Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
29 сентября 2015 г.

Невыносимая легкость кирпича

Миф о том, что первый человек был слеплен из куска глины, автоматически записывает кирпичи в наши ближайшие сородичи. И хотя, прошло уже двадцать тысяч лет с тех пор, как один смышленый житель палеолита придумал кирпичи, эти стандартизированные глиняные бруски так и остались бедными родственниками камня. Ни сакральности, ни благородства. Одна только честная, рабочая биография. Про кирпич не складывают легенд, не наступает время их разбрасывать и собирать. Память о его гордом властвовании в метрополиях Месопотамии, Византии и Римской империи со временем потускнела, и этот, в прошлом дорогостоящий, персонально клейменный материал, превратился в тяговую силу производственной застройки. И в эпоху промышленной революции никто уж и не вспоминал, что именно кирпич был основой ажурной, стремящейся к небу, красоты иранских мечетей и базаров, и тонкострунной, строгой хрупкости готических соборов, и гордой, основательной невесомости петербургских особняков. Так что, к середине прошлого века кирпичи, словно безымянные солдаты, миллионами отправлялись на битву: где-то — за светлое будущее, где-то — за победу капитализма. Заводы и фабрики, закопченные кварталы для рабочего люда и городской бедноты. Кирпич стал истинным символом недвижимости, или, скорее, неподъемности. Он педантично ровно чертил архитектурные линии в жестких индустриальных рамках, и, казалось, сковывал цементным раствором любой полет фантазии.

Купол базара в Табризе, Иран

 Тем не менее, находились прекрасные безумцы, для которых архитектура была ключом, вскрывающим коды и шифры даже такого определившегося в своей ориентации строительного материала, как кирпич. Так, в 50-х годах, финский архитектор Алвар Аалто взял и переосмыслил кирпичное строительство,

спроектировав для себя дом Muuratsalo Experimental House, в котором более пятидесяти видов кирпича с продуманной небрежностью окутывают фасад «лоскутным одеялом». Помимо игры с текстурами и формами, этот бунтарски-разнородный фасад был еще и полигоном для отслеживания эстетических возможностей разных сортов кирпича и их свойств в неласковых условиях финской зимы.

Другой архитектор-модернист, Эладио Диесте, и вовсе еретически отринул законы кирпичной силы тяжести. Парящие крылья навеса автобусной станции, струящиеся как шелковый платок на ветру, фасады знаменитой Церкви Христа в Уругвае, и другие утонченные и зыбкие строения были спроектированы им из кирпича.

Автобусная остановка, Эладио Диесте

Церковь Христа в Уругвае, Эладио Диесте

 Луис Кан, в космические 60-е, вернул кирпичу его монументальность, построив вневременное здание института менеджмента в Индии. Но тяжеловесность этого строения намеренно нарушена гигантскими сквозными отверстиями в фасадах, а угрюмая кирпичная кладка, кажется, сняла с себя все полномочия.

 В этой борьбе прирожденной приземленности и отчаянными мечтами о полете или, хотя бы, затяжном прыжке, кирпич переживает сейчас новую волну популярности как материала для архитектурных экспериментов. Вместо беспрекословных шлепков мастерком, пришла новая атрибутика, эстетика и инструментарий. Архитекторы нового поколения воспринимают кирпич как бесконечно универсальную материю для создания раздражающе скульптурных, текстурных и «паттернизированных» зданий.

 Даже в болезненно традиционной Британии появилось кирпичное здание, отрицающее привычные каноны. Драматически угловатый фасад студенческого центра при London School of Economics выглядит революционным и вызывающим. Впрочем, его смелая геометрия была обусловлена скучным градостроительным регламентом и потребностью вписаться «на районе». «Наш дизайн связан с эластичным характером городской застройки привычными материалами», – говорит архитектор проекта Шейла О'Доннелл, – «Неортодоксальный «открытый» паттерн фасада создает кружевной свет внутри здания, а ночью оно превращается в светящийся решетчатый фонарь».

 Говоря о зданиях-фонариках, можно заметить некую тенденцию делать кирпичные фасады аппетитно «ноздреватыми». Кладка в стиле перфорации не лишает такой дом ощущения надежной крепости, но в разы увеличивает его пористую воздушность и открытость дневному свету. Таким, прочно-прозрачным стал Ngamwongwan House в Бангкоке, являя прохожим интригующую полуприватность своих стен.

 А вьетнамская архитектурная студия Tropical Space полностью изменила нелюдимый характер старого дома из цельного бетона, опоясав его ажурной кирпичной оплеткой.

 Но и без эффекта прозрачности, игра с кирпичной кладкой снижает гравитацию вокруг такого здания. Например, надменный в своей исключительности, южно-корейский проект The Curving House от студии Joho Architecture. Контур фасада медитативно стремится к плавной полудуге, словно взмах кисти каллиграфа. Цвет пепла и текстура рыбьей чешуи играют в оптические иллюзии. Выложенный под особым углом кирпич объединен с нержавеющей сталью. Так, что каждый материал делает свое дело: один отбрасывает графические тени, а другой — их отражает.

 Приятная глазу волнообразность, вообще, становится все больше присуща современным зданиям из кирпича. Все загадки Диесте разгаданы, и можно собирать этот, мягко говоря, неподатливый материал в складки, гофре, воланы и оборки.

В тайском бутике-отеле Sala Ayutthaya от архитектурной студии Onion гостей провожают волнующиеся стены пассажа. В зависимости от освещения, они кажутся то наполненные ветром паруса, вставшими на дыбы барханами.

 Такая многоуровневая выпуклость кирпича может быть создана на стыке традиционных строительных техник и цифрового дизайна. Так, как это сделали испанцы из архитектурного коллектива Map13. Их кирпичный павильон в Барселоне, с текучим и аморфным куполом, похож на любопытного глазастого спрута.

 И все же, кирпич — материал с сильным характером и требует соответствующего отношения. Это поняли в архитектурном бюро Studio Toggle, построив в Кувейте многоквартирный дом, будто бы из сваленных в аккуратную кучу кирпичных блоков.

 Остросюжетность и многогранность кирпича обыграли архитекторы голландской студии Heren 5 в коллаборации с художником Boris Tellegen, придумав особый армирующий фасад 7-этажному зданию в Нидерландах.

 Кирпичные «латы» внахлест укрывают стены здания, словно намекая на нежную, чувствительную сердцевину этого материала. Ведь, несмотря на то, что он был жестко слеплен, крепко сформирован и обожжен жизнью, кирпич, в конце концов, обратится в прах. Впрочем, как и мы все.

852
Текст: Исаева Вероника

Комментарии (1)

  • 16.04.2016 | 14:17

    У нас самая удачная доставка в Ваш регион. Мы функционируем с почти всеми перевозчиками Украины, наши расценки очень дешевые. ПП Будпостач: крупноячеистые бетоны международного качества меньше фабричных цен. Решили создать жилище своей мечты: утепленный, долговечный да и экологично чистый? Высокотехнологичные строительные материалы из крупноячеистых бетонов соединяют в себе отличные качества кирпича и дерева. Они дополнительно на 30% дешевле силикатного кирпича, но и дополнительно при этом сильнее хранят тепло, позволяя дополнительно на 25-30% понижать расходы на нагревание. Газоблоки абсолютно не гниют и не разъедаются коррозией. В Европе данный строительный компонент обширно употребляется более 80 лет, в Украине первые заводы по его выпуску появились немного более двадцать лет тому назад. Почти одновременно вместе с ними (17 лет назад) было образовано ПП Будпостач. За это время компания вывела объемы продажи газобетона при помощи Интернет на новый уровень. Только газоблоков торгового бренда Аэрок она продает в год свыше 70 тыс. м?, являясь генеральным дилером корпорации. Из авторизованных представителей больше в Украине не реализует никто. Фирма является дилером украинских торговых брендов Аэрок, Стоунлайт, Купянского силикатного завода, Ю-Тон, UBK, «Автокрафт» и немецкого бренда Ytong газоблоки купить можно у нас. <a href=http://pp-budpostach.com.ua/p649042-gazoblok-avtoklavnyj-berezani.html>газоблок березань</a>

    Комментировать

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

3 октября 2017 г.
1 сентября 2017 г.
19 июля 2017 г.
6 июня 2017 г.
22 мая 2017 г.
26 апреля 2017 г.
7 апреля 2017 г.
28 марта 2017 г.
21 марта 2017 г.
© 2008—2017 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта