Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
7 ноября 2017 г.

Новый брутализм в храмовой архитектуре зарубежья. Нужен ли в России отход от традиций?

Этот стиль зародился больше полувека назад, у его истоков стояли такие корифеи, как Элисон и Питер Смитсоны, Ле Корбюзье и даже Фриденсрайх Хундертвассер. И если разработанные ими авангардные формы жилых и административных зданий остаются в мире в качестве экспериментов, то у новых концептуальных решений храмовой архитектуры в Западной Европе большое будущее. Но вот найдёт ли этот стиль обоснованное применение в России? 

Декларативный признак нового брутализма – впечатляющая мощь конструкций и объёмов и смелые крупномасштабные композиционные решения. При этом минималистская суровость в сочетании с виртуозным визуальным воплощением сразу привлекает к себе всеобщее зрительское внимание. И этот аспект очень важен.

Храмовая архитектура в отечественной и в зарубежной традиции предусматривает обязательное выделение этих зданий из общей массы объектов. Церкви и мечети всегда располагают на возвышенностях или на больших площадях, украшают заметными деталями и наделяют определёнными традиционными признаками, призванными дать мгновенное определение культа, к которому относится сооружение. Эти каноны, в том или ином виде, используются испокон веков. Строятся современные, монолитные здания, меняется облик города, а новые российские храмы остаются такими же, как и триста лет назад. Помимо того, что они часто оказываются визуально чуждыми среди модернистских строений, церкви порой просто теряются в жилых высотных кварталах. А ведь даже небольшое сооружение культа могло бы стать архитектурным шедевром и привлекать к себе всеобщее внимание, если бы было выполнено, например, в стиле нового брутализма.

В 1955 году во французской деревушке Роншан на Вогезской возвышенности, на которой когда-то стояла часовня XII века, Ле Корбюзье выстроил церковь Нотр-Дам-дю-О. Мощные бетонные стены, криволинейная крыша и открытая часть пространства с каменным алтарём поначалу шокировали местных жителей. Но если всмотреться, в облике авангардного строения читается минимализм и монументальность романских храмов.

Нотр-Дам-дю-О, Ле Корбюзье

В 1967 в Сан-Марино, в коммуне Борго-Маджоре был сооружён храм Пресвятой Девы Утешительницы. Основой композиционного решения является неправильная трапеция, которой архитектор Джованни Микелуччи придал облик старинного крестьянского здания с угловатыми выступами и псевдоколокольней.

Храм Пресвятой Девы Утешительницы, Джованни Микелуччи

А в 1969 году в Подгорице архитектор Звонимир Верклян построил церковь Пресвятого Сердца Иисуса. Мощные железобетонные конструкции своим прямым и скошенным видом напоминают борт корабля с капитанской рубкой, которая является башней. Отдельно располагается 40-метровая колокольня.

Церковь Пресвятого Сердца Иисуса, Звонимир Верклян

Все эти культовые сооружения являются действующими и весьма популярными объектами посещения у прихожан и туристов. Их новаторские архитектурные решения, лишённые всяких излишеств, жёстко сообщают о своём религиозном назначении и выделяют здания из общей массы.

По всему миру в стиле нового брутализма выстроено немало баптистских, лютеранских, мормонских церквей. И если западное христианство — достаточно «подвижная» религия, изначально открытая новому, то мусульманство считается консервативным культом.

Ещё в 1986 году, в Исламабаде была построена мечеть Фейсала и весьма необычного вида. Издали она напоминает бедуинскую палатку с рублеными углами. Архитектор Ведат Далокай спроектировал её по заказу короля Саудовской Аравии Фейсала ибн Абдель Азиз ас-Сауда.

Мечеть Фейсала, Ведат Далокай

В 2013 году, в Хорватии, в городе Риекка была открыта мечеть, построенная в стиле нового брутализма по проекту архитекторов Бранка Вучиновича и Дарка Влаховича. Из нескольких полукруглых объёмов создано четырёхчастное пространство, визуально напоминающее собой осколки гигантских восточных кувшинов. Отдельно стоит минарет, похожий на иглу, обёрнутую чехлом.

Мечеть в Риекке, Бранк Вучинович и Дарк Влахович

В Катаре в 2014 году по проекту архитектурного бюро Mangera Yvars была возведена одна из самых крупных мечетей в мире. Она расположена в Дохе и ещё издали привлекает внимание своими мощными, но при этом плавными и словно подвижными объёмами. Два её минарета, поднятые ввысь отнюдь не под прямым углом, как и положено, обращены в сторону Мекки.

Мечеть в Дохе, Mangera Yvars

При всей своей монументальной приземлённости эти сооружения в целом кажутся возвышенными и божественными. Именно такими и должны быть храмы, в которых верующие возносят свои молитвы Богу.

В России, с её консервативным отношением к чему бы то ни было, изменение архитектурного храмового облика может и вызовет первоначальное недоумение, но и  возможно станет толчком к обновлению в некоторой степени закостенелого патриархального  менталитета.    


Текст: Светлана Королёва

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта