Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
7 ноября 2017 г.

Новый брутализм в храмовой архитектуре зарубежья. Нужен ли в России отход от традиций?

Этот стиль зародился больше полувека назад, у его истоков стояли такие корифеи, как Элисон и Питер Смитсоны, Ле Корбюзье и даже Фриденсрайх Хундертвассер. И если разработанные ими авангардные формы жилых и административных зданий остаются в мире в качестве экспериментов, то у новых концептуальных решений храмовой архитектуры в Западной Европе большое будущее. Но вот найдёт ли этот стиль обоснованное применение в России? 

Декларативный признак нового брутализма – впечатляющая мощь конструкций и объёмов и смелые крупномасштабные композиционные решения. При этом минималистская суровость в сочетании с виртуозным визуальным воплощением сразу привлекает к себе всеобщее зрительское внимание. И этот аспект очень важен.

Храмовая архитектура в отечественной и в зарубежной традиции предусматривает обязательное выделение этих зданий из общей массы объектов. Церкви и мечети всегда располагают на возвышенностях или на больших площадях, украшают заметными деталями и наделяют определёнными традиционными признаками, призванными дать мгновенное определение культа, к которому относится сооружение. Эти каноны, в том или ином виде, используются испокон веков. Строятся современные, монолитные здания, меняется облик города, а новые российские храмы остаются такими же, как и триста лет назад. Помимо того, что они часто оказываются визуально чуждыми среди модернистских строений, церкви порой просто теряются в жилых высотных кварталах. А ведь даже небольшое сооружение культа могло бы стать архитектурным шедевром и привлекать к себе всеобщее внимание, если бы было выполнено, например, в стиле нового брутализма.

В 1955 году во французской деревушке Роншан на Вогезской возвышенности, на которой когда-то стояла часовня XII века, Ле Корбюзье выстроил церковь Нотр-Дам-дю-О. Мощные бетонные стены, криволинейная крыша и открытая часть пространства с каменным алтарём поначалу шокировали местных жителей. Но если всмотреться, в облике авангардного строения читается минимализм и монументальность романских храмов.

Нотр-Дам-дю-О, Ле Корбюзье

В 1967 в Сан-Марино, в коммуне Борго-Маджоре был сооружён храм Пресвятой Девы Утешительницы. Основой композиционного решения является неправильная трапеция, которой архитектор Джованни Микелуччи придал облик старинного крестьянского здания с угловатыми выступами и псевдоколокольней.

Храм Пресвятой Девы Утешительницы, Джованни Микелуччи

А в 1969 году в Подгорице архитектор Звонимир Верклян построил церковь Пресвятого Сердца Иисуса. Мощные железобетонные конструкции своим прямым и скошенным видом напоминают борт корабля с капитанской рубкой, которая является башней. Отдельно располагается 40-метровая колокольня.

Церковь Пресвятого Сердца Иисуса, Звонимир Верклян

Все эти культовые сооружения являются действующими и весьма популярными объектами посещения у прихожан и туристов. Их новаторские архитектурные решения, лишённые всяких излишеств, жёстко сообщают о своём религиозном назначении и выделяют здания из общей массы.

По всему миру в стиле нового брутализма выстроено немало баптистских, лютеранских, мормонских церквей. И если западное христианство — достаточно «подвижная» религия, изначально открытая новому, то мусульманство считается консервативным культом.

Ещё в 1986 году, в Исламабаде была построена мечеть Фейсала и весьма необычного вида. Издали она напоминает бедуинскую палатку с рублеными углами. Архитектор Ведат Далокай спроектировал её по заказу короля Саудовской Аравии Фейсала ибн Абдель Азиз ас-Сауда.

Мечеть Фейсала, Ведат Далокай

В 2013 году, в Хорватии, в городе Риекка была открыта мечеть, построенная в стиле нового брутализма по проекту архитекторов Бранка Вучиновича и Дарка Влаховича. Из нескольких полукруглых объёмов создано четырёхчастное пространство, визуально напоминающее собой осколки гигантских восточных кувшинов. Отдельно стоит минарет, похожий на иглу, обёрнутую чехлом.

Мечеть в Риекке, Бранк Вучинович и Дарк Влахович

В Катаре в 2014 году по проекту архитектурного бюро Mangera Yvars была возведена одна из самых крупных мечетей в мире. Она расположена в Дохе и ещё издали привлекает внимание своими мощными, но при этом плавными и словно подвижными объёмами. Два её минарета, поднятые ввысь отнюдь не под прямым углом, как и положено, обращены в сторону Мекки.

Мечеть в Дохе, Mangera Yvars

При всей своей монументальной приземлённости эти сооружения в целом кажутся возвышенными и божественными. Именно такими и должны быть храмы, в которых верующие возносят свои молитвы Богу.

В России, с её консервативным отношением к чему бы то ни было, изменение архитектурного храмового облика может и вызовет первоначальное недоумение, но и  возможно станет толчком к обновлению в некоторой степени закостенелого патриархального  менталитета.    

80
Текст: Светлана Королёва

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

22 ноября 2017 г.
27 октября 2017 г.
3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта