Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
16 сентября 2015 г.

Неизменный символ

Успешный итальянский предприниматель, владевший судоходной компанией, Джузеппе Мартинелли, прибыл в порт Рио-де-Жанейро в 1889 году, как и все,  надеясь на процветание и светлое будущее. Именно он решил воздвигнуть в Сан-Паулу самый высокий в те времена небоскреб Южной Америки – здание Мартинелли. Идея эта вызвала многочисленные споры, ведь тогда в городе почти не существовало зданий выше 5 этажей. Строительство подобного объекта, начавшееся в 1924 году, ознаменовало собой переход в эру высотного строительства. Правда, не обошлось без проблем – его не раз пытались снести, но, к счастью, каждый раз работа продолжалась.

Здание расположено на большом участке в самом центре города, между улицами Сан-Бенту, Либеро Бадаро и Сан-Джон Авеню. Автором проекта выступил венгерский архитектор Уильям Филлингер из Венской Академии изящных искусств, а сам Джузеппе Мартинелли принимал активное участие в разработке архитектурного облика, нередко внося в него изменения. Оформлением фасада занимались братья Лакомб.

Эскизы проекта, 1923

Весь цемент для строительства импортировался из Швеции и Норвегии. Более 600 рабочих, 90 ремесленников,  в том числе из Италии и Испании, заботились об аккуратном воплощении идеи. Сложные структурные расчеты привели к необходимости импорта вычислительных устройств Mercedes из Германии.

Рисунок, 1929

 Высота здания очень часто менялась: к изначально планируемым 12-ти этажам добавлялись все новые и новые, к 1928 году здание стало 20-ти этажным, а когда этажей стало 24, был наложен запрет на дальнейшее строительство из соображений безопасности. Дело закончилось судом, а некоторые «доброжелатели» даже предложили начать преследование Джузеппе Мартинелли. Однако вопрос разрешил технический комитет, по заверениям которого, здания высотой до 25-ти этажей – безопасны. Но и это решение не совпадало с амбициями и желаниями итальянского предпринимателя, ведь ему уже хотелось 30-этажное здание. Тогда он, подобно Гюставу Эйфелю, не смог отказать себе в удовольствии устроить личные апартаменты в собственном творении, достроив еще 5 этажей.

 Здание Мартинелли впечатляло не только размерами, но и богатым орнаментом, и роскошной отделкой: двери из рижской сосны, лестница из каррарского мрамора, окна, зеркала и бельгийские обои, английская сантехника, швейцарские подъемники, – словом, все лучшее, что тогда было. Стены лестничных проходов были покрыты марморитом (смесь мелко смолотого, отмученного и раскаленного магнезита и раствора сернокислого магния), а личные апартаменты Джузеппе Мартинелли украшены произведениями масляной живописи и арабесками.

Фотография интерьера, 1930

 Архитектурное сооружение имеет выразительную пластичную композицию фасада с глубокими нишами, запроектированными для естественной вентиляции и эффектного освещения. Деление на ярусы выделяет три основных символических блока: фундамент, тело и увенчание. Фундамент выложен красным гранитом; в верхней части на ложных мансардах – минеральный гранит. Тело кирпичного здания окрашено в три оттенка розового, со смесью молотого стекла, горного хрусталя, чистейшего песка и порошка слюды, благодаря чему фасад сверкает ночью. Подобное колористическое решение здания Мартинелли вдохновило бразильского поэта и публициста Освальда де Андраде уничижительно назвать его «городским свадебным тортом».

 После завершения строительства в здании располагались издательства, клубы, профсоюзы, рестораны, кондитерская, школа танцев, гостиница Санкт-Бенедикт и пр. Это место было удачно не только с точки зрения его территориального расположения, но и с коммерческой – фронтоны служили огромными рекламными щитами, а само здание было иконой Сан-Паулу.

 Вскоре настали непростые времена, продлившиеся почти полвека. В связи с серьезными финансовыми проблемами, в 1934 году здание было продано правительству Италии. В 1943 году Мартинелли стало собственностью федерального правительства и было переименовано в здание Америки. После Второй мировой войны город начал активно развиваться, что отразилось в буме на рынке недвижимости. В 1947 году Мартинелли потерял статус самого высокого здания Сан-Паулу, отдав первенство соседнему, в котором расположился государственный банк.

 В 60-х – начале 70-х строение начинает разрушаться и приходить в негодное состояние в силу ряда факторов, и становится вертикальными трущобами для малоимущих семей. В этот период интерьеры стали напоминать сцены из фильма ужаса: длинные и темные коридоры, в которых играли дети, прячась от воров и проституток; неработающие лифты, нефункционирующий мусоропровод, – здание окрестили «пронизанным запахом смерти».

В 1975 году мэр Олаво Сетубал решил спасти одно из самых ярких исторический архитектурных сооружений Сан-Паулу. Выселив упрямых жителей с помощью армии, правительство назначило ответственным за работы инженера Вальтера Мерло. Усилиями 640 работников были полностью заменены гидравлические и электрические системы, установлены новые лифты, фасад был очищен пескоструйной обработкой. Установленная современная противопожарная система делала Мартинелли одним из самых безопасных зданий в городе. В 1979 году он был вновь открыт, сейчас в нем расположены магазины, штаб-квартиры Ассоциации банков SP, Департамент муниципального жилья и планирования. Несмотря на коммерческое предназначение, даже сейчас в здании Мартинелли проводятся экскурсии.


Текст: Виана де Баррос Татьяна

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

19 сентября 2018 г.
11 сентября 2018 г.
23 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
3 августа 2018 г.
30 июля 2018 г.
25 июня 2018 г.
29 мая 2018 г.
7 февраля 2018 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта