Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
5 октября 2017 г.

Новые пути развития железнодорожных вокзалов

Романтика железных дорог до сих пор манит путешественников по всему миру. По прибытию в тот или иной город или страну всегда хочется запомнить этот момент встречи. Несмотря на то, что все уже привыкли к традиционным линейкам платформ под двускатным перекрытием, в мире современной архитектуры появляются всё более интересные и оригинальные идеи.

Существует множество конкурсов на разработку лучшего проекта железнодорожного вокзала. Одним из таких стал  архитектурный конкурс в Астане. Было приглашено пять команд из разных стран: Atelier4d Architekten и Von Gerkan, Marg und Partner (Германия), Kann Finch Group (Австралия), HOK (США) и «Студия 44» (Россия). Приятно удивило, что победу одержала Россия. По словам жюри, этот проект взял первое место за «острый и интересный язык архитектурно-пространственного приёма, превращающего вокзал в градостроительный акцент, сомасштабный существующим архитектурным ансамблям города». 

Вокзал станет главным транспортным узлом и продолжением одной из важнейших автомагистралей города, соединяя самые важные достопримечательности. Сами же архитекторы назвали проект «главными воротами Астаны» и провели ассоциацию с Аркой Дефанс, располагающейся в перспективе Елисейских полей. 

В основу конструкции легла решётчатая система постройки казахских юрт – кереге. С другой же стороны, такая форма обладает лёгкостью, выразительностью, позволяет создавать перекрытия большой площади. Концептуально форма гиперболического параболоида, то есть арки, символизирует радугу, простирающуюся над широкой казахской степью.

Железнодорожные пути будут подняты над землёй на три метра, это решение позволит провести под вокзалом транзитное движение  по одной из главных улиц города. Предполагается развитая система лестниц, лифтов и эскалаторов, благодаря которым вокзал станет связующим звеном не только между городами, но и между двумя районами Астаны. 

Архитектурное бюро LAVA одержало победу на закрытом архитектурном конкурсе в Казахстане. Как и в предыдущем случае, проект должен быть реализован в столице. Этот вариант также был разработан в ключе культурных традиций, однако кардинально отличается от предыдущего. Вокзал будет располагаться под масштабным волнообразным перекрытием, из-за которого проект получил название «Верблюжьи холмы». По мнению авторов, место, на котором в будущем будет возведён вокзал, являлось частью Великого шёлкового пути, поэтому вокзал должен стать главной точкой международных встреч. Особенностью проекта является высокая экологичность. 

Современные идеи часто представляют собой не постройку с нуля, а модернизацию. Именно такой случай коснулся железнодорожного терминала Transbay Transit в Сан-Франциско. С увеличением пассажиропотока он перестал справляться с нагрузкой, и в 2008 году началось обновление. Планируется увеличить длину платформ и их количество, открыть торгово-развлекательный центр, но главным отличием станет наличие газона на крыше, где пассажиры смогут отдыхать во время ожидания поезда, а также деление вокзала на уровни: совмещение авто и ж/д узлов. В итоге к началу 2018 года терминал должен стать одной из основных транзитных станций города. 

Масштабным и креативным проектом как обычно удивили китайские архитекторы. Hong Kong High-Speed Rail Terminus включает в себя активную и крупную застройку площади с мультиуровневой системой, соединяющую 15 высокоскоростных путей. Благодаря ему Гонг-Конг будет претендовать на звание самого крупного терминала. На 25 акрах планируется возвести множество коммерческих построек. Конкурс Best Futura Mega Project in MIPIM Awards 2012 признал этот концепт лучшим футуристическим проектом. Плавные изгибы конструкции перекрытий и сопутствующих функциональных зданий сглаживают общий чёткий строй архитектуры города. Терминал также будет решать одну из экологических проблем Китая, очищая воздух за счёт озеленения. 

Необычная концепция лежит в основе проекта вокзала в одном из самых популярных курортов Испании – Уэльве. По внешнему виду его можно назвать довольно простым, минималистичным, но в то же время современным. Прямоугольные острые формы выбраны неспроста. Здание вокзала расположено так, чтобы внутрь помещения активно попадал морской воздух, тем самым обеспечивая естественное кондиционирование. 

Безусловно, на подобных идеях оригинальности, экологичности и масштабности архитекторы не останавливаются, разрабатывая всё новые проекты терминалов. Это говорит о том, что вскоре мы будем получать больше удовольствия от путешествий и даже от ожидания прибытия поезда. 


Текст: Крузман Юлия

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта