Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
27 октября 2017 г.

«Новая эстетика» и дизайн

Начальный импульс движению «Новая эстетика» (New aesthetic) задал британский художник Джеймс Бридл (James Bridle), назвав этим словосочетанием свою программу, представленную на конференции South by Southwest в 2012 году. Если говорить вкратце, то «Новая эстетика» – это проект, который фиксирует процессы перехода языка и образов виртуального мира, компьютерных и медиа-технологий в мир предметный. В границах проекта происходит концептуализация тенденций влияния сетевых и компьютерных технологий, продуктов их деятельности на окружающий мир и человеческую повседневность.  

Образы, создаваемые цифровыми технологиями, давно используют современные диджитал-художники как основу для собственных эстетических экспериментов. Но пока что это не имеет распространения в широкой массе. Вместе с тем мы понимаем, что каждодневное и тесное взаимодействие с компьютерными технологиями не может не наложить отпечатка и на наши, вполне обывательские, вкусы.

Ещё со времен Баухауза отчетливо выделилась взаимозависимость между особенностями производства и эстетикой. Тогда машинные технологии под управлением человека заложили основы эстетических парадигм, дизайн-кодов, определивших всю последующую эволюцию дизайна и частично  искусства. Подобным образом и сегодня происходит сдвиг в производстве, который как раз документирует «Новая эстетика» – человека заменяют цифровые автоматизированные системы, постепенно удаляя живой труд из производственного процесса.

Заметно это в архитектуре, где компьютер становится вполне равноправным участником процесса проектирования. И все мы с пиететом относимся к динамической и изящной нелинейной архитектуре во главе с Захой Хадид, проекты которой создаются в компьютерных программах. Или великолепной современной скульптуре диджитал-художника Quayola, выполненной с помощью 3D-принтеров и программируемой лазерной резки.

Но для «Новой эстетики» главное не это посредничество технологий в создании того или иного проекта, а сам принцип цифрового формообразования, если можно так выразиться, композиция и художественный материал цифровой машины как таковой.

Компьютер, играющий теперь столь заметную роль в создании предмета или вещи (в том числе и художественной), внёс в конечный образ элементы собственной логики, вполне автономной от человека. Человек отодвинулся на задний план, частично отдав машине творческую инициативу. ​Даже больше  – человек стал подражать машине.   

На этой почве и вырастает множество проектов, основанных на дигитальном (от англ. digital – цифровой) формообразовании. Набирая популярность, объекты подобного рода распространяются на моду, рекламу, оттуда перебираются в дизайн, образуя вполне самостоятельную эстетическую силу.

Основной структурной и рабочей единицей цифровой визуальности является пиксель. На его основе возник пиксель-арт, вышедший из ностальгии 8-bit’ной эпохи. Сегодня его можно назвать самым популярным типажом «новой эстетики». В качестве примера, отражающего масштаб влияния этого маленького представителя на современную эстетику, можно привести суперсовременный небоскрёб архитектора Ole Scheeren – MahaNakhon в Бангкоке. Образующие пустоты балконы создают эффект битых пикселей.

Нельзя не упомянуть о другом архитектурном экземпляре пиксельного формата – винодельне Bodegas Ysios в испанской Лагуардии авторства Сантьяго Калатравы.

Ну и, пожалуй, самый хрестоматийный проект – штаб-квартира Prisma в австрийском Граце от студии SPLITTERWERK.

Не менее популярен пиксель-арт в современной скульптуре. Художник Шон Смит (Shawn Smith) экспортирует из виртуального мира фигуры животных, утверждая их в мире предметном. 

Черты характерной образности пикселя с лёгкой руки дизайнера Кристиана Зузунага (Cristian Zuzunaga) активно внедряются в оформление интерьера. Будь то диван, кресло и прочие предметы обихода, как декоративного, так и функционального назначения.

Иногда даже претендуя на цельный дизайнерский проект помещения.

Дизайнеры Studio Badini Createam разработали серию барочной мебели с изображениями классицистической живописи в пиксельном формате.

Если отвлечься от пикселя, не менее интересны дизайнерские проекты, эстетика которых основана на 3D-конструктах компьютерных программ.

Южнокорейский дизайнер Боми Парк (Bomi Park) представил на фестивале промышленного дизайна DMY 2012 в Берлине серию интерьерных предметов Afterimage, в реальность которых с первого взгляда поверить трудно. Такого эффекта он добился, применив проволочный каркас.

 

В рамках подобного дигитального типажа можно назвать своеобразный стул Wimbledon Chair от шведской компании Nola. Характерная деформация поверхности отсылает к функциям работы программ типа Adobe Illustrator.

Концептуальный метод искажения формы и перспективы предмета с помощью графического редактора характерен и для голландского художника и дизайнера Себастьяна Брайковича (Sebastian Brajkovic). Его мебель репрезентирует цифровой объект – растянутое и изогнутое изображение – в реальный мир.

В перечне объектов и явлений, которые находятся под вниманием «Новой эстетики», не менее значимым являются и всякого рода кодовые девиации, ошибки программирования, известные под общим названием – глитч (glitch).

О влиянии глитч на архитектуру мы уже писали. Не менее популярен он и в дизайне.

Ферруччо Лавиани, архитектор и дизайнер из Италии, известен своей глитч-мебелью, в которой постмодернистская ироничность сталкивает традицию и современность, высокий стиль и массовость. Цельный образ предмета нарушают вырезанные участки, свидетельствующие об ошибке или программном сбое.

Комод Evolution Slideboard, впервые показанный в 2010 году, напоминает не до конца прогрузившуюся в браузере фотографию.

Также у него есть ряд концепций, смоделированных в 3D.

И реальный прототип, оформленный с глитч-эффектом.

Азербайджанский художник Фаиг Ахмед, сохранивший связь с национальным промыслом и всем сонмом традиций и художественных канонов старинной культуры, вносит в неё черты дигитальной эстетики, через которую передаётся дух своего времени.

Его ковры растекаются, преломляются, перекрываются вставками форм ирреального мира.

Все они созданы по традиционной технологии и из натуральных материалов. Причём создание этих футуристичных объектов предваряется углублённым изучением традиционных орнаментов, узоров и техник. 

Диджитал-эпоха имеет свои особенности и правила существования, выражение которых как раз и можно обнаружить в репрезентациях, прошедших через творческую активность художников. Это одновременно и отражение, выражение мира и времени, и создание его. Эксперименты с дигитальным форматом открывают иные горизонты, как в области эстетики, так и в миропонимании в целом. Но вряд ли можно говорить, что эстетические и концептуальные объекты и формы, обсуждаемые «Новой эстетикой», когда-то станут законченным и цельным стилем.

Читайте также:

Актуальные и эпатажные ковры Фаига Ахмеда в дизайне интерьера XXI века

Пиксель-арт в интерьере: что это такое и где его взять

Глитч-архитектура


Текст: Миронов Денис

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта