Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
6 марта 2017 г.

Нордический дом

С начала XX века – эпохи потрясений и функционализма, страны северной Европы идут собственным путём, развивая свои социальные и экономические модели. Такая самостоятельность нашла отражение и в предметной среде: в двадцатом столетии сложился скандинавский стиль, который стоит вне времени и продолжает традиции своих стран, одновременно воплощая крупные международные тенденции.

Сейчас под скандинавским стилем принято понимать то направление, которое исторически сложилось в Дании, Исландии, Швеции, Финляндии и Норвегии в XX веке на основе интернационального стиля, или функционализма, и его предтеч.

Идущая по собственному пути стилевого развития, Скандинавия стала влиятельной страной благодаря тому, что архитекторы и дизайнеры создавали по-настоящему оригинальные объекты в рамках интернационального стиля, одновременно сохраняя региональную аутентичность. 

Алвар Аалто, собственный дом и многоквартирный дом, Хельсинки 

Скандинавский стиль – несколько расплывчатое понятие, обозначающее скорее способ мышления, чем конкретные формальные приёмы. Этот способ мышления сложился и развивался на основе модернизма, и особенно – на основе сотрудничества со школой Баухауз. Скандинавские мастера, с одной стороны, опирались на открытия западноевропейских функционалистов, а с другой ничуть не отступали от региональных традиций, интерпретируя и заново изобретая идеи интернационального стиля для скандинавской действительности.

Скандинавы остались верны своему особому, региональному мироощущению, которое включает в себя бережное отношение к природе, максимально разумное использование материалов и ресурсов, стремление к тёплому, деревянному дому и уютному интерьеру, интерес к этническим орнаментам. Именно этой традиции до сих пор следует большинство скандинавских брендов, самый знаменитый из которых – IKEA. 

Поскольку концептуально стиль остался верен тому краю, где он возник, многие принципы жилого интерьера применялись в скандинавских жилищах задолго до прихода модернизма – их появление было обусловлено климатически. В связи с географическим положением края тёплое, функциональное и лёгкое в обработке дерево стало самым распространённым материалом для ремесла и строительства. На протяжении нескольких столетий оно применяется в качестве строительного и отделочного материала и часто используется для изготовления мебели.

Из-за короткого светового дня и ненастного климата стены помещений традиционно покрываются белой или светлой краской, либо отделываются светлым деревом: такие поверхности отражают свет, а не поглощают его, и пространства в течение дня дольше остаются освещёнными, а значит, электричества тратится меньше. Скандинавы очень любят как крашеное светлое дерево, так и его натуральные оттенки – золотистые и тёмные. Светлые тона получают в результате обработки светлых пород дерева прозрачным лаком. Тёмные оттенки – это дерево, покрытое морилкой. В ремесленной традиции Скандинавии и задолго до XX века была тенденция сохранять натуральную текстуру этого материала. 

Для скандинавского модернизма, сложившегося в XX веке, характерно применение чётких, геометрически правильных объёмов для строительства и планировки. Здания скандинавских архитекторов, несмотря на свою геометричность, всегда очень тесно взаимодействуют с рельефом: например, собственная дача Алвара Аалто состоит из нескольких частей, распределённых по уровням. Использование натуральных материалов – кирпича и дерева – поддерживает связь рукотворного объекта с окружающей природой. 

Внутренние пространства модернистских зданий имеют перетекающую структуру, отвечающую характеру функциональных процессов, – это соответствует эстетике функционализма, так же как сдержанная пластика фасадов.

Одновременно с этим свободные контуры культовой скандинавской мебели и некоторых деталей интерьера свидетельствуют о яркой индивидуальности стиля и при этом органично вписывают его в общий поток модернистских течений, когда новые пластичные формы стали возможны благодаря появлению новых материалов и способов промышленного производства. 

Алвар Аалто, библиотека в Выборге 

Поскольку скандинавский стиль местами восходит к функционализму, его предметная среда – так же как и среда Баухауза – стремится к минималистичности и рациональности: лишних, бутафорских предметов мебели просто не существует. В роли декора выступает яркий орнаментированный текстиль из натуральных материалов – шерсти, хлопка и льна, и посуда из цветного стекла. Важным элементом архитектуры и дизайна становится пластика светильников, и наконец,  мебель нередко оказывается скульптурным объектом, обладающим высокой функциональностью. Кроме того, скандинавский модернизм необязательно следует коробчатости функционализма – здесь много криволинейных форм, выполненных из дерева.

Скандинавские дизайнеры с 1920-х годов обращались к цветовой гамме Баухауза и неопластицистов, используя красный, жёлтый, чёрный и синие цвета как основные.  Однако, в отличие от Баухауза, скандинавы почти полностью отказываются от использования металла в связи с суровыми климатическими условиями – что, однако, не мешает Алвару Аалто использовать в холле выборгской библиотеки ажурные металлические конструкции, принадлежащие скорее к ар-деко, чем к интернациональному стилю. 

Алвар Аалто, библиотека в Выборге 

Камин, традиционно существующий в европейских домах, особенно в странах с длинной зимой, не исключался модернистами, однако они редко обращались к его проработке, оставляя его традиционным.

Ещё один важный принцип скандинавского модернизма, известный всем, кто когда-либо был в IKEA – принцип компактности и максимального использования пространства. Это концепция именно модернистская, рациональная, и одновременно закономерная для скандинавов, стремящихся к максимально бережному и разумному использованию жилой среды и природных ресурсов. 

Интерьеры, полностью собранные из предметов IKEA 

Сегодняшний скандинавский дизайн продолжает рационалистический курс, который сформировался ещё в первой половине XX столетия: посуда всё так же изготавливается из нежного цветного стекла и имеет пластичные формы, мебель всё также делается из дерева разных цветов, а текстиль и свет имеют решающее значение. Существенно изменилась цветовая гамма: после постмодернизма она стала гораздо шире чёрного, белого и спектральных цветов. 

Финская ваза середины века (слева) и стакан IKEA (справа) 

Это течение шло и продолжает идти рационалистическим путём, избегает любого украшательства и стремится к максимальному использованию функций предмета, однако скандинавские здания и интерьеры сложно охарактеризовать как аскетичные – благодаря использованию тактильных материалов, таких как дерево, кирпич, натуральные ткани, бумага,  и интенсивной работе со светом, скандинавский модернизм выглядит просто и дружелюбно. 

Совместная коллекция компаний Cos и Hay

Интерьер с текстилем компании Marimekko

Специальная коллекция табуреток Artek, версия компании Vitra 

Читайте также:

Архитектура с человеческим лицом Алвара Аалто

Елена Малахатка: «В Швеции нет понятия «имя дизайнера»»


Текст: Патимова Полина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта