Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 ноября 2016 г.

Новая Москва

«Новая Москва» известная картина советского художника Юрия Пименова, написанная в 1937 году в разгар реконструкции города. В советском искусствоведении рассматривалась как эталон социалистического реализма 

Спустя несколько лет после революции правительство Москвы приняло решение переделать город до неузнаваемости, избавиться от «Москвы помещичьей» со старыми улочками, узкими проездами, хаотично построенными домами. «Москва новая» должна была стать столицей первого в мире социалистического государства, витриной коммунистических идеалов и образа жизни. В результате масштабных перестроек и сноса старого города Москва получила новые широкие проспекты, просторные площади, огромные помпезные здания, и, конечно же, метрополитен. 

Строительство московского метрополитена началось 10 февраля 1931 года. Работы шли катастрофически медленно, и тогда правительство СССР  согласилось пригласить на стройку иностранных специалистов. Но к концу 1933 года стало ясно, что для оптимизации дел нужны поистине отчаянные усилия. В этом же году Моссовет издал постановление, согласно которому рабочие заводов и фабрик в добровольно-принудительном порядке выходили на строительство метро. Привлекались как комсомольцы, так и люди без «пролетарского» прошлого. Таким образом, к 1935 году численность строителей метрополитена достигала 19 тысяч человек, а профессия метростроителя стала престижной. 

В метро. 1935г. 

Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 года, несмотря на планы пустить поезда по «подземке» 7 ноября 1934 года – в день 14-й годовщины Октябрьской революции. 

Станция метро «Дворец Советов» (позднее – «Кропоткинская»). Эскиз

Станцияметро «Павелецкая». Эскиз

Станция метро «Курская». Эскиз

Станция метро «Киевская». Эскиз 

Строительство метро продолжалось вплоть до начала Великой Отечественной войны, после чего было возобновлено в 1942г. 

Новый генеральный план Москвы 

Уже сейчас становится понятно, что новый генеральный план застройки Москвы разрабатывался с учётом схемы метрополитена, ведь утвержден он был лишь в 1935 году, в то время как первая Сокольническая линия была пущена на 4 года раньше. Таким образом, надземный город «подстраивался» под город подземный. 

Площадь Свердлова (Театральная). Эскиз. Арх. Щуко, 1939г. 

Социалистическая Москва строилась крайне ударными темпами, сметая на своём пути весь «налёт» купеческой жизни. Начинался путь новой Москвы с Тверской улицы и Манежной площади. Улицы и площади получали новые «пролетарские» названия, а также имена прославленных партийных деятелей. 

Площадь Свердлова (Театральная). Справа – гостиница «Метрополь»

Манежная площадь и ул. Охотный ряд

Ул. Охотный ряд. Строительство гостиницы «Москва» (справа) и здания Госплана СССР (слева)

Реконструкция ул. Тверской (Горького) 

Строители новой Москвы не поступились сносом исторической застройки и культовых сооружений по ул. Тверской – требовалось превратить извилистую и узкую улочку в широкую магистраль нового государства. То, что не решались сносить, передвигали вглубь кварталов и надстраивали с переделкой фасада. Так, например, отодвинулись здания Моссовета и Дома Союзов. Для массового передвижения зданий в 1936 году была сформирована специализированная контора «Трест по передвижке и разборке зданий». 

…Дом стоял
На этом месте!
Он пропал
С жильцами вместе!...
 

Остальным зданиям и сооружениям везло меньше – снесли Китайгородскую стену, Красные ворота, Сухаревскую башню, Триумфальную арку, комплексы монастырей.  В те годы столица чуть было не лишилась Храма Василия Блаженного, который тоже был признан неугодным в новой Москве.

Столица обзаводилась не только широкими проспектами и магистралями, но и «одевала» свои берега в красивые набережные. К 1937 году их общая протяжённость достигала 52 километров. Новые променады облицовывались гранитом, украшались чугунными решётками, фонарями, имели спуски к реке. 

Новые набережные социалистической столицы 

В период с 1936 по 1938 год в Москве было построено 10 новых мостов. Эти сооружения были технически сложны для своего времени, а их пролёты достигали 168 м при ширине проезжей части не менее 40 м. Масштабность проектов обосновывалась и тем, что все эти мосты должны были пропускать большие волжские суда, ведь 1 мая 1937 года вошёл в строй канал имени Москвы – ещё один амбициозный проект советских властей. 

Крымскиймост. Открыт 1 мая 1938 года 

Изменялся и подход к озеленению города. Проектировщики решили превратить набережные Москвы-реки и Яузы в зелёные артерии, крупной полосой зелени пройти от Манежной площади до Лужников. 

ЦПКиО им. Горького 

Осуществлять этот план начали с создания ЦПКиО им. Горького на месте первой Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1922-1923 годов. Его размеры не ограничились территорией бывшей выставки, а увеличились до 560 га, включая Нескучный сад. 

Панорама «новой Москвы». Слева – Дворец Советов 

Апогеем архитектурной и политической мысли, новым «главным зданием» страны должен был стать 416-ти метровый Дворец Советов. В 1931 г. был объявлен всесоюзный конкурс на разработку проекта, и уже 5 декабря 1931г. храм Христа Спасителя, на месте которого и планировалось воздвигнуть дворец пролетариата, был взорван. Новая власть нуждалась в сооружениях, которые было бы «видно со всего мира». Отклик на конкурс был поистине всенародным: эскизы с идеями Дворца Советов присылали даже школьники. Победителем конкурса был объявлен проект Б. Иофана – здание тяжеловесное, помпезное, восходящее к стилю ампир, безусловно подходившее новому государству. 

Дворец Советов. Интерьеры 

Стройку объявили ударной и к 1939 году уже полностью оформили фундамент, но в 1941 году возведение дворца заморозили в связи с начавшейся войной. К строительству планировалось вернуться позже, но Дворец Советов так и остался невоплощённой мечтой. В 1960 году на месте дворца был открыт плавательный бассейн «Москва», а в 1994 – начато строительство нового храма Христа Спасителя, точной копии взорванного. 

Ул. М. Горького (Тверская). 1930-е                                                                                 

Бытует мнение, что историю Москвы можно разделить на периоды «до» и «после» Сталинского генерального плана, ведь жители тех лет внезапно для себя оказались в другом городе. Москва, в которой прошло их детство и юность, исчезла. Вместо узких извилистых улочек появились широкие прямые проспекты, застроенные зданиями с явными признаками «гигантизма». Валентин Катаев в книге «Алмазный мой венец» писал об этих изменениях так:

 «Какая странная пустота открылась передо мной на том месте, где я привык видеть Водопьяный переулок. Его не было. Он исчез, этот Водопьяный переулок. Он просто больше не существовал. Он исчез вместе со всеми домами, составлявшими его. Как будто их всех вырезали из тела города.

Исчезла библиотека имени Тургенева. Исчезла булочная. Исчезла междугородная переговорная. Открылась непомерно большая площадь — пустота, с которой трудно было примириться. Реконструкция знакомого перекрёстка была сродни выпадению из памяти.

В Москве уже стали выпадать целые кварталы. Потом наступила более тягостная эпоха перестановки и уничтожения памятников. Незримая всевластная рука переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски».

Зарисовка из серии «Новая Москва» 

Социальное значение архитектурной политики 1930-х во много раз превысило градостроительное. Архитектура периода тоталитаризма показывала мощь советской страны, была блестящей витриной социалистического государства. Положительный образ «новой Москвы» противопоставлялся старому дореволюционному городу, который намеренно представлялся грязным, захолустным и непригодным для жизни. Широкие проспекты, благоустроенные набережные, удобные здания и большие площади – всё это составляло новое обличие столицы первого в мире социалистического государства. Вместе с «новой Москвой» основывались новые принципы ведения быта и построения государственности. 


Текст: Шмырев Андрей

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта