный образ и требует минимального технического обслуживания. Древесина популярна за счёт своей экологичности, экономичности и изобилия: Чили экспортирует около $6 млрд древесины ежегодно. Несмотря на сельскохозяйственные успехи и крупные объёмы экспорта, Чили нельзя назвать самой богатой страной Южной Америки, поэтому строительные бюджеты и расходы на техобслуживание зданий здесь вполне скромные, и архитекторам приходится учитывать этот фактор. Дорогие материалы, такие как пластик, искусственные панели и стеклянные фасады (для небоскрёбов), в основном не используются. 

Чилийские архитекторы осознают, что происходит в мире, при этом ориентируются на местные реалии. «Чили находится далеко от остального мира, и мы не являемся законодателями мировых трендов, – говорит Аравена. – И мы действительно обращаем внимание на вопросы, связанные с окружающей средой, материалами и рабочей силой». 

Интервью BERLOGOS с чилийскими архитекторами: 

Бранко Павлович и Пабло Лобос: «Мы надеемся, что архитектура сможет быть там, где есть проблемы»

Энрике Броуни: «Городу необходимо придать деревенский вид»

 Проекты: 

Церковь в Лас-Кабрас, Чили

Casa Encallada в Тункене, Чили

Центр горного дела при Католическом университете Чили

Институт Святого Томаса в Сантьяго, Чили

Консорциум в Сантьяго, Чили

Театр с обеденной зоной De Pablo a Violeta в Беллависта, Сантьяго, Чили 


Текст: Кузнецов Павел

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта