Интернет-журнал о дизайне и архитектуре
27 февраля 2018 г.

Напряжённость мысли от − ∞ до + ∞

Архитектор Георгий Гольц, начавший свою творческую деятельность в 1920-х годах, был теоретиком, педагогом и художником в самом широком смысле этого слова. Как отмечали современники, он обладал острым, беспокойным, вечно ищущим талантом. Работая в стиле конструктивизма, мастер реализовывал проекты «в мажорной гамме», создающие впечатление праздника. Рефлексируя о творчестве, Георгий Гольц определил, что должен знать и понимать каждый архитектор.

«Витрувий писал, что архитектор должен знать всё, знания его должны быть многогранны. Первое, что необходимо, − это любовь к своему делу».

«Архитектор должен быть политически, диалектически образованным − знать социальную сущность, философию своей эпохи. Он должен знать не только область своей практической работы и теорию своего дела, но чувствовать и знать всю многообразную жизнь своей страны».

«Архитектор должен знать природу и её законы. Гёте сказал, что если художник изображает природу, то архитектор должен творить в природе. Она неисчерпаемо богата содержанием и прекрасна. Изучая её, отделяя случайное от вечного и постоянного, художник в своих творениях должен стремиться создавать нечто близкое природе, созвучное ей, должен перенимать те способы, которые она применяет при создании своих произведений».

«Архитектор должен изучать явления и предметы в окружающей среде. Ведь законы тяготения, сжатия и растяжения − это те законы, которыми оперирует архитектор и при создании конструкций − стены, опор, балок, каркаса, арки, свода, − и при использовании дерева, камня, металла, бетона, стекла и разнообразных новых материалов. Надо изучать механические и физические свойства материалов, технически использовать их возможности. И вместе с тем, изучая биологию и ботанику, надо понять строение и развитие живого организма в природе, масштаб и соразмерность членений при создании и природе малого и большого организма».

Насосная станция

«Чувство гармонии и система пропорций связывают искусство архитектуры с поэзией и музыкой. Ритмическая последовательность свойственна и этим видам искусства. Архитектор должен развивать архитектурный слух. Вопрос гармонии, пропорций чрезвычайно важный. Здесь мы можем добиться красоты, потому что красота в правде и гармонии. Но и пропорции ничего не значат, если нет мысли».

«Когда мы работаем над изучением классики прошлого, над изучением современного, мысли не приходят сами. Надо постоянно анализировать, исследовать. Теоретические системы − это защита от неучей.Мысли должны скрещиваться, как скрещиваются семьи, которые только тогда и долговечны и крепки, потому что мысли, которые не скрещиваются, семьи, которые не скрещиваются, быстро вырождаются. Искусство требует борьбы, требует противоречий, и тогда рождаются и новые формы».

«Каким должно быть здание? Первое и основное − это идея образа. Подчас проблему архитектурного образа заслоняет или подменяет увлечение формой. Мы видим нагромождение форм и объёмов, отнюдь не выявляющих образа сооружения. Необходимо умение правильного обращения с объёмом. Нужно понять, что объём есть непосредственная функция плана, а архитектура фасада − функция объёма. Только при этих условиях можно будет добиться понимания того, что архитектура является не случайным решением объёма, а целостным организмом».

Изокомбинат в Москве

«В совершенном произведении искусства есть единство конструктивной, архитектурной и композиционной идеи. Каждая архитектурная форма, каждая деталь должна отвечать утилитарному и идейному назначению целого, должна вытекать из общей идеи архитектурного задания, из характера окружающей среды. И конструктивная тема, и архитектурная тема должны быть выражены простыми средствами. Только правдивая и закономерная конструкция производит впечатление. В образе сооружения форма должна быть связана с содержанием».

«Необходимое качество большого искусства− напряжённость организма, чтобы во всех элементах здания ощущалось напряжённое взаимодействие масс, чтобы все конструкции, все детали работали. Архитектурный образ прекрасен, когда он осуществляет принцип развития и роста организма в движении. Природа не терпит остановки. Надо выразить мысль на отрезок времени в пространстве от − ∞ до + ∞».

Прядильная фабрика в Ивантеевке

«Большое значение имеет умение пользоваться тем или иным материалом. Любой материал приобретает большой художественный смысл, когда к нему прикасается подлинный мастер-художник. Блестящий тому пример − обыкновенный кирпич Коломенской церкви или кирпичные стены Московского Кремля. Мрамор не может прикрыть убожества архитектурной мысли.Прекрасное создавать труднее, чем роскошное. Красота всегда дешевле роскоши».

Реконструкция Камерного театра в Москве

«Нужна неустанная тренировка руки и глаза. Глаз предугадывает то, что затем доказывает разум. Надо вырабатывать видение прекрасного. Надо развивать вкус, чувство прекрасного, а это достигается в результате долгих наблюдений природы и произведений искусства. Вкус вырабатывает стиль. В природе нет безвкусных вещей».

«В произведениях старых мастеров много прекрасного, но мы должны найти своё прекрасное. Я считаю, что каждое произведение должно быть понятно всем, но это очень трудно сделать, это доступно только большим мастерам. Все замечательные сооружения выражали глубокую мысль, понятную массам. И наша задача − найти ясный образ и чёткую идею».

Второй дом Совнаркома в Зарядье

«Архитектура − это наиболее выразительный и наиболее сильный памятник эпохи. Если наше поколение не сумело ещё создать прекрасных вечных памятников, достойных нашего времени, то я уверен, что молодое поколение это сделает».

Можно почитать:

Полёт Мельникова за архитектурой


Текст: Фокина Ирина

Комментарии

Оставить комментарий:

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи.

Другие статьи

7 февраля 2018 г.
29 декабря 2017 г.
18 декабря 2017 г.
11 декабря 2017 г.
22 ноября 2017 г.
© 2010—2018 Berlogos.ru. Все права защищены. Правовая информация Яндекс.Метрика design Создание сайта