Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 марта 2017 г.

Нордический дом

С начала XX века – эпохи потрясений и функционализма, страны северной Европы идут собственным путём, развивая свои социальные и экономические модели. Такая самостоятельность нашла отражение и в предметной среде: в двадцатом столетии сложился скандинавский стиль, который стоит вне времени и продолжает традиции своих стран, одновременно воплощая крупные международные тенденции.

Сейчас под скандинавским стилем принято понимать то направление, которое исторически сложилось в Дании, Исландии, Швеции, Финляндии и Норвегии в XX веке на основе интернационального стиля, или функционализма, и его предтеч.

Идущая по собственному пути стилевого развития, Скандинавия стала влиятельной страной благодаря тому, что архитекторы и дизайнеры создавали по-настоящему оригинальные объекты в рамках интернационального стиля, одновременно сохраняя региональную аутентичность. 

Алвар Аалто, собственный дом и многоквартирный дом, Хельсинки 

Скандинавский стиль – несколько расплывчатое понятие, обозначающее скорее способ мышления, чем конкретные формальные приёмы. Этот способ мышления сложился и развивался на основе модернизма, и особенно – на основе сотрудничества со школой Баухауз. Скандинавские мастера, с одной стороны, опирались на открытия западноевропейских функционалистов, а с другой ничуть не отступали от региональных традиций, интерпретируя и заново изобретая идеи интернационального стиля для скандинавской действительности.

Скандинавы остались верны своему особому, региональному мироощущению, которое включает в себя бережное отношение к природе, максимально разумное использование материалов и ресурсов, стремление к тёплому, деревянному дому и уютному интерьеру, интерес к этническим орнаментам. Именно этой традиции до сих пор следует большинство скандинавских брендов, самый знаменитый из которых – IKEA. 

Поскольку концептуально стиль остался верен тому краю, где он возник, многие принципы жилого интерьера применялись в скандинавских жилищах задолго до прихода модернизма – их появление было обусловлено климатически. В связи с географическим положением края тёплое, функциональное и лёгкое в обработке дерево стало самым распространённым материалом для ремесла и строительства. На протяжении нескольких столетий оно применяется в качестве строительного и отделочного материала и часто используется для изготовления мебели.

Из-за короткого светового дня и ненастного климата стены помещений традиционно покрываются белой или светлой краской, либо отделываются светлым деревом: такие поверхности отражают свет, а не поглощают его, и пространства в течение дня дольше остаются освещёнными, а значит, электричества тратится меньше. Скандинавы очень любят как крашеное светлое дерево, так и его натуральные оттенки – золотистые и тёмные. Светлые тона получают в результате обработки светлых пород дерева прозрачным лаком. Тёмные оттенки – это дерево, покрытое морилкой. В ремесленной традиции Скандинавии и задолго до XX века была тенденция сохранять натуральную текстуру этого материала. 

Для скандинавского модернизма, сложившегося в XX веке, характерно применение чётких, геометрически правильных объёмов для строительства и планировки. Здания скандинавских архитекторов, несмотря на свою геометричность, всегда очень тесно взаимодействуют с рельефом: например, собственная дача Алвара Аалто состоит из нескольких частей, распределённых по уровням. Использование натуральных материалов – кирпича и дерева – поддерживает связь рукотворного объекта с окружающей природой. 

Внутренние пространства модернистских зданий имеют перетекающую структуру, отвечающую характеру функциональных процессов, – это соответствует эстетике функционализма, так же как сдержанная пластика фасадов.

Одновременно с этим свободные контуры культовой скандинавской мебели и некоторых деталей интерьера свидетельствуют о яркой индивидуальности стиля и при этом органично вписывают его в общий поток модернистских течений, когда новые пластичные формы стали возможны благодаря появлению новых материалов и способов промышленного производства. 

Алвар Аалто, библиотека в Выборге 

Поскольку скандинавский стиль местами восходит к функционализму, его предметная среда – так же как и среда Баухауза – стремится к минималистичности и рациональности: лишних, бутафорских предметов мебели просто не существует. В роли декора выступает яркий орнаментированный текстиль из натуральных материалов – шерсти, хлопка и льна, и посуда из цветного стекла. Важным элементом архитектуры и дизайна становится пластика светильников, и наконец,  мебель нередко оказывается скульптурным объектом, обладающим высокой функциональностью. Кроме того, скандинавский модернизм необязательно следует коробчатости функционализма – здесь много криволинейных форм, выполненных из дерева.

Скандинавские дизайнеры с 1920-х годов обращались к цветовой гамме Баухауза и неопластицистов, используя красный, жёлтый, чёрный и синие цвета как основные.  Однако, в отличие от Баухауза, скандинавы почти полностью отказываются от использования металла в связи с суровыми климатическими условиями – что, однако, не мешает Алвару Аалто использовать в холле выборгской библиотеки ажурные металлические конструкции, принадлежащие скорее к ар-деко, чем к интернациональному стилю. 

Алвар Аалто, библиотека в Выборге 

Камин, традиционно существующий в европейских домах, особенно в странах с длинной зимой, не исключался модернистами, однако они редко обращались к его проработке, оставляя его традиционным.

Ещё один важный принцип скандинавского модернизма, известный всем, кто когда-либо был в IKEA – принцип компактности и максимального использования пространства. Это концепция именно модернистская, рациональная, и одновременно закономерная для скандинавов, стремящихся к максимально бережному и разумному использованию жилой среды и природных ресурсов. 

Интерьеры, полностью собранные из предметов IKEA 

Сегодняшний скандинавский дизайн продолжает рационалистический курс, который сформировался ещё в первой половине XX столетия: посуда всё так же изготавливается из нежного цветного стекла и имеет пластичные формы, мебель всё также делается из дерева разных цветов, а текстиль и свет имеют решающее значение. Существенно изменилась цветовая гамма: после постмодернизма она стала гораздо шире чёрного, белого и спектральных цветов. 

Финская ваза середины века (слева) и стакан IKEA (справа) 

Это течение шло и продолжает идти рационалистическим путём, избегает любого украшательства и стремится к максимальному использованию функций предмета, однако скандинавские здания и интерьеры сложно охарактеризовать как аскетичные – благодаря использованию тактильных материалов, таких как дерево, кирпич, натуральные ткани, бумага,  и интенсивной работе со светом, скандинавский модернизм выглядит просто и дружелюбно. 

Совместная коллекция компаний Cos и Hay

Интерьер с текстилем компании Marimekko

Специальная коллекция табуреток Artek, версия компании Vitra 

Читайте также:

Архитектура с человеческим лицом Алвара Аалто

Елена Малахатка: «В Швеции нет понятия «имя дизайнера»»


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

20 декабря 2019 г.
2 августа 2019 г.
8 апреля 2019 г.
1 февраля 2019 г.
17 января 2019 г.
© 2010—2020 Berlogos.ru. Все права защищены Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта