Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
26 сентября 2016 г.

Непричесанная история

Чтобы оказаться в 20-30 годах XX века, не нужна машина времени. Достаточно лишь рискнуть и отправиться в путешествие по Марокко.

Побывать в этой стране контрастов мне довелось вместе с туристической группой, которую возглавил историк моды Александр Васильев. Наш маршрут пролегал через Марракеш, Фес, Волюбилис и Касабланку, и на последнем пункте назначения мне бы хотелось остановиться подробней. Признаюсь честно, именно посещения Касабланки с её французским архитектурным наследием я и ждала больше всего, но встреча с реальностью превзошла все мои ожидания.

Марина Погодина и Александр Васильев

Французское наследие

В Касабланке то и дело напоминают о себе модные французские магазины: обшарпанные витрины с пустыми местами для манекенов, которые не увидишь даже в Париже, сохранились здесь и по сей день.

Магазин Ив-Сен Лоран

Сидя в обычном местном кафе, можно наслаждаться красотой потолка характерной геометричной формы и аутентичными предметами интерьера стиля ар-деко, а посещая центр города – обнаружить старинные ворота и двери, уличные почтовые ящики, таблички с названиями улиц и именами архитекторов на двух языках: арабском и французском. Наверняка и внутри квартир (которые, кстати, располагаются на французский манер – по две на этаже, с четырьмя комнатами) сохранились раритетные  вещи, которые воспринимаются хозяевами как нечто само собой разумеющееся…

Вглубь истории

Во время прогулок по Касабланке Александр Васильев провёл для нас настоящий экскурс в историю. В 1907 году Касабланка была оккупирована французами, вокруг маврского города развернулась большая стройка «маленькой Франции». Касабланка начала обрастать зданиями в стиле ар-нуво, созданными по парижским образцам. Первая мировая война стала границей стиля ар-нуво, для которого характерна первоклассная работа  мастеров, утончённая мебель с аккуратными углами, роскошными цветочными орнаментами, асимметрия. Мастера «нового искусства» – ремесленники, кузнецы, мебельщики, краснодеревщики – ушли на фронт, откуда многие из них не вернулись. Когда за дело взялись их ученики, не обладавшие таким мастерством и опытом, на смену архитектуры ар-нуво пришёл более простой в исполнении, симметричный стиль ар-деко, любивший большие зеркала, мебель мелких геометричных форм, отделанную кожей морского ската и стёганую мебель.

Любопытно, что ар-деко 20-х годов разительно отличается от зданий, построенных в том же стиле десять лет спустя.  В 30-е годы беднеющая страна могла себе позволить лишь функциональную архитектуру без изысков. В это время ар-деко приближается к промышленно-индустриальному стилю, ярким образцом которого являются дома-пароходы, резко исчезают ковка, гипсовые балконы…

Ар-деко 20-х гг.

Ар-деко 30-х гг.

Касабланка – школа стилей

Теперь каждый из нашей туристической группы научился безошибочно определять, в какие годы построено то или иное здание. Если и вам доведётся побывать в Касабланке, можете смело пользоваться подсказкой, которой с нами поделился историк моды. Вытянутые вертикально окна, изображение фруктов, символы изобилия, ковка указывают на то, что здание было построено в 20-е годы,  а горизонтальные окна, металлические трубы – на то, что перед вами образец позднего ар-деко 30-х.

По ряду признаков каждый из нас научился так же чётко разграничивать ар-нуво и ар-деко. В частности, на многих зданиях ар-нуво можно заметить декоративный орнамент «удар хлыста», напоминающий некруглый, асимметричный завиток.  Для архитектуры ар-деко характерен круглый завиток, мотив роста жизни, геометрический орнамент с «египетскими наклонностями». Объёмная рельефность ар-нуво контрастирует с более плоскими элементами  ар-деко.

Почему же именно Касабланка стала своеобразной школой различных стилей XX века? Образцы архитектурного искусства сохранились здесь в первозданном виде. В отличие от европейских зданий они не пострадали во время Второй мировой войны, а равнодушие местных властей и общественности словно законсервировало историю  XX века. Достопримечательности в Марокко не реставрируются, но и не разрушаются ради строительства новых зданий.

От шока до восхищения

Памятники архитектуры эксплуатируются и сейчас, поэтому Касабланку не назовёшь городом-музеем. Это живой, колоритный и очень небрежный город, где неожиданно, а подчас причудливо переплетаются прошлое и настоящее, африканское и европейское, роскошь и нищета. Касабланка живёт историей, но совершенно не ценит её, а путешествие во времени вызывает смешанные чувства, от шока до восхищения.

Дизайнер интерьеров Марина Погодина

Записала Анастасия Беломестнова




Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

4 октября 2018 г.
27 сентября 2018 г.
19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта